На egov, как на каторгу?
Очереди в зыряновском ЦОНе стали причиной недовольств жителей района. Горожане и сельчане, обращаясь в редакцию газеты, отмечают, что даже талон на посещение невозможно взять без ожидания в толпе. Наш корреспондент попытался разобраться в ситуации и понять, в чем же причина очередей в филиале госкорпорации «Правительство для граждан».

В ЦОНе в разгар рабочего дня на самом деле было многолюдно. Около 10 человек ждали получения талона. В рамках эксперимента наш корреспондент тоже занял очередь, чтобы взять адресную справку. Через 15 минут ему выдали талон, еще через пять пригласили подойти к окошку. В общем ушло чуть более 20 минут, при этом сотрудники вели себя корректно и вполне профессионально.
Честно признаться, ожидали худших результатов, так как звонившие в редакцию говорили о часовых очередях, которые нужно занимать чуть ли не с пяти утра. Впрочем, возможно, длительность ожидания зависит и от самой услуги. Больше всего жалоб поступает от тех, кто приходит в социальный сектор для расчета пенсии или оформления пособия…
После эксперимента мы обратились за комментариями к руководителю филиала Рауилю Шарифуллину. По его информации, накладки в работе возникают из-за дефицита кадров. По штатному расписанию в филиале с учетом технического персонала должны работать 25 человек. По факту же трудятся 16.
В ЦОНе функционируют девять окон, соответственно, столько же должно быть на приеме и специалистов. Но пока, как отмечает руководитель филиала, их только трое. Часть сотрудниц находятся в отпуске по уходу за ребенком, кроме того, в этом году по разным причинам уволились сразу несколько человек
На входной двери ЦОНа висит объявление о приеме на работу. Открыто девять вакансий.
– Ждем людей со средним специальным образованием, имеющих стаж работы от года, и специалистов с высшим образованием, независимо от стажа, – поясняет главный специалист филиала Мадина Крашенинникова. – Всем претендентам нужно будет сдать экзамен на знание законодательства, но мы помогаем к нему подготовиться. Недавно одна претендентка его успешно сдала и скоро пополнит наши ряды.
За последние годы в разы выросло количество оказываемых в ЦОНе услуг. Если, по словам Рауиля Шарифуллина, 10 лет назад их было всего 240, то сегодня – уже 746. Госкорпорация «Правительство для граждан» объединила целый ряд госучреждений и структур: непосредственно ЦОН, ГЦВП, центр по недвижимости, НПЦзем.
– Если посмотреть статистику за август 2018 года, сотрудниками нашего филиала было принято 5 244 заявки на получение госуслуг, – рассказывает Мадина. – При этом было выдано 4 700 документов. То есть фотофиксацию прошли почти 10 тысяч посетителей. Еще 3083 человека воспользовались возможностями сектора Connection Point.
В идеале Connection должен работать как зона самообслуживания. Но на практике подавляющее большинство посетителей не просто обращаются за советом к операторам ЦОНа, а просят все сделать за них.
Заметно разгрузить сотрудников зыряновского филиала могут сами жители района, если начнут активно пользоваться возможностями «электронного правительства». Пока же, как отмечают специалисты ЦОНа, получатели услуг даже при наличии электронной цифровой подписи приходят в отделение филиала и просят оформить необходимые им справки на месте.
– Мы видим по статистическим данным, что некоторые граждане получают электронные подписи повторно за короткое время, но все равно не используют возможности сайта egov.kz, – говорит главный специалист филиала. – Мы стараемся объяснить преимущества электронного правительства каждому, но достучаться до многих не можем.
Заявку на выпуск электронной цифровой подписи, которая действительна от года (на внешнем цифровом носителе) до трех (чип удостоверения), можно подать из дома на сайте pki.gov.kz. Это заметно сократит время пребывания в ЦОНе непосредственно в момент оформления ЭЦП.
Кстати, в филиале госкорпорации напоминают, что обладатель электронной цифровой подписи может получать через сайт различные документы не только для себя, но и для третьих лиц. Благодаря этой услуге классные руководители, к примеру, могут брать адресные справки на всех своих учеников.
– Мы оформили ЭЦП для сотрудников всех наших школ, – говорит Мадина Крашенинникова. – Но весь сентябрь непрерывным потоком к нам со всего района продолжают идти родители за адресными справками на детей, которые с них требуют в начале учебного года.
В ЦОНе уточняют, что и сельчане могут получать целый спектр госуслуг в своих местных акиматах. Это позволит людям не тратить деньги и время на поездки в районный центр.
Чтобы взять ту или иную справку, не обязательно даже оформление ЭЦП. Можно это сделать и при помощи одноразового sms-пароля, если номер телефона человека есть в базе электронного правительства. Сотрудники зыряновского филиала госкорпорации автоматически регистрируют номер каждого обратившегося по любому вопросу услугополучателя. Таким образом, по данным Мадины Крашенинниковой, уже около 70 процентов жителей района зарегистрированы в базе мобильных граждан.
…Развитие «электронного правительства» призвано облегчить жизнь простого человека, избавить его от походов по учреждениям. Уже сегодня получить большинство справок можно не выходя из дома. Но пока, как заверяют в зыряновском ЦОНе, подавляющее большинство жителей сел и малых городов к предложению зайти на egov относятся с опаской, искренне считая, что сотрудник филиала госкорпорации сделает все в разы лучше бездушной машины…
«Электронное правительство» в цифрах
На сайте egov.kz можно найти интересную статистику, позволяющую составить портрет активного пользователя услуг портала. Почти половина обратившихся (46 %) в 2017 году – люди в возрасте от 25 до 34 лет. Достаточно активны и те, кто уже разменял пятый десяток (20 %) . А вот продвинутая молодежь от 18 до 24 лет им уступает (15%).
При этом 60 процентов посетителей сайта – женщины.
Если посмотреть статистику по городам, в лидеры, что и понятно, учитывая количество жителей, попали южная и северная столица. Жителей нашего областного центра сложно назвать активными пользователями. Если из той же Караганды в 2017 году на портал заходили более миллиона ста тысяч человек, то из Усть-Каменогорска – только 396 558.
Мобильные с рождения
Знаете ли вы, что сегодня мамы, еще находясь в роддоме, могут по телефону не только подать заявку на регистрацию рождения ребенка и выплату единовременного пособия, но и занять для своего малыша очередь в детский сад? Для этого заранее необходимо зарегистрировать свой номер телефона в базе мобильных граждан.
Сделать это можно непосредственно в ЦОНе или же на сайте egov.kz при наличии электронной цифровой подписи.
Топ 10 популярных услуг «электронного правительства»
в 2017 году (статистика egov.kz)
1 Выдача адресных справок с места жительства 16238572
2 Выдача справки о пенсионных отчислениях 2772323
3 Выдача справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках 2638413
4 Выдача справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества 2460915
5 Выдача справки о наличии (отсутствии) судимости 1511925
6 Выдача справки о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве 394273
7 Постановка на очередь детей в детский сад 235912
8 Получение справки о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства) 195598
9 Выдача справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица 178478
10 Государственная регистрация прав на недвижимое имущество 149950
Зыряновский район


