Общество

Первый барбер на Востоке

Каким выглядит предприниматель новой волны? На примере молодого бизнесмена Ансара Ешенбаева можно утверждать, что новому поколению нечуждо чувство социальной ответственности. Помимо активного развития собственного дела, предприниматель не забывает оказывать благотворительную помощь воспитанникам детских домов, людям с особыми потребностями.


Конечно, молодому бизнесмену сначала нужно самому встать на ноги, найти своё место в жизни, занять свою нишу в предпринимательстве. Тем не менее, современных энтузиастов от бизнеса отличает постоянный поиск – куда ещё приложить энергию, знания, силы. Таков Ансар Ешенбаев: за плечами предпринимателя различные социальные проекты, в том числе реализованные при государственной поддержке.


СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА


В настоящее время в Казахстане бурно развивается сфера услуг. В ВКО практикуют свои подходы, в которых упор сделан на производство. Это в чём-то оправданно: работа по найму гарантирует стабильную зарплату, занятость, социальный пакет, другие удобные условия. В свою очередь, развитие рынка услуг показывает, что здесь можно зарабатывать не меньше, чем на производстве. Это и называется сервисной экономикой в лучшем виде. Для её дальнейшего продвижения и развития Глава государства поручил особое внимание обратить на креативную индустрию. Вот уже действительно большой простор для фантазии молодёжи, которая «на ты» с современными технологиями и оборудованием!


В «СВОБОДНОМ ПЛАВАНИИ»


В деловой сфере молодёжь берётся за новые проекты, воплощает смелые бизнес-идеи на свой страх и риск. В «свободном плавании» никто и никогда не гарантирует предпринимателю спокойной жизни и сна, нет и гарантии скорого получения прибыли. Но сам процесс становления приучает к повышенной ответственности, ведь за все ошибки и промахи бизнесмену приходится платить самому и сполна.


Считается, что это свойственно молодости – идти напролом, набивать шишки, не подозревая о подводных камнях. Между тем именно так молодёжь ломает живучие стереотипы, на что не решились бы битые жизнью взрослые. В отличие от них, дети ХХI века без тени сомнения едут на учёбу, стажировку, работу или заработки как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Но больше всего уважения к тем, кто думает не только о собственном благополучии, но и желает приносить пользу родной стране, обществу и землякам.


– Конечно, без трудностей не обходится, бывает очень сложно иногда, – признаётся Ансар Ешенбаев. – Особенно тяжело было в пандемию, когда пришлось избавляться от поголовья птицы на перепелиной ферме. Потому что не было возможности и условий для продолжения проекта. Были и иные ограничения, связанные с режимом карантина.


По словам бизнесмена, с учётом обретённого опыта и уроков жизни, сегодня за прежние проекты он бы уже не взялся – нет тех амбиций, той безоглядности. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа пока нет. Но ищущий человек всё равно не опустит руки, будет идти вперёд и снова рисковать. В пользу этого свидетельствуют другие бизнес-идеи Ансара – в сфере услуг. Речь идёт об открытии в 2016 году первого в Усть-Каменогорске барбершопа.


СТАТЬ МАСТЕРОМ


Начнём с того, как становятся барберами – мастерами мужских причёсок.
– Их нигде, наверное, тогда специально не готовили, мы учились сами где могли и как могли, – говорит Ансар Ешенбаев. – А теперь можем обучать этому делу других.


По его словам, в ученики к мастерам приходили мясники, автомеханики, специалисты по добыче и обогащению золота, студенты. Каждый искал свою «золотую жилу», не у всех получалось, но кто-то всё равно добивался успеха. В общем, уникального рецепта для всех нет и быть не может.


– Как правило, новички поначалу практикуются на своих родственниках, друзьях, знакомых, – рассказывает Ансар, – набираются опыта и мастерства. Мы даже советовали коллегам запоминать тех, кто идёт навстречу, относится с пониманием, – им потом можно делать скидки, когда мастер станет известным и от клиентов не будет отбоя. В отношении других, мол, таких преференций уже не будет.


ВСЕГДА ПОДДЕРЖИМ!


Было время, когда барберы Ансара завязали дружбу с руководством и воспитанниками одного из детских домов: бесплатно их стригли, иногда развлекали, угощали. И один из ребят даже пошёл по стопам своих неформальных шефов, вырос до мастера и сейчас работает в мегаполисе.


– Всё это мы делали в благотворительных целях – что в наших силах и возможностях, – поясняет Ансар Ешенбаев. – Также мы всегда готовы поддерживать земляков, имеющих ограничения по здоровью.


Среди обучающихся у Ансара были люди с проблемами слуха и речи, с ними общались при помощи жестов. И это никому не помешало прекрасно понимать друг друга, освоить дело. Тем более что предприятие имеет лицензию на обучение персонала и право выдачи соответствующих сертификатов в Восточном Казахстане.


Также Ансар Ешенбаев принял участие в проекте НПП «Атамекен» по обучению студенчества основам предпринимательской деятельности в учреждениях образования. Как успешный молодой бизнесмен он выступил перед студентами ВКУ имени С. Аманжолова с гостевой лекцией по теме «Тайм-менеджмент», рассказал о том, как эффективно организовать бизнес-процесс, и провёл мастер-класс в игровой форме.


СПЛОШНАЯ МАТЕМАТИКА


Всем известен базовый принцип микроэкономики: спрос рождает предложение. Развитие рынка услуг является стимулом для деловой инициативы. При этом у разных клиентов различные запросы к качеству и формату предоставления услуг. В условиях рыночных отношений важно, чтобы у потребителей имелась возможность выбора, и тогда они сами решат, к кому обращаться.


– Между мужскими и женскими стрижками большая разница, – говорит Ансар Ешенбаев. – Мужской мастер не сделает то, что сможет женский мастер, и наоборот.


Когда стрижёшь мужчину, уточняет наш собеседник, необходимо придерживаться полной симметрии, просчитывать все пропорции, линии, обеспечивать баланс – одним словом, сплошная математика. В работе над женской причёской всё выходит по-другому – здесь уже возможна полная асимметрия. Есть ещё такие нюансы, как длина волос и сложность работы с ними.


– Половину успеха мастера обеспечивает его рабочий инструмент, – говорит собеседник. – К примеру, в странах СНГ любят стричь ножницами. Американцы в связи с этим сильно удивляются: «Вау, как это круто!» В свою очередь, нас восхищает их умение работать машинкой для стрижки волос и само её качество. Поэтому мы сразу обращаем внимание, чтобы машинка была надёжной в эксплуатации, не перегревалась, обеспечивала чёткий срез, служила долго.


ДЕЛО РУК


Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что профессия мастера стрижки является вечной. Хотят того или нет, но один-два раза в месяц мужчины вынуждены приводить в порядок свои волосы, делать причёску, пока имеется шевелюра на голове.


Причём каждый решает эту проблему по-своему. Кто-то заходит в первый попавшийся салон, другой же обращается к мастеру, которого давно знает, по предварительной записи.


Глядя на молодёжь, понимаешь, что некоторые современные стрижки по сложности исполнения близки к произведениям искусства.


– Наше дело основывается на умении что-то делать своими руками, – продолжает Ансар Ешенбаев. – Если даже очутишься в другой стране, не зная ни языка, ничего другого, то всё равно не пропадёшь. Достаточно молча проявить своё мастерство, и всё сразу станет ясно.


Вторая молодость… ботинок


Яркий имидж, модная причёска сегодня не являются прерогативой только молодёжи: потребность хорошо выглядеть присуща и среднему, и старшему поколению. Вот почему желание дарить людям хорошее настроение сопровождает бизнес-идею молодого предпринимателя.


На пути к своему успешному проекту Ансар перепробовал многое. Как уже было упомянуто, одно время даже разводил перепелов для получения диетического мяса и яйца. А когда его барбершопы «встали на рельсы», предприниматель занялся ещё одним новым для региона проектом – оказанием услуг химчистки обуви.


– Работаем в этом направлении уже не первый год, – делится наш герой. – Если в других странах такая ниша рынка освоена давно, то у нас тут работы непочатый край. У китайских коллег далеко вперёд шагнула специальная химия для чистки обуви. Для нас такая услуга в новинку, по традиции привыкли в салонах чистить только одежду. Хотя обувь играет в гардеробе не менее важную роль.
На востоке Казахстана климат особый. Все времена года не только резко отличаются друг друга, но и требуют несколько комплектов одежды и обуви на каждый сезон.


– Дорогую обувь выбрасывать раньше срока просто не по-хозяйски, непрактично, – считает Ансар Ешенбаев. – Её можно почистить и вернуть ей вторую молодость. Будет почти как новая, прослужит своему хозяину ещё немало благодаря своевременному техническому обслуживанию.


По словам бизнесмена, в домашних условиях иногда люди пытаются прокрутить обувь в стиральной машинке. Ясно, что ничего хорошего из этой затеи не получается: таким образом можно лишь испортить дорогостоящую обувь. Допускать такого способа стирки категорически нельзя, тем более когда есть другой путь.


Ансар говорит, что некоторые за ненадобностью сдают в салон ещё вполне добротную обувь. После тщательной чистки и придания надлежащего вида мастера бесплатно отдают её тем, кто нуждается, но не может приобрести. В конечном счете, это вопрос экологии, поскольку
обувь, выброшенная на свалку, загрязняет окружающую среду. Предприниматели, в свою очередь, наглядно показывают, что бережное отношение к вещам означает прямую заботу общества о защите и чистоте окружающей среды.

Меир Токобаев
Фото Аяужан Утеулинова

Еще новости

Back to top button