Закон – регулятор дорожного движения
Отныне пантеры, драконы, языки пламени и прочие аэрографические украшения автомобилей запрещены законом. Полицейские получили право штрафовать за оставленные на обочине дороги машины и даже за работу двигателя в жилой зоне, если он мешает людям. Мы постарались узнать все об изменениях и дополнениях в новые законы «О дорожном движении» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения», которые вступили в силу в конце октября т.г.
В Законе «О дорожном движении» прописано, что сотрудники полиции могут останавливать транспорт для проверки в случаях нарушения ПДД, розыска угнанных автомобилей или водителей, скрывшихся с места происшествия. Также автомобиль могут «тормознуть» и во время обычного регулирования дорожного движения. Кроме того, инспекторы имеют право останавливать машины на стационарных постах полиции для проверки документов, при проведении оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ). А если универсальный полицейский намерен проверить документы на перевозимый груз, то припарковаться он может обязать и вне поста. Опрос водителей или пассажиров, ставших свидетелями происшествия, необходимость предоставления транспорта или исполнение решений уполномоченных органов тоже являются основаниями для остановки.
Во всех остальных случаях сотрудники органов внутренних дел не вправе «тормозить» водителей.
Отныне на территории республики запрещено садиться за баранку тем иностранцам, которые желают работать в нашей стране, но не имеют водительских прав казахстанского образца.
И водителю, и пассажирам нельзя покидать машину, остановленную сотрудником полиции.
До выхода нового Закона «О дорожном движении» к некоторым трехмерным рисункам на кузовах могли предъявить претензии, лишь усматривая в них рекламу. Тем не менее, в областном центре можно было увидеть немало автомобилей, заметных благодаря работе художников. Теперь позиция полицейских в этом вопросе будет однозначной: аэрографическая роспись автомобилей вообще запрещена.
Также вето налагается на использование неисправных авто, которые создают угрозу безопасности дорожного движения или наносят вред окружающей среде.
Запрет на стоянки в неположенных местах породил немало споров и возмущений автолюбителей. Ведь города и районы оказались не приспособлены к этому требованию. Стоянкой «в неположенном месте» можно назвать любое пространство в населенном пункте, необозначенное соответствующими указателями. То есть отныне водителям нельзя оставлять автомобили на обочинах дорог, около магазинов, где нет разрешающих дорожных знаков и разметки.
Этот пункт закона инициативная группа Общества содействия автомобилистам назвала абсурдным. Общественники даже обратились с протестом в Генеральную прокуратуру РК. Представители надзорного органа тоже признали требование невыполнимым и рекомендовали членам Правительства изменить или вообще вычеркнуть его.
Реакция последовала сразу же. В Министерстве внутренних дел РК сообщили, что пока водителей наказывать за несоблюдение данной нормы не будут. Таким образом, местным властям дана возможность подготовиться, расставить соответствующие знаки, сделать нужную разметку.
Отныне знак, не разрешающий остановку, подразумевает и запрет на стоянку. На участках трасс, отмеченных знаком «Главная дорога», на эстакадах, мостах, путепроводах, ближе, чем в 50 метрах от железнодорожных переездов, ну и конечно на клумбах, газонах, спортивных и детских площадках машины тоже стоять не должны.
И даже в специально отведенных местах есть запреты для транспорта. В жилой зоне нельзя оставлять машину с включенным двигателем, если это создает неудобства жителям. Например, вас всегда раздражали шум и запах выхлопных газов от разогревающихся двигателей соседских автомобилей. Теперь вы имеете полное право обратиться со своими жалобами в ДВД. Сотрудники полиции в свою очередь на законных основаниях накажут владельцев шумных машин.
Процесс передачи руля близким и друзьям был несколько усложнен новым законом. Раньше было достаточно письменной доверенности, написанной хозяином машины. Теперь она действительна лишь в том случае, когда владелец авто находится рядом. Если хозяина в машине нет, то водителю нужна бумага, зарегистрированная в полиции.
Как отметил руководитель управления государственного языка и информации ДВД ВКО Бакытжан Торгаев, обновленные права будут выдаваться лицам, впервые их получающим. А существующие водительские документы останутся действительны до истечения срока. Замена на новые удостоверения раньше времени будет проводиться добровольно – по желанию владельцев.
– На сегодняшний день в МВД РК утвержден эскиз нового водительского удостоверения, – сообщил Бакытжан Торгаев. – О сроках их выдачи будет извещено дополнительно.
Время, отведенное на регистрацию авто, увеличилось вдвое. Теперь эту процедуру, а также совершение таможенных операций разрешается осуществлять за десять рабочих дней, вместо прежних пяти. Скутеры, трициклы, мотоциклы, квадроциклы, обозначенные в подкатегориях, также подлежат регистрации. До вступления в силу обновленного Закона «О дорожном движении» мини-транспорт документировался как сельскохозяйственная техника или не регистрировался вообще.
Изучаем, почему могут отказать в выдаче госномеров. Основания, согласно закону, следующие:
– отсутствие сертификатов соответствия для новых транспортных средств;
– вовремя не пройден техосмотр;
– водитель вовремя не оплатил штрафы или налоги.
Узаконена покупка красивых номеров. Если обычные государственные регистрационные номерные знаки (ГРНЗ) облагаются пошлиной в 2,8 МРП, то за «блатной» номер водителям нужно раскошелиться почти в 50-80 раз больше (от четверти до полумиллиона тенге). При этом дорогие сочетания трех цифр закрепляются за владельцами. То есть при продаже машины номер можно сдать на хранение, а при покупке новой – получить обратно.
Нововведения коснулись также деятельности СТО и операторов техосмотра. Проведенные диагностика и ремонт в мастерских должны быть удостоверены печатями, подписями и гарантией исполнителей. Операторы техосмотров отныне к таким работам вообще не допускаются. Им позволена лишь уборка и мойка транспортных средств. Возросла ответственность, возложенная на эту категорию контролеров. Если оператор не заметил или сознательно пропустил поломку, он обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу автовладельца и других участников аварии, если именно эта неисправность стала причиной происшествия.
Пожилые водители Казахстана теперь должны проходить медосмотр каждые два года.
Новое правило обязывает автолюбителей старше 65 лет чаще показываться врачам. Если все водители проходят осмотр только при обмене водительского удостоверения (с периодичностью десять лет), то пожилые люди теперь должны посещать медиков в пять раз чаще. В Восточном Казахстане насчитывается почти 33 тысячи водителей преклонного возраста, которых коснулись изменения Закона «О дорожном движении».
Также новыми правилами предписаны частые осмотры перевозчиков пассажиров и опасных грузов. Они обязаны контролировать состояние своего здоровья каждые три года, а люди старше пятидесяти лет – ежегодно.
Уполномоченный орган или работодатель имеют право направить водителя на досрочный или повторный осмотр, указав причину. Водители, лишенные права управления автотранспортом за нарушения, должны проходить повторную медкомиссию перед восстановлением прав не ранее, чем за месяц до истечения срока наказания.
Как бы ни возмущались водители по поводу наказания за использование летних шин зимой, это решение все же будет введено в действие. И произойдет данное событие уже первого января. Поэтому владельцам авто стоит внимательнее относиться к «обуви» своих «железных коней» и в целях собственной безопасности, и для того, чтобы сберечь деньги.
Хотя в новом Законе «О дорожном движении» ничего не сказано о глубине протектора и прочих шинных тонкостях, автолюбителям, использующим покрышки не по сезону, не избежать штрафа. Как пояснили в областном департаменте внутренних дел, в нашей стране применяются правила, установленные международными договорами, ратифицированные Казахстаном. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» вступает в силу с 1 января будущего года. Нежелающих считаться с международным требованием ждет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей (более девяти тысяч тенге).
Норма за нарушение правил эксплуатации транспортных средств есть и в действующем Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», сообщили в ДВД ВКО. Дословно это звучит так: «Управление транспортными средствами, не отвечающими установленным правилам обеспечения безопасности дорожного движения, влечет за собой штраф». Конкретно об использовании шин не по сезону здесь не сказано. Тем не менее, сотрудники полиции имеют право наказывать водителей за ненадлежащее техническое состояние транспортных средств, не дожидаясь наступления нового года, когда вступит в силу техрегламент Таможенного союза.


