Общество

Чтобы исключить нарушения

Областной Департамент внутреннего государственного аудита с помощью камерального контроля ведет активную работу по предупреждению нарушений законодательства РК о государственных закупках.

Как отмечает руководитель Департамента Серик Мамаев, благодаря автоматизации госаудит можно проводить дистанционно путем ежедневного мониторинга единого веб-портала государственных закупок.

– Основная цель камерального контроля – пресечение нарушений законодательства о государственных закупках в начальной стадии их совершения посредством самостоятельного устранения нарушения объектом. При этом предусмотрено освобождение от штрафов при своевременном устранении нарушения, – поясняет Серик Мамаев.

Специалистами Департамента подведены некоторые итоги камерального контроля за первый квартал текущего года. Так, было проверено 41 674 тысячи процедур госзакупок на общую сумму 219,1 млрд тенге. По итогам камерального контроля выявлены нарушения по 838 лотам на сумму более 26,7 млрд тенге. По каждому из них направлены уведомления об устранении.

Среди наиболее часто допускаемых нарушений – установление заказчиком требований, не предусмотренных законодательством, а также отражение условий, вводящих потенциальных поставщиков в заблуждение, неотражение или неполное описание причины отклонения конкурсных заявок поставщиков, установление срока поставки менее 15 календарных дней, необоснованное определение способа закупки из одного источника путем прямого заключения договоров и другие.

Ранее наибольшие значимые нарушения приходились на долю процесса подведения итогов конкурсов (аукционов) по необоснованному допуску или отклонению.

– С 1 января текущего года рассмотрение обращений по четвертому направлению по камеральному контролю (обжалование итогов) производится уполномоченным органом, а территориальными подразделениями рассматриваются обращения по остальным направлениям конкурса (аукциона) и по закупкам, проведенным другими способами государственных закупок, – отмечает Серик Мамаев.

По его данным, за первый квартал текущего года Департаментом рассмотрено более 80 обращений на действия организаторов закупок. Были выявлены разные факты нарушений, в том числе необоснованная отмена двух открытых конкурсов на сумму более 1 млрд тенге. По одному конкурсу на сумму около 600 млн тенге установлено необоснованное признание потенциального поставщика соответствующим квалификационным требованиям в части обладания соответствующей правоспособностью, материальными и трудовыми ресурсами.

Также выявлены множественные факты по несоблюдению законодательства РК о государственных закупках. Всего с начала года по результатам проведенных аудиторских мероприятий возбуждено 50 административных производств на сумму 6034,7 тыс. тенге.

Выявляются нарушения по закупкам, проведенным способом запроса ценовых предложений. Так, закупки, которые не подпадают под профили и элементы камерального контроля, при поступлении обращений влекут проведение аудита с выявлением нарушений, влекущих признание результатов закупок недействительными.

Зачастую из-за невнимательности организаторов, к примеру, в виде отсутствия отметки в объявлении о проводимых закупках, о наличии лицензии, влекут участие в закупках потенциальных поставщиков, не обладающих соответствующей правоспособностью, что в результате приводит к заключению договоров с поставщиками, не имеющими соответствующих лицензий или разрешений.

К слову, все проблемные вопросы после их анализа и изучения перенаправляются через Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК в Департамент законодательства государственных закупок Министерства финансов. Там оперативно реагируют после проведения глубокого анализа всей информации путем подготовки поправок в действующее законодательство.

Например, в конце февраля текущего года Министерством финансов утвержден перечень отдельных закупок, в которых разрешается установление дополнительных требований со стороны заказчика. Так, услуги по медосмотру и организации питания теперь могут оказывать только те компании, которые находятся на территории города, области.

Кроме того, вследствие последних изменений и дополнений в законодательство, уменьшается количество исков, связанных с просрочкой со стороны поставщика. Так, если ранее заказчик обязан был подавать в суд на участника, допустившего нарушение сроков исполнения договора, то теперь такое требование необязательно, в случае если поставщик, нарушивший сроки исполнения договора, впоследствии надлежащим образом исполнил свои обязательства, выплатил неустойку за просрочку и все это в совокупности не принесло никаких негативных последствий.

В случае если какая-либо фирма признана недобросовестным участником госзакупок, то исключить ее из «черного списка», согласно закону, возможно только через два года.

Фирмам, прежде чем участвовать в государственных торгах, необходимо провести качественную аналитику ниши, в которой она работает, знать все нюансы законодательной базы. Для этого департаментом внутреннего государственного аудита по ВКО в текущем периоде проведено шесть семинаров, в том числе с выездом в регионы области. Были разъяснены изменения Закона «О государственных закупках», Правила осуществления государственных закупок, Кодекса «Об административных правонарушениях». В семинарах участвовали как представители со стороны заказчиков и организаторов конкурсов, так и поставщиков, которые имели возможность получить ответы на самые актуальные вопросы.


Бахыт Сарсембаева

Еще новости

Back to top button