Дайте 200 тысяч на бесплатную операцию
Простой и вроде бы понятный призыв о помощи – сборе средств на операцию для молодой девушки обернулся серьезным расследованием, причем не только журналистским, но и служебным внутри нескольких медучреждений управления здравоохранения области.
А поводом всему стала открытая публикация с размещением фото, указанием имени и фамилии девушки, а также других данных на одном из риддерских пабликов. Мы, по этическим причинам, ее фамилию указывать не будем.
«Риддер просим помощи! Помогите, кто чем может! Моей подруге Виктории срочно нужна операция! Диагноз: киста правого яичника.
Операция по удалению кисты будет стоить 200 000 тенге плюс курс реабилитации. В нашем городе делать операцию отказались, так как не уверены, что смогут провести операцию «успешно»! Направили в область, так как она гражданка Украины, операция без каких-либо льгот. Месяц назад она обратилась в больницу с болями внизу живота и кровотечением, не прекращавшемся в течение двух недель. Прошла курс лечения в нашей горбольнице, после чего боли снова вернулись. На УЗИ уже другой врач сказала, что это киста яичника, и что она была в тот момент, когда Виктория находилась на лечении в горбольнице. Сейчас киста большого размера. Это не розыгрыш, не шутка, не просто попытка собрать деньги, это, действительно, правда, просим помощи! Спасибо всем, кто откликнется на нашу беду!» (орфография и пунктуация сохранены).
А далее шел номер банковской карты, куда следовало перечислять финансовую помощь. Также к тексту были прикреплены две фотографии – самой девушки и заключение исследования органов малого таза.
Понимая, что ситуация неоднозначная и по закону истолкована неверно, мы связались с автором поста и попытались объяснить, что девушка, о которой идет речь, если имеет вид на жительство в Казахстане, имеет полное право оперироваться бесплатно. И никакие деньги на лечение собирать не нужно. После этого сама Виктория оперативно вышла с нами на связь. В телефонном разговоре она рассказала свою версию случившегося с ней.
– Я гражданка Украины, но имею вид на жительство в Казахстане, прикреплена к Риддерской горбольнице. Два месяца назад экстренно поступила с аппендицитом в первую горбольницу Усть-Каменогорска, меня прооперировали, три дня я лежала бесплатно, потом с меня брали оплату за пребывание, – рассказывает двадцатилетняя жительница Риддера. – Беременеть пока было нельзя, но через месяц я узнала, что в положении. Решилась на медикаментозное прерывание беременности. Появились осложнения. В середине марта попала в гинекологическое отделение Риддерской горбольницы. При выписке на УЗИ все было в норме. А через три недели с кровотечением снова поступила в эту больницу. На повторном УЗИ обнаружили кисту яичника, и уже немаленького размера. Назначили гормональную терапию. Заведующая гинекологическим отделением Мира Слямовна сказала, что срочно нужна операция по удалению кисты, иначе в любой момент она может лопнуть. В Риддере операцию не сделали и направление в первую городскую больницу областного центра не дали, сказали: «Там тебя всю разрежут», посоветовали делать операцию в клинике «Евромед». Я узнавала, она стоит примерно 200 тысяч тенге. У меня таких денег нет, пришлось обратиться за помощью к людям.
За разъяснением ситуации пришлось обратиться к руководству областного управления здравоохранения и посетить Риддерскую горбольницу. По факту нашего запроса в обл-здраве начали свое служебное расследование в двух упомянутых медучреждениях Усть-Каменогорска и Риддера. И вот что выяснилось.
– Эта пациентка действительно была доставлена в экстренном порядке бригадой скорой помощи в Усть-Каменогорскую городскую больницу № 1 с подозрением на аппендицит, но только не два месяца назад, а в октябре прошлого года, – говорится в официальном ответе Управления здравоохранения ВКО. – На тот момент по существующему законодательству ее, как гражданку другой страны, прооперировали бесплатно, ведь ей требовалась экстренная неотложная помощь. А когда была устранена угроза жизни больной и стала возможна ее транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи согласно действующему на тот момент Кодексу Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» осуществлялось на платной основе. С января этого года в кодекс внесены изменения, и теперь иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие и имеющие вид на жительство в нашей стране, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи наравне с гражданами Казахстана. А в соответствии с пунктом 17 Правил прикрепления к организациям первичной медико-санитарной помощи они так же, как и казахстанцы, могут прикрепиться к СВА по месту проживания, работы или по праву свободного выбора медицинской организации.
Также в облздраве пояснили, что в настоящий момент в Риддерской городской больнице не проводят гинекологические операции с помощью лапароскопического оборудования (безразрезные), оперируют методом традиционной хирургии с наложением косметических швов, что вышеупомянутую пациентку не устроило.
– Конечно, риддерские врачи об инновационных операциях осведомлены, и в текущем году запланировано обучение акушеров-гинекологов на таком оборудовании, пока лапароскопическим способом там оперируют только хирурги, – отметили в облздраве.
Мы побывали в Риддерской городской больнице и встретились с заведующей гинекологическим отделением Мирой Шерияздановой, у которой и проходила лечение Виктория. Доктор с многолетним стажем, мягко говоря, была шокирована действиями и поведением пациентки.
– Я когда эту историю услышала, мне стало плохо. Такие обвинения, такое ребячество, – говорит Мира Шериязданова. – Да, она поступила к нам в середине марта с жалобами на тянущие боли внизу живота, кровянистыми выделениями и повышенной температурой, причем, с ее слов, она была больна в течение двух месяцев, после того как в конце декабря прошлого года сделала медикаментозный аборт в Усть-Каменогорске. Мы пролечили ее бесплатно, хотя она не была прикреплена к медучреждению, и видела я ее впервые. Выписали 20 марта в удовлетворительном состоянии с рекомендациями дальнейшего долечивания в амбулаторных условиях. Примерно месяц спустя, когда я вела прием беременных женщин, она зашла без очереди и стала показывать мне заключение УЗИ и обнаружение у нее кисты. Скорее всего, это возникло как осложнение после аборта. Я попросила ее принести амбулаторную карту и зайти в порядке очереди. Она ответила, что торопится и командным тоном настояла на моем немедленном ответе про операцию, где ее можно сделать лапароскопическим путем, платно это или нет. Так как девушка не захотела детально разговаривать, я взяла у нее номер сотового телефона, и она ушла. 25 апреля мы договорились с заведующей гинекологическим отделением первой горбольницы Усть-Каменогорска о проведении лапароскопической операции для Виктории по порталу. На следующий день я позвонила пациентке, пригласила на прием, но она так и не пришла. Вот скажите, многие ли врачи будут так бегать за пациентом, которая не является беременной и даже не прикреплена к медучреждению?
К слову, когда начался разбор этой ситуации, Виктория тут же прикрепилась к Риддерской горбольнице.
Мира Шериязданова уверяет, что ни на какой платной операции в частной клинике областного центра для пациентки она не настаивала и уж точно не пугала ее какими-то страшными операционными разрезами в государственных больницах региона.
Доктор звонила Виктории несколько раз. Она все же явилась на прием, однако сказала, что медкарту и результаты УЗИ оставила дома.
– Ну это же детский сад какой-то! – недоумевает доктор. – Зная, что требуется операция, анализы, регистрация, и так себя вести! Это ведь не шутки, мы поставили на портал и ее давно ждали в Усть-Каменогорске.
А здесь следует подчеркнуть, что вчера, когда верстался номер, мы узнали, что Викторию успешно прооперировали.
– 15 мая она поступила к нам на госпитализацию, на следующий день ее бесплатно прооперировали, – рассказал заместитель главного врача Усть-Каменогорской городской больницы № 1 Мурат Нурбикенов.
Остается загадкой, зачем Виктория выдумала слезную историю для людей о срочном сборе средств на операцию и лечение, зачем обозначила нам недостоверные даты и периоды ее прошлых операций и нахождения в больницах, уверяла, что прикреплена к медучреждению, в то время как этого не было. Говорила, что с нее берут деньги за приемы, когда в журнале платных услуг КГП на ПХВ «Риддерская городская больница» факты оплаты этой пациенткой не зарегистрированы. Ответы на эти вопросы мы хотели бы узнать, но не смогли, потому что с удивлением обнаружили, что наши контакты Виктория заблокировала. К слову, и публикацию с просьбой о помощи с риддерского паблика удалили.
Коллаж Жанны Кушеровой