Потребитель

Предупреждён – значит, вооружён

Каждый человек в своей жизни приобретает те или иные товары в магазинах, являясь потребителем. Когда мы совершаем покупки или оплачиваем услуги, то вступаем в правоотношения с предпринимателями, которые производят и реализуют данные товары, выполняют заказанные нами работы и услуги. Какими правами наделяет законодательство потребителей и какие обязанности несут продавцы и изготовители?

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Правовые возможности потребителей товаров, работ и услуг в Казахстане определяются статьёй 7 Закона «О защите прав потребителей», знание которой поможет оградить себя от приобретения некачественной или не соответствующей вашим запросам продукции.

Итак, потребитель имеет право свободно выбирать и заключать договоры на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг. При этом они должны быть безопасными, иметь надлежащее качество, и при необходимости клиент вправе запросить у покупателя всю необходимую информацию о приобретаемом товаре (работе, услуге) и её изготовителе. Также он вправе потребовать документ, подтверждающий факт приобретения товара (работы, услуги).

Что касается обмена и возврата, то потребитель имеет право на то и другое, вне зависимости от качества товара (работы, услуги). Если же товар имеет недостатки, вследствие которых был причинён вред жизни, здоровью или имуществу покупателя, то последний вправе потребовать от продавца возмещения убытков в полном объёме и морального вреда.

Регламентированные законом права потребителей также включают в себя просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов; защиту прав и законных интересов; создание общественных объединений потребителей; осуществление иных прав, предусмотренных отраслевым законодательством и иными законами Республики Казахстан.

Уважаемые потребители! Знание своих прав поможет вам приобретать только качественные товары. В случае возникновения спорных ситуаций вы сможете отстоять свои права перед недобросовестными продавцами без обращения к юристам, в уполномоченные госорганы или в организации по защите прав потребителей.

ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Не только потребители должны владеть знаниями о своих правах – большая ответственность в этом деле возлагается на реализаторов и изготовителей товаров, исполнителей работ и услуг. Обязанности субъектов предпринимательства определены статьёй 24 Закона «О защите прав потребителей».

Так, продавец обязан по запросу клиента предоставить информацию о товаре (работе, услуге) и о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках. Он должен обеспечить безопасность и надлежащее качество товара (работы, услуги), его свободный выбор для покупателей. В случае необходимости обменять или возвратить товар как надлежащего, так и ненадлежащего качества, а также  возместить в полном объёме убытки (вред), причинённые жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Предприниматели должны иметь в наличии на своих торговых объектах контрольно-кассовые машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, и размещать в месте их нахождения информацию на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и о его праве обратиться в орган государственных доходов (с указанием номера телефона соответствующего органа госдоходов) в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин.

Продавец, непосредственно занимающийся реализацией товара (работы, услуги), должен иметь нагрудную карточку (бейдж) с указанием фамилии, имени и отчества (при его наличии) и соблюдать на рабочем месте установленные санитарные правила и гигиенические нормативы.

При продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) реализатор в обязательном порядке должен выдать покупателю документ, подтверждающий факт приобретения, или договор, заключённый при получении товара (работы, услуги). Если же сделка осуществляется в сфере электронной торговли, продавец перед заключением договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию о процедуре оплаты товара и его стоимости.

Некоторые торговые объекты не полностью снабжают ценниками свои товары, а между тем отраслевое законодательство требует делать это в письменном виде с указанием стоимости товара (работы, услуги) в тенге. Товар, выставленный во внутренних и внешних витринах, должен быть снабжён оформленным ярлыком, и продавец обязан реализовать его клиенту по указанной стоимости.

Также предприниматели обязаны соблюдать заявленный режим работы на своих объектах и выполнять иные требования, предусмотренные вышеуказанным и иными законами Республики Казахстан.

Если говорить непосредственно об изготовителе товаров (работ, услуг), то в его обязанность входит установление сроков годности и сроков хранения продукции. Продавец, в свою очередь, должен соблюдать эти сроки и обеспечить требуемые условия хранения товаров в своей торговой точке.

Важно также отметить, что закон запрещает продавцу (изготовителю, исполнителю) ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Уважаемые предприниматели! При соблюдении этих нехитрых условий вы избежите конфликтных ситуаций с клиентами, внеплановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов и сохраните положительную репутацию среди своих потребителей.

Дана Нагиева

Еще новости

Back to top button