Конституционная реформа
Концептуальные основы и особенности конституционной реформы
* Системная трансформация действующей политической модели.
* Формирование оптимального баланса взаимоотношений ветвей власти.
* Выстраивание эффективного диалога государства и общества.
* Всего в действующей Конституции 99 статей. Вносятся изменения в 33 статьи (фактически меняется 1/3 Конституции).
* Конституционная реформа – это реализация президентской программы политических реформ, которая основана на запросах и предложениях общественности.
Направления конституционной реформы
- Окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике.
- Перераспределение ряда властных полномочий.
- Изменение роли и статуса Парламента.
- Расширение участия населения в управлении страной.
- Усиление механизмов защиты прав граждан.
Окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике
- На период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии.
- Близкие родственники Президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
- Исключается право Первого Президента занимать должность неограниченное число сроков подряд.
- Исключение всех норм, касающихся полномочий Первого Президента.
- Исключена норма о неизменном статусе Первого Президента как основателя независимого Казахстана. Из Конституции полностью исключены термины «Елбасы» и «Первый Президент».
- Исключение полномочий Президента по отмене либо приостановлении, полностью или частично, действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
- Президент назначает не 15 депутатов Сената, а 10 депутатов Сената, 5 из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана.
- Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются Президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия депутатов маслихатов региона (города).
- Исключение полномочий Президента снимать с должностей акимов районов, городов, сельских округов.
Перераспределение ряда властных полномочий
* Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются Президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия депутатов маслихатов региона (города).
* Председатель Конституционного Суда и Председатель Высшего Судебного Совета назначается Президентом с согласия Сената Парламента
* Состав Конституционного суда формируется: 6 судей назначаются Парламентом (по 3 члена Мажилисом и Сенатом), 4 судьи назначаются Президентом, Председатель назначается Президентом с согласия Сената.
* Институт «Государственный секретарь» преобразуется в институт «Государственный советник», который будет заниматься формированием предложений и рекомендаций по внутренней политике.
Повышение участия населения в управлении страной
Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа права собственности осуществляет государство.
Депутаты Мажилиса по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются Президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия всех депутатов маслихатов региона (города).
Появляется возможность отзыва мандата для депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу.
История конституционных реформ
* 1995 год – принятие Конституции на республиканском референдуме.
* 1998 год – внесение поправок через Парламент.
* 2007 год – внесение поправок через Парламент.
* 2011 год – внесение поправок через Парламент.
* 2017 год – внесение поправок через Парламент.
Почему именно референдум?
11 января Президент призвал казахстанцев: «Вместе мы построим Новый Казахстан!».
22 апреля рабочей группой (ведущие учёные, юристы, правоведы) был подготовлен проект изменений и дополнений в Конституцию, которые необходимы для реализации политических реформ.
16 марта Президент предложил программу политических реформ, основанную на общественных запросах с учетом мнений и предложений экспертов (в том числе НСОД и в регионах).
29 апреля Президент принял решение провести конституционную реформу через всенародный референдум. Новый Казахстан мы будем строить ВМЕСТЕ.