Цивилизованным путём
Устькаменогорские школьники научились разрешать конфликты с помощью медиации.
Более одиннадцати лет назад в Казахстане вступил в силу Закон «О медиации», который предлагает альтернативу судебным разбирательствам по делам о преступлениях и правонарушениях небольшой и средней тяжести.
Как научить юных граждан разрешать спорные вопросы цивилизованным путём, знает профессиональный медиатор РОО «Национальная палата медиаторов» Павлина Пшимбаева.
По её словам, медиация – довольно новое явление в Казахстане, тогда как в международной практике считается наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в обществе.
– Медиация – одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей – нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, медиатора. Он не принимает решений, его роль заключается в том, чтобы обе стороны нашли точки соприкосновения, которые бы устроили всех участников процесса, – рассказывает Павлина Пшимбаева.
На днях медиатор провела в КГУ «Профильная школа» города Усть-Каменогорска семинар на тему применения медиации в школе.
– В учебных заведениях каждый день встречаются люди с разными взглядами, убеждениями и интересами, поэтому возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Острые нерешённые конфликты иногда могут обернуться трагедией и стрессовыми негативными последствиями. Для их предотвращения и разрешения детей со школьной скамьи необходимо информировать о медиативных технологиях. Например, в Испании институт медиации в школах работает уже несколько лет. Там учат детей работать с конфликтами, выходить из них с наименьшими потерями. Этот опыт, думаю, необходимо перенимать и нашей стране, – говорит Павлина Пшимбаева.
На семинаре ребята познакомились с основными задачами и понятиями медиации. Затем, разделившись на три команды, придумывали конфликтные ситуации и находили пути их разрешения.
Подростки должны были понять, что от их поведения, желаний, образа мышления многое зависит, что они являются ключевыми фигурами в своей жизни. Проведённый семинар дал им такую возможность.
Самый главный вывод, который сделали учащиеся, – это то, что «боевыми действиями» конфликт не разрешить, а можно только усугубить его.
– Сегодня и ученики, и педагоги нашей школы убедились, что решение конфликтов мирным путём возможно, а владеть медиативными техниками хорошо бы каждому из нас, – отметила заместитель директора по опытно-экспериментальной работе Гульнар Асауп.
Бахыт Сарсембаева
Фото предоставлено П. Пшимбаевой