От Касыма до Аблай-хана: через тернии к триумфу
«Только в Степи/Твоя Вечная Родина!» – выбил на безмолвном камне 1300 лет назад первый тюркский поэт и летописец. От этих слов зажглась и разошлась по пространству и времени великая идея о Вечной Эль- Стране, угнездившейся под Вечным Небом на Вечной Земле.
Песня, посвященная Кюльтегину, обращенная к Кок-Тюркам Небесным, современникам поэта, через века и тысячелетие первозданно сохранившая тембр, мелодию и смысл, вырываясь из груди черного камня, и сегодня проникает в душу, волнует сердце до самой его глубины.
Под магией простых этих слов, чарующей песни этой, перед нашим взором, обращенным в прошлое, по-новому предстает Великая Степь. Наши просторы, где есть место и для величественных гор с их альпийскими лугами, и для необъятных ковыльных долин от горизонта до горизонта. И для лазурно-синих озер, и рек, неспешно несущих свои волны из края в край.
«Предками созданная /Земля-Вода, Родина!». Просто, ясно и знакомо звучат слова, которые всегда были на устах дедов, отцов наших и матерей. Имели для них сакральный, вызывающий чистые слезы и глубокое волнение, почти священный смысл. «Ұлы дала!» – говорили они. – Великая Степь! – «Атадан қалған су мен жер!». – Вода и Земля, доставшаяся от отцов!
В них, в этих словах, верность отчей земле, Отчизне, завещанная предками. Святое чувство, пережившее века.
«Я Вечный камень воздвиг/На этой свободной земле Ер-Серов!». Ум древних был глубок. Бумага могла истлеть. Память может подвести. Заветы их потомкам, обернутые в слова песни жаркие, как пылающий огонь, могли кануть в Лету. Как кануло, дойдя из Алтайских гор и прилегающих степей до далекой Европы, буквенное письмо наших предков, древних тюрков, пользуясь которым, кто знает, сколько и на скольких языках исписали бумаг в те временные дали.
«Слову внимайте,/Народы и беки!/Как мы создавали эту Державу – /Я выбил навеки!/И как, заблуждаясь, /Теряли мы эту Державу». В песне, каменной этой книге – история народа тюрков. И завет, предостережение о том, как сложно собрать народ, строить из него единственную свою Страну, устремленную в Вечность. Застолбить, сберечь ее, сохранить для потомков. Отстоять, наперекор всем разломам судьбы, Землю-Воду, доставшуюся от отцов.
«Речь мою слушайте /С трепетным сердцем – /Нас еще ждут /За свободу бои! – Братья… вместе /С … народом моим!»
Прозорлив был поэт, написавший, вернее, выбивший на камне эти бессмертные строки-призывы. Предвидел он, поэт и летописец, сколько ждет боев народ тюрков за тысячелетие, что грядет впереди. И как, век за веком пройдя, придется биться ему за эту Землю-Воду. За ее свободу: «На этой Великой и Свободной /Земле народа Ер-Серов /Я вечный камень Воздвиг!».
Шли века. И по ходу менялись понемногу. Каждое новое поколение, ступившее на эту Землю, походило чем-то на предыдущее, а в чем-то и отличалось от него. Так, рождалось, жило, боролось, одерживало победы, гибло, исчезало, воскрешалось по-своему. А в целом, в сумме и в деталях, повторяли своих предшественников – Тюрков Небесных. Может быть не судьбу их, а доблестный путь, порывы душевные, цели, устремленные в Вечность.
В эпосах, сказаниях и легендах писали свою историю наши предки. Песня о Кюльтегине, вырвавшаяся из камня, на тысячу лет с лишним оказавшегося погребенным под толстым слоем земли, находится в истоке их всех. Пусть они разорваны во времени, между ними лежат века, но будто сшиты одной нитью и прострочены стежкой одинаковой.
Разные сюжеты у сказаний, эпосов, поэм и надписей на памятнике Кюльтегина. Но у их действующих лиц схожие, если не сказать одинаковые, порывы души, действий побудительные мотивы: посвятить жизнь защите семьи, рода, страны, народа ее, земли родной от всяких внешних угроз и посягательств. И самой природой, и Тенгри-Всевышним, и духом предков все они созданы только для единственной этой высокой задачи.
И тогда, на заре страны тюрков, и после, тысячелетие спустя, в героях, одаренных силою духа и щедростью сердца, в Степи, со всех сторон открытой для всех ветров и поветрий, был большой спрос. Неудивительно потому, что и рождаться спешили герои, и расти, быстрее вступить в бой за дело священное.
Великий тюрок Кюльтегин: «В десять (лет) он взял / «Кюльтегин» – имя громких побед… /И в шестнадцать лет /Он в тюркских героях». Историческая личность и герой казахского эпоса Кобланды: «В двенадцать лет /На пегого тулпара сел, /На себя доспехи надел…». И не из озорства в обоих случаях, не забавы ради. Лаконично и четко ведает об этом Каменная Книга великих тюрков: «В походах великих /Врагов покорили, Народам простым /– Мир подарили…».
Пролетающие сквозь века крылатые кони-тулпары обеспечивают героям преимущества над врагами. Делят славу с ними, заодно увековечивают собственное имя. Это белый конь Ышбара у Кюльтегина, Тайбурыл – у Кобланды. У первого: «Силик-бек освятил /Боевого коня». Во втором случае – обучал его храбрец Естемес. И тут преемственность традиций.
Не только кони крылатые летят сквозь время, но из глубин веков идут, тянутся, не разрываясь, нити этических и нравственных норм, взглядов на жизнь. Сурово время, строги законы, на лезвии меча висят жизни самих героев. Они храбры, бесстрашны и сильны, но не жестоки. Щадят даже врага кровного, сложившего оружие.
За вероломство, удар в спину. «Кагана кырказов /на месте казнили; /Клятву верности взяв – /Остальных отпустили», – выбил на камне тюркский поэт. Ровно через тысячу лет Каракерей Кабанбай батыр распоряжается отпустить вражеских воинов, сдавшихся на милость победителей, «взяв клятву на черном камне» впредь не выступать против казахов.
Между походами, боями и делами мирными древних тюрков посещают мысли глубокие: «Каганом кто стал — /Тот должник Тенгри-Вечности!». О былом национальном достоинстве, когда «низы» были опорой власти, а «верхи» из них черпали мудрость и силы и заботой их окружали, размышляет в «Книге слов» и великий Абай. Там и здесь речь о взаимной ответственности правителя и народа, «Сыны человеческие смертны», – с грустью сообщает надпись на камне.
С печалью соглашается и Абай: «Всем рожденье и кончина суждены». Все это так, но вечно небо над головой. И Земля-Вода под ним. Вечен народ с его помыслами чистыми, мечтой крылатой, делами ратными и мирными. Все в мире устремлено в вечность.
Не только борьба государств важна для древнего автора, но борьба культур, мироощущений и воззрений. Пришла беда, когда, позарившись на щедро отдаваемые «золото, шелк и зелье хмельное», «познавать стали чужие нравы», «освоили чуждые мысли». Незаметно для себя покорились империи коварной и сильной. Покидать стали «Родину ради новых родин», «Силы чужеземцам отдав, рассеиваться полетами стрел».
Осознав, что под игом, «живя, умираешь как народ», тюрки заявили о своем долге не стать чужим самим себе, а сохранить свое имя и свой дух. И восстали. Не потому, что были угнетены. Не терпели они со стороны сюзерена обид никаких. А потому восстали, что не хватало им кагана своего. И державы своей. Свободы и воли для народа.
Они, окруженные врагом со всех сторон, не имея ни тыла, ни союзников, ни надежды на успех, бросились в борьбу. Предпочтя гибель служению чужим. С порывом или брать судьбу в свои руки, или же погубить семя свое и племя: «От предков отречься – /В материнских утробах, /Слезой раствориться /В чуждых народах».
Сколько раз за тысячелетие после того поднимали потомки Тюрков Небесных знамя свободы над Землей-Водой своей, доставшейся от предков. Сколько раз выходили на борьбу, нередко неравную, чтобы отстоять ее, не потерять. Бились, гибель неволе предпочтя.
Ради того все, чтобы во веки веков Великую Степь, Отчизну в ней иметь право называть своими. Видеть их только под флагом своим, под началом своего вождя. Никакими «золотишком» и «серебришком» или другим каким добром было нельзя отвратить их сюзеренам и метрополиям от этих священных порывов. Жажда воли и свободы кипела у них в крови.
…Говорят, те Тюрки Небесные были малочисленны. Но значение их в истории человечества было огромным. Этот немногочисленный народ за короткое время сумел создать государство, границы которого сомкнулись в VI веке с Византией, Персией, Китаем и даже с Индией.
Образование его считают (цитирую по Л. Гумилеву) «переломным моментом в истории человечества». Потому что «до сих пор средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены». Тюрки, представляющие активную и подвижную всадническую цивилизацию, дали новый импульс их взаимодействию, ускорили сообщение между ними.
Но они, тюрки, видели себя не просто посредниками в этом культурном обмене. Общаясь с множеством народов на огромнейшем по тем временам пространстве, развивали собственную материальную и духовную культуру, корни которой уходят в глубокую древность. Считали ее равной известным в мире культурным достижениям Византии, Индии, Персии и Китая.
Для них не было ничего важнее, чем жить в Великой Степи с этими культурными накоплениями, нести дальше идеалы, устремленные в вечность. В Казахском ханстве, ставшем одним из важнейших этапов движения тюркских народов по историческому пути, обогащая и развивая, как самую главную ценность, берегли культурные накопления своих предшественников. И их не стареющие идеалы.
Итак, Кок Тюрки, Тюрки Небесные, дали миру идею «Мәңгілік ел», Вечной Страны. И она, эта бессмертная идея обрела вторую жизнь в стране осуществленной мечты – Независимой Республике Казахстан. В заоблачную поднебесную синь взметнулся ее Государственный флаг. Страна, словно жемчужина, извлеченная из раковины, на карте мира заиграла всеми цветами.
На древней казахстанской земле, доставшейся от предков, история начинает новый отсчет.