Истинный казахский соловей
16 декабря поздравления с 90-летним юбилеем примет «казахский соловей» Бибигуль Тулегенова.
90 лет назад в Семипалатинске родилась девочка, которой суждено было навсегда изменить значение слова «соловей». Завораживающий голос, королевская красота и стать, профессиональная строгость к себе и необъятная любовь слушателей. Бибигуль Ахметовна Тулегенова – эталон казахстанской сцены, ею безмерно гордятся ее земляки-восточноказахстанцы.
Безграничная слава, небывалый успех, любовь народа и уважение власти, не скупящейся на награды и звания. За этим звездным антуражем – два слова, которые объясняют многое. Трудное детство… это словосочетание стало аксиомой для поколения, к которому относится Бибигуль Ахметовна. Но именно оттуда этот несгибаемый характер, воля к жизни, упорное трудолюбие. Это ли не залог успеха? Плюс талант, конечно, дарованный свыше.
Будущая звезда росла в окружении музыки – папа прекрасно играл на скрипке, мама хорошо пела. Чарующие сердце звуки едва не оборвались в 1937 году – отца, партийного работника Катон-Карагая, внезапно арестовали, и он исчез навсегда. Его беременная 25-летняя супруга осталась с шестью голодными малышами на руках, которые мгновенно обрели клеймо детей врага народа. Бибигуль, которой в тот момент было всего 7 лет, навсегда попрощалась с беззаботным детством.
«Я была как подрубленное деревце. Не стало папы – и всё, вся жизнь пошла наперекосяк», – вспоминала певица.
Казалось, с музыкой покончено – едва став подростком, Бибигуль начала осваивать рабочие специальности. В 14 лет устроилась помощником киномеханика в клубе. В 15 – на мясокомбинат в жестяно-баночный цех.
В книге воспоминаний, которые записала Ирина Серкебаева, дочь знаменитого певца, Тулегенова поделилась:
«Я часто в шутку и всерьез предупреждаю: не будите во мне рабочий класс! Во мне нет страха перед жизнью. Нет страха и перед смертью. Я ничего не боюсь. Ни темноты, ни лишений, ни голода. Я все пережила. Я пережила такое, что не дай Бог пережить ни одному человеку. Ни одной женщине, ни одной матери. Я несгибаема, и сломать меня невозможно».
Наверное, это могла о себе сказать и другая женщина, встреча с которой предопределила будущее юной Бибигуль. Речь о писательнице Галине Серебряковой, которая находилась в Семипалатинске в ссылке. Недавно блиставшая на балах в Посольстве СССР в Лондоне, она в одночасье потеряла все. Все, кроме чувства собственного достоинства.
Встретились они в 1948 году. Еще семиклассницей вечерней школы Бибигуль пошла работать на мясокомбинат. Здесь она стала петь в кружке художественной самодеятельности. Здесь на нее и обратила внимание Серебрякова.
«Она подошла ко мне и сказала: «Деточка, тебе надо учиться в консерватории, у тебя талант». Я не поняла, что такое консерватория, и сказала: «А зачем мне учиться, я уже и так там работаю, в консервном цехе…» – эта история уже стала легендой, но так и было на самом деле.
Серебрякова взяла над Тулегеновой опеку, дала ей первые уроки музыки. Вот как она вспоминала о своей ученице спустя годы:
«Уже первые звуки заворожили. Хотя голос был не поставленный… тембр его поразил меня неожиданным сходством с одним из лучших колоратурных сопрано века. В 1931 году в Лондонском Альберт-холле я слышала неповторимую Галли Курчи. И вот в далеком Семипалатинске в голосе дебютантки-певицы… прозвучали те же лучистые, нежные, как пух одуванчика, ноты».
По настоянию писательницы Бибигуль поступила на вокально-хоровой факультет Казахской консерватории в Алма-Ате, которую окончила в 1954 году. Еще во время учёбы в 1951 году она стала солисткой на Казахском радио, где исполняла популярные народные и эстрадные песни. А с 1954 года – солистка Государственного академического театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате.
В 1956 году Тулегенова стала солисткой труппы Казахского государственного академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы. Вместе с ним гастролировала по всему СССР. В 1958 году стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В 1971 году вернулась в Казахский театр оперы и балета им. Абая.
Со своим богатым репертуаром, включающим классические и народные песни, Тулегенова гастролировала не только по стране, но и за рубежом. Ей аплодировали стоя Китай, Польша, ГДР, Вьетнам, Индия, Алжир, Египет, Сирия, Чехословакия, Канада, Швеция, Франция, Италия.
При этом Бибигуль Ахметовна любила выступать не только на престижных сценических площадках. Нет, с такой же самоотдачей она выступала в заводских красных уголках, сельских клубах или даже на кузовах грузовиков. Любая публика для нее священна. Коллеги по певческому цеху даже прозвали ее «колхозной певицей».
«Я никогда в жизни себе сцену не выбирала. Не придиралась, не капризничала, не отказывалась», – говорит артистка.
Профессор Тулегенова внесла огромный вклад с развитие своего искусства, воспитав не одного ученика – с 1980 года и по настоящее время она ведёт класс вокала в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.
Бибигуль Тулегенова – единственная женщина среди ныне живущих казахстанцев, удостоенных звания «Народный артист СССР». Она стала последней в истории СССР удостоенной звания Героя Социалистического Труда.
Только факты
(из интервью певицы разных лет):
* Настоящая фамилия отца Бибигуль Ахметовны – Байгосынов.
* Родители были уверены, что родится мальчик, но появилась девочка, которую папа назвал Бибигуль.
* Тулегенову как-то выгнали из театра за профнепригодность – она натрудила связки после рождения дочери.
* «Казахским соловьем» первым ее назвал советский партийный босс Микоян в 1959 году. Тогда в «Правде» вышла статья: «Не ново называть певца соловьем, но певица Бибигуль Тулегенова – истинный «казахский соловей».
* В 2007 году певица потеряла дочь Мириямгуль.
* Сейчас у Тулегеновой двое детей, сын Толеген и дочь Гузель, трое внуков, трое правнуков.
Елена Лазурина