Эффект неоправданных ожиданий

Строительный бизнес Восточного Казахстана находится в сложном положении. Несмотря на большие объемы государственного жилищного строительства, количество подрядных организаций Усть-Каменогорска, способных продержаться на плаву хотя бы несколько лет, можно сосчитать по пальцам. Несовершенство законодательства о госзакупках вынуждает подрядчиков экономить при строительстве объектов. Каковы основные проблемы стройиндустрии, которые приводят к многочисленным жалобам новоселов на качество строительства и банкротству предприятий?
Судя по масштабам жилищного и социального строительства, в Восточном Казахстане должно наступить время расцвета стройиндустрии. В 2019 году затратная часть бюджета Усть-Каменогорска на 53 % состоит из средств, предусмотренных на возведение многоэтажных домов и развитие инфраструктуры. Это более
29 млрд тенге. По области цифры намного выше. По данным заместителя руководителя Управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО Асем Акабаевой, сметная стоимость проектов в 2019 году в соответствии с заключением госэкспертизы составляет 49,7 млрд тенге.
Однако ни наличие крупных госзаказов на возведение домов, школ, больниц, ни свое-временное финансирование не способствуют активному росту и развитию бизнеса в этой сфере. По данным руководителя Управления государственного архитектурно-строительного контроля по ВКО (ГАСК) Димитрия Гарикова, за прошлый год в судах рассмотрено более 860 административных дел в отношении как подрядчиков, компаний технадзора, так и заказчиков. Нарушители привлечены к административной ответственности на сумму 69 млн тенге.
«Вследствие экономического кризиса у подрядных организаций возникают финансовые проблемы, из-за которых они не могут принимать участие в тендерах и в связи с этим приостанавливают свою деятельность», – сообщает заместитель руководителя областного управления строительства, архитектуры и градостроительства.
По данным Департамента госдоходов ВКО, в 2018 году в числе обанкротившихся предприятий было 24 крупных и мелких подрядных организации. Судя по информации этого ведомства, на 1 января налоговую задолженность свыше 150 МРП имеют 134 строительно-монтажных организаций области. У них есть все шансы попасть в список банкротов.
В числе местных крупных подрядчиков в ВКО, с которыми в настоящее время управлением заключены договоры на большие суммы, Асем Акабаева называет три компании. Это «Элхон», строящий городскую больницу в Усть-Каменогорске на 200 коек, «Фирма Азия», которая взялась за возведение комплекса «Абай-Арена» в Семее, и РГП на ПХВ «Енбек-Оскемен», имеющее несколько объектов в районных центрах. Однако даже самые стойкие подрядчики имеют за плечами серьезные финансовые проблемы – реабилитационные процедуры, судебные тяжбы с заказчиками. А компания «Енбек-Оскемен», согласно данным с сайта Управления ГАСК по ВКО, недавно была лишена лицензии на строительную деятельность.
Причин, которые тормозят развитие строительного бизнеса в ВКО, несколько. Одна из них, по мнению председателя ОО «Локальный профсоюз работников строительства и стройиндустрии ВКО» Юрия Потапчука, заключается в несовершенстве существующей системы государственных закупок.
– Как сейчас конкурс по госзакупкам проходит? Выиг-рывает тот, кто сделает проект на 10-15 процентов дешевле. Абсурд изначально. Проектная организация выполнила проект, заложила туда нормальные материалы. Если я удешевляю его на 15 процентов, я должен или снизить зарплату рабочим, или закупить более дешевые материалы. Меня заведомо ставят в такие рамки, что я должен нарушить изначальные условия. Это неправильно, – говорит Юрий Потапчук.
Председатель Локального профсоюза работников строительства считает необходимым вернуть комиссионное рассмотрение тендера с учетом электронной системы закупок. Кроме того, в стороне остаются мелкие строительно-монтажные организации, которые вполне могли бы самостоятельно выигрывать лоты, а не выступать субподрядчиками.
– С введением нового законодательства о госзакупках молодой компании очень тяжело получить объемы. Теперь, когда новый закон начал работать, мы видим, что конкурсы выигрывают только опытные строительные организации. По Усть-Каменогорску это всего пять-шесть компаний, имеющих опыт работы не менее пяти лет, – считает руководитель отдела строительства областного центра Кайрат Танекенов.
С расширением «географии» участников госзакупок возрос уровень конкуренции между подрядчиками, а с ним – и количество проблемных объектов. Юрий Потапчук полагает, что многие крупные проекты, например, такие как реконструкция алматинской трассы, вполне могли бы «потянуть» местные строительные компании. Однако конкурс выиграли приезжие из других областей.
Кайрат Танекенов отмечает, что на 99 процентах всех проблемных объектов Усть-Каменогорска работали подрядчики из других регионов. После них нередко объекты завершали местные строители.
Немаловажен и вопрос охраны труда на строительных объектах. Если к этому еще добавить высокий процент износа оборудования, неудовлетворительную организацию производства работ…
– На крупных предприятиях, будь то строительная или иная сфера, система контроля за техникой безопасности налажена, в штате есть инспектор по охране труда, – продолжает разговор руководитель ОО «Локальный профсоюз работников строительства и стройиндустрии». – Если же это организация, в которой работают 20-50 человек, то, как правило, к технике безопасности относятся формально. Ответственным за нее назначают, к примеру, заместителя руководителя, механика, в нагрузку, так сказать.
Все названные факторы также влияют на качество строительства. Нарекания, в свою очередь, так или иначе снова оборачиваются претензиями и судебными исками.
– Наиболее частыми нарушениями со стороны подрядчиков является несвоевременное исполнение договорных обязательств, затягивание сроков и некачественное выполнение строительно-монтажных работ. За два года управлением подано 20 исков к подрядным организациям, однако судами ВКО не было признано ни одного недобросовестного участника госзакупок, – отмечает Асем Акабаева.
Данная статистика показывает только иски управления строительства, как заказчика по крупным объектам. Средние и мелкие подряды уже курируют городские и районные отделы строительства. Не менее важными игроками в этой сфере являются АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына», АО «КИК» и другие. Многие из заказчиков не раз «засветились» в справочнике судебных дел при рассмотрении споров с подрядчиками.
Недовольство работой строителей усугубляется множеством жалоб со стороны жителей, въезжающих в новые дома. Председатель комиссии партийного контроля ВК областного филиала партии «Nur Otan» Олег Чернышов рассказывает, что к ним поступают претензии от новоселов Усть-Каменогорска, Шемонаихинского, Кокпектинского и других районов. Люди недовольны тем, что в домах, за которые им платить аренду или кредит еще 15-20 лет, протекает крыша, выгибаются трубы, отваливается облицовочная плитка.
– Как таковой, контроль в строительстве сегодня отсутствует. Если раньше объект контролировала комиссия, то было и качество. Сейчас система такова – управление заказало объект, подрядчик его построил, сам принял и сдал. В приемке уже не участвуют ни ДЧС, ни ГАСК. Это большое упущение, – говорит Юрий Потапчук.
Димитрий Гариков отмечает, что в июне 2018 года ради обеспечения легкости ведения бизнеса были приняты поправки, которые фактически лишили специалистов ГАСК права внеплановой проверки хода строительства. Теперь посмотреть, допускает ли подрядчик какие-либо нарушения, можно исключительно по жалобе технадзора. Таким образом, ГАСК больше не имеет свободных полномочий по надзору за стройобъектами.
– Все вопросы по качеству нужно задавать во время строительства. После того как объект введен в эксплуатацию, уже ничего не предъявить. Только в судебном порядке между заказчиком и подрядчиком в течение гарантийного срока, – сообщает Димитрий Гариков.
Получается замкнутый круг. Во время строительства контролировать подрядчика никто не может, а после заселения людей предъявлять претензии можно лишь в суде. Чтобы изменить ситуацию, Олег Чернышов считает необходимым обратиться в Департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции ВКО – именно это ведомство отвечает за взаимодействие между различными ветками власти. Оно должно поставить вопрос о законодательных изменениях в этой сфере.
Фото Гылымбека Сабитова



