Осенние краски перевала Умыш
Говорят, что высокие горы или крутые перевалы так или иначе вырабатывают у человека способность к преодолению, стремление к победе над собой, страхами и сомнениями, веру в себя.
Для туристов в Восточном Казахстане есть полный «джентльменский набор», чтобы ежедневно и ежечасно проверять себя на прочность. Возьмём, к примеру, автомобильную дорогу до района Самар, которая ведёт к строящемуся новому мосту через Бухтарминское водохранилище в створе кулынжонского и куйганского берегов. Будущая уникальная переправа через обширную водную гладь должна связать артерией жизни соседние территории.
Прежде чем произойдёт это долгожданное событие, которое положит конец многочисленным трудностям для водителей и пассажиров, стремящихся на тот, курчумский, берег и обратно, попробуем оценить долгий путь к нему.
Этот маршрут является самостоятельным приключением, в силу привычки кажущийся для многих чем-то обыденным. Однако мы бы не советовали, исходя из редакционной практики, воспринимать это лёгкой прогулкой. Когда руководство района утверждает о несомненном туристическом потенциале, связанном с Бухтарминским водохранилищем, возражать особо не хочется, да и нечего. Чистая тёплая вода, отличный горячий песок для принятия солнечных ванн. Всё это манит многочисленную армию туристов. Впрочем, для них частью гостевой программы может стать и автодорога из областного центра.
На подобные мысли наталкивают частые поездки по указанному маршруту в производственных целях, зависящих от специфики редакционной деятельности.
В путь-дорогу
По опыту прожитых лет и километров изъезженных дорог, хочется новичкам и даже бывалым дать несколько важных советов. В первую очередь, логично запастись дополнительными лошадиными силами под капотом автомобиля. Поскольку нужно преодолевать два затяжных перевала неподалёку от села Таинты Уланского района и на территории района Самар.
Для любителей перекусов в дороге лучше сделать остановку на равнинной части. Следующим пунктом, удобным для парковки и приёма пищи, в верхней части перевала Умыш станет место, где одновременно у вас появится возможность воспользоваться мобильной связью. На других участках дороги не будет устойчивого приёма сигнала для телефонных звонков и отправки-получения сообщений в различных форматах.
Сейчас удобны для пользования прогнозы погоды и оперативные оповещения служб ЧС. Особенно это важно в зимнее время, когда на перевалах в любой момент может заштормить, начаться снегопад, задуть шквальный ветер. Тогда просто держись, с природой в Восточном Казахстане шутки плохи, никогда нельзя полагаться просто на авось. Поэтому в зимний сезон с завидной частотой передают штормовые предупреждения, их игнорирование обойдётся себе дороже, о чём обычно пестрят сводки служб ЧС.
Бывают лавины
Едва наступит потепление в весенние месяцы, как на крутых склонах в Таргынском ущелье и на других опасных участках начинается профилактический спуск возможных снежных лавин. Направленные взрывы ЧС обеспечивают спуск снега, накопившегося в горах и представляющего смертельно опасную угрозу для водителей и пассажиров. В зимнее время нелишне знать и помнить об обязательных пунктах обогрева на всём протяжении пути, для водителей большегрузных автомобилей всегда предусмотрены кучи посыпочного материала в случае гололёда, информация и необходимые указатели, дорожные знаки на обочинах.
Летом в районе перевала Умыш в изобилии растёт кипрей, который ещё известен как иван-чай. В зависимости от сезона его цвет меняется. Густые заросли шиповника и других кустарников в разгар золотой осени и бабьего лета поражают воображение, непременно хочется с кем-то поделиться увиденным. В такие моменты на помощь приходят фото-, видеокамера или смартфон. С верхних точек перевала хороший обзор во все стороны, как со смотровой площадки для туристов.
Что характерно, на протяжении 100-150 километров степь будет сначала сменяться предгорьями, горами, затем появится хвойный лес. Это значит, что скоро поворот налево, куда уйдёт грунтовая дорога в сторону баз отдыха на побережье Бухтарминского водохранилища. Дальше, перед селом Таинты есть указатели в сторону Верхнего и Нижнего одноимённых озёр, где любят отдыхать земляки. Встречаются указатели и различная информация об охотничьих хозяйствах, лечебницах, где не мешало бы тоже побывать.
Определённый экстрим заключается в серпантинах вдоль извилистой речки Лайлы, чьё русло пролегает в нескончаемом ущелье, повторяемом дорожным полотном. Если вы добрались до придорожного места отдыха, где есть источник воды для питья из трубы, то будьте уверены, что в самом скором времени доедете до села Самарское. По рельефу автодорога на подъёмах и склонах ничуть не уступает знаменитому Осиновскому перевалу в районе Алтай, только здесь нет таких резких перепадов высоты. Местные водители чувствуют себя как рыба в воде, а вот приезжим выпадает шанс протестировать своё авто или профессиональные навыки вождения.
Стимул для бизнеса
Рано или поздно возникнет впереди развилка, где направо поедешь – попадёшь в село Самарское. Дальше находится село Кулынжон и прямой выход к паромной переправе через Бухтарминское водохранилище на другой берег, относящийся к соседнему Курчумскому району.
Налево поедешь – доберёшься до баз отдыха вдоль побережья рукотворного моря и ряда населённых пунктов. По информации акимата района Самар, возведение домов и баз отдыха в последние годы ведётся ударными темпами. Их строят местные предприниматели и приезжие. Есть в их числе жители областного центра, других городов и районов Восточного Казахстана. Тоже своего рода индикатор деловой активности, да и инвестиционной привлекательности туристической ниши местного рынка.
– Вы сами прекрасно знаете, что в летнее время из Катон-Карагайского района транспортный поток следует именно по этой автомобильной трассе, – говорит аким района Самар Раджан Сейтканов. – Когда там действует Васильевская паромная переправа и едут люди в прямом и обратном направлениях. Почему так происходит? Потому что у нас очень красивая природа, привлекающая людей.
По его словам, значение популярной автотрассы в этом направлении не только не потеряет своего значения, напротив, будет пользоваться большей популярностью. В чём кроется дополнительный потенциал отрасли туризма, требующий полноценного раскрытия и развития. Это дополнительный мотиватор для расширения сферы услуг, придорожного сервиса на сельских территориях.
Вообще, транзитная роль вновь созданного района Самар день ото дня будет только возрастать. Достаточно напомнить, что по поручению Главы государства возводится мост, который свяжет два берега и несколько районов. В рамках этого проекта предстоит выполнить колоссальный объём работ. Они касаются подъездных путей к будущему мосту, также необходимых автомобильных дорог и развязок.
Таир Сапаргалиев
Фото из архива автора