Общество

Правительство для граждан

В единую государственную корпорацию «Правительство для граждан» объединились четыре РГП. Прошло уже три месяца. Самое время узнать, как реструктуризация отразилась на работе сотрудников этих ведомств, а главное, насколько облегчила жизнь гражданам?

Правительство для граждан

В чем плюсы объединения для потребителей услуг и работников госкорпорации, рассказал директор департамента «ЦОН» – НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по ВКО Азамат Есембулов.

Четыре ранее самостоятельных ведомства: «Научно-производственный центр земельного кадастра», «Центр по недвижимости», «Государственный центр по выплате пенсий» и центры обслуживания населения объединились. Зачем?

– Госкорпорация «Правительство для граждан» стала единым провайдером государственных услуг. Сделано это для того, чтобы граждане могли получать в одном месте на первом этапе 522 госуслуги, а в дальнейшем – более 700.
Создание госкорпорации – это следующий этап развития госуслуг. В будущем, в ходе оптимизации, увеличится количество центров обслуживания населения, произойдет перераспределение штатных единиц работников объединяемых предприятий. Это также позволит сократить сроки получения услуг, так как обработка документов будет проводиться внутри корпорации. Кроме того, после проведения инвентаризации и модернизации зданий объединенных РГП, количество центров обслуживания будет увеличено до 496, продолжится автоматизация услуг, что приведет к прозрачности бизнес-процессов.

Главная цель создания корпорации – это предоставление казахстанцам всех государственных услуг в одном месте, по единому стандарту и в кратчайшие сроки. Неслучайно в состав корпорации объединены четыре основных предприятия, оказывающих самые востребованные социально значимые услуги. Теперь, придя в центр обслуживания населения, помимо всех ранее предоставляемых услуг, граждане смогут получить государственные услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений и движимого имущества.

В феврале в Восточном Казахстане внедрен пилотный проект, сотрудники ЦОН проходили практику по обмену опытом на базе ГЦВП, аналогичным образом сотрудники ГЦВП оказывали государственные услуги на базе ЦОН. Абсолютно все сотрудники прошли эту практику. Можно с уверенностью сказать, что полученный опыт сейчас помогает в работе инспекторов.

– Какие услуги ЦОН являются сегодня наиболее востребованными среди граждан?

– Как выяснилось, чаще всего клиенты обращаются за получением различных информационных справок. Самая востребованная на сегодняшний день госуслуга – выдача адресной справки. Также часто запрашивают официальное подтверждение зарегистрированных прав на недвижимое имущество, информацию о поступлении или передвижении средств вкладчика. В последнее время очень популярной становится услуга по получению электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Люди поняли, насколько удобным и быстрым может быть использование ЭЦП. В основном к нам обращаются за получением услуги по назначению жилищной помощи пенсионеры и лица с ограниченными возможностями. Кроме того, для клиентов, которые по состоянию здоровья самостоятельно не могут обратиться в ЦОН, есть возможность получения госуслуги на дому. Для того чтобы домой пришел специалист и оформил необходимые документы, достаточно позвонить по телефону 1414 и сделать заявку. Инспектор согласует время, в которое клиенту будет удобно его принять, затем приедет и оформит все бумаги.

– На расширенном заседании правления под председательством заместителя Премьер-Министра РК Дариги Назарбаевой обсуждались перспективные задачи созданной Госкорпорации. В частности речь шла о переходе от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления».

– Сегодня более 70 процентов всех государственных услуг можно получить через государственную корпорацию «Правительство для граждан». В дальнейших планах госкорпорации – совершенствование оказания государственных услуг, использование передовых технологий и решений, снижение административных барьеров. Как раз именно сейчас в госкорпорации идет работа по изучению услуг в части сокращения пакета документов и сокращения времени оказания госуслуг. Так, недавно изменения коснулись перепланировки перегородочных стен. Если раньше, чтобы произвести перепланировку внутренней стены толщиной более пяти сантиметров, необходимо было согласование уполномоченного органа (архитектура, ГАСК), без которого услуга по техобследованию не оказывалась, то теперь узаконение требуется исключительно в случаях перепланировки капитальных перегородочных стен. Другой пример. На безбарьерное обслуживание переведено 143 фронт-офиса ГЦВП, идет работа по переводу на такой вид обслуживания оставшиеся 78. В общем, в новой структуре объединены 530 госуслуг, которые оказываются населению по принципу «одного окна».

Недавно были определены еще 53 новые услуги для передачи в госкорпорацию. Таким образом, в ближайшем будущем граждане смогут получать через фронт-офисы госкорпорации «Правительство для граждан» уже 583 услуги.

Юлия Чернявская

Еще новости

Политика

Правительство для граждан

Правительство для граждан

Считанные дни остались до появления государственной корпорации «Правительство для граждан», которая, по мнению экспертов, ознаменует собой следующий этап развития государственных услуг в Казахстане.

Что будет представлять собой новое некоммерческое акционерное общество? И будут ли закрыты уже привычные восточноказахстанцам Центры обслуживания населения? За ответами мы обратились в пресс-службу Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК.

Напомним, ранее Главой государства был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг». Официальный документ был направлен на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов», а также на повышение качества предоставляемых государственных услуг и подразумевал последующую модернизацию ключевых инструментов – Центров обслуживания населения и электронного правительства.

Уже с 1 марта вводится в действие Постановление Правительства РК «О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

На первом этапе госкорпорация объединит четыре основных республиканских госпредприятия: это Центр по недвижимости, Научно-производственный центр земельного кадастра, Государственный центр по выплате пенсий и Центры обслуживания населения. Идея создания Правительства для граждан сводится к тому, чтобы люди могли получать все социально значимые услуги в одном месте в самые кратчайшие сроки.

Первоначально к этой же благой цели стремились Центры обслуживания населения, открывшиеся у нас в стране в 2007 году для обеспечения равного доступа к государственным услугам широким слоям населения. Каждый из нас наверняка помнит, как значительно облегчили ЦОНы нашу жизнь, постепенно избавив нас от томительных ожиданий в очередях, от обивания порогов многочисленных инстанций в получении заветной справки… Ежегодно увеличивалось количество предоставляемых ими услуг по принципу «одного окна». Для повышения эффективности работы ЦОНов в 2011 году произошло их слияние с инфраструктурой электронного правительства. Постоянно менялся формат работы в обслуживании населения, повышались качество и прозрачность оказания государственных услуг. Казалось бы, был найден, сформирован тот самый необходимый институт, чья деятельность удовлетворяла потребности граждан…

Однако ЦОНы оставались лишь фронт-офисами, то есть принимали заявки от людей и выдавали готовые результаты. Процесс же обработки по-прежнему оставался за теми или иными ведомствами, госорганами. Безусловно, это отражалось на сроках предоставления услуг.

Вместе с тем, казахстанскими экспертами был внимательно изучен международный опыт, в частности канадский и австралийский, который говорил о том, что необходимо двигаться дальше и реально создавать «одно окно», унифицировать стандарты, развивать IT-инфраструктуру и систему контроля качества услуг.

Так возник законопроект, регулирующий отношения, связанные с предоставлением государственных услуг физическим и юридическим лицам госкорпорацией «Правительство для граждан», презентованный еще осенью прошлого года Министерством по инвестициям и развитию РК. Как было заявлено вице-министром Сакеном Сарсеновым, в госкорпорации специалисты смогут выполнять и обработку документов, что позволит оптимизировать сроки оказания услуг. Несомненно, это повлечет за собой и снижение бюрократии.

Среди преимуществ нового некоммерческого акционерного общества также увеличение количества услуг, предоставляемых в «одном окне». Если в ЦОНах оказывалось порядка 212 услуг, то предполагается, что в Правительстве для граждан на первом этапе эта цифра будет увеличена до 522. Дальнейшая передача государственных услуг в госкорпорацию будет осуществляться по решению Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Казахстан, в работе которой также будут учитываться предложения общественного совета и непосредственно мнение услугополучателей.

К слову, обратная связь будет обеспечена различными способами: посредством оценки удовлетворенности в личном кабинете пользователя электронного и мобильного правительства, сенсорного интерфейса на рабочих местах операторов и иным образом. Нарушения будут фиксироваться в информационной системе, с последующей передачей данных в Правительство и Администрацию Президента РК.

Как отмечают в пресс-службе Комитета связи, информатизации и информации МИР РК, все процессы в госкорпорации будут максимально автоматизированы. Ожидается оцифровка ведомственных архивов, баз данных и интеграция информационных систем государственных органов с последующим созданием национальной геоинформационной системы. Эти шаги будут способствовать исключению фактов коррупции в деятельности госкорпорации.

Аббревиатура «ЦОН» канет в прошлое, однако это вовсе не означает, что сами Центры обслуживания будут закрыты, упразднены. Они останутся и пока (до принятия организационных мер, в том числе инвентаризации имущества, анализа инфраструктуры) не поменяют своих мест прописки в Восточном Казахстане.
Для доступа граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, по-прежнему будет использована инфраструктура акционерного общества «Казпочта». Мало того, в работе госкорпорации будут применены стандарты ЦОНов. Среди них – безбарьерное обслуживание, единая электронная очередь, функционирование сектора самообслуживания «Connection Point». И если раньше, скажем, сотрудники ГЦВП оказывали услуги лишь с 9 до 14 часов, то в составе госкорпорации они теперь будут принимать людей с 9 утра до 20 часов вечера без перерыва, включая субботу. Будут ли реорганизованы и переименованы республиканские госпредприятия после их слияния, в пресс-службе Комитета связи, информатизации и информации МИР РК пока затруднились ответить. Поскольку вся основная работа по утверждению «Дорожной карты» по созданию государственной корпорации, правил и принципов деятельности нового юридического лица еще только предстоит.

В перспективе, как следует из официальной информации пресс-службы, госкорпорация открывает для казахстанцев будущее, в котором им вовсе не нужно будет отправлять никаких запросов. «Умное», «проактивное» правительство будет само отслеживать жизненные ситуации каждого из нас и выполнять необходимые процедуры. От нас же потребуется лишь подтверждение этих действий.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button