Из Монголии и Синьцзяна в Казахстан
(Окончание. Начало в № 26 от 5 марта 2015г.)
В 1970-80-е годы Семипалатинская контора «Скотоимпорта» помимо доставки из Монголии занималась закупом и откормом скота. Закупали по области бычков, зиму содержали на своей базе, с весны до поздней осени – на пастбищах, а осенью сдавали на мясокомбинат. Сами заготавливали сено, закупали в хозяйствах фураж. В трех пунктах трассы скотоимпорта – Есен-Кара, Аяк караул и Сунрлы в Жарминском и Чарском районах – были организованы откормочные площадки. На базе пункта Ак школа в зимнее время содержали на тебеневке лошадей, верблюдов и мулов. Ослабевших животных, естественно, подкармливали сеном и овсом.
К слову, верблюдов держали много, их широко использовали в условиях бездорожья как вьючный транспорт. Кроме того, ферма на участке «Холодный ключ» возле КПП Новая база под Семипалатинском использовалась специально для содержания свиней. Их также, как и КРС, откармливали и сдавали на мясокомбинат.
На всех базах жили штатные работники с семьями, их дети учились в селах, где были школы, и в Семипалатинске. Обязательным было наличие на пунктах ветеринара, который следил за состоянием животных. Все базы электрифицированы, имелись артезианские скважины для обеспечения водой.
Занималась контора в зимний период и заготовкой леса в Катон-Карагайском районе, который использовался для ремонта скотопомещений и жилья на контрольно-питательных пунктах, мостов через реки и деревянных изгородей, предохраняющих от потерь скота в лесу, на скотопрогонной трассе. В Курчумском районе возле КПП Баты выращивали для нужд работников скотоимпорта огурцы и томаты, лук и чеснок, картофель, свеклу и морковь, бахчевые культуры (преимущественно арбузы).
Надо сказать, что людей для перегонки скота вербовали со всего Союза. С апреля по май с ними проводили занятия, шло обучение. Лучшие специалисты зоотехнической и ветеринарной служб приезжали работать сюда со всех регионов огромной страны по направлению Всесоюзного объединения «Скотоимпорт». Ветераны организации до сих пор с теплотой вспоминают управляющего Семипалатинской конторы «Скотоимпорта» Василия Шапошникова, бывшего конезаводчика, благодаря которому предприятие занималось воспроизводством лошадей, селекционной работой. При нем из Китая в 1960-х годах пригоняли много хороших лошадей, некоторых из них скрещивали с местными ослами, получали мулов. Это очень крепкие и выносливые животные, долгожители, способные перевозить на себе тяжелый груз на большие расстояния.
На практику и работу присылали ветработников из Белоцерковского мясомолочного техникума. Как и Екатерину Касенову, направленную сюда в 1976 году веттехником. Многие из них находили в Казахстане свое счастье, обзаводились семьями, назначались на руководящие должности. Так, Владимир Савилов впоследствии работал первым секретарем Катон-Карагайского райкома партии, Анатолий Блохин – здесь же, начальником райсельхозуправления, Анатолий Иванин – его коллега в Большенарымском районе, а Борис Беззубенко – доцент кафедры ветсанэкспертизы Семипалатинского зооветинститута.
В системе скотоимпорта ценились не только образование, но и, главным образом, деловые качества. Не случайно после Шапошникова управляющим Семипалатинской конторы «Скотоимпорта» назначили К.П. Сафронова, имевшего за плечами всего семь классов школы. Он был сиротой, вырос в казахской семье. Следующий управляющий конторы Н.Ф. Кузьмин приехал в Семипалатинск по направлению из Москвы. Из Кабардино-Балкарии в 1986 году прибыл четвертый руководитель конторы М.Г. Кетбиев, проработавший здесь до закрытия предприятия.
От того, как налажен перегон, от трудовой дисциплины в бригадах гуртов и связок зависело все. Если в экспедиции относились к своим обязанностям добросовестно, привесы с каждого гурта во время следования до мясокомбината в суммарном выражении достигали десяти тонн.
В предприятии было немало толковых, грамотных специалистов. Хорошо запомнился людям начальник отдела кадров С.Г. Касаткин, главный ветврач В.П. Лисасин, старший ветврач Б.Ж. Тулекбаев, который, кстати, постоянно находился на базе Кок Эрик в Монголии, на приемке импортируемого скота. Главный бухгалтер Семипалатинской конторы «Скотоимпорта», татарин по фамилии Мусин запомнился всем своей феноменальной памятью на цифры.
Примеры добросовестного труда, подлинной самоотдачи демонстрировали водитель Жумакан Абдулов, кладовщик пункта Баты Скак Сулейменов, начальник тракта Виталий Климчук, бухгалтер Галина Бостоногова, заведующий пунктом Теректы Болеухан Кайсаров, веттехник Светлана Луценко, заведующий приемной базой Колгуты Иван Марчук, заместитель директора конторы «Скотоимпорта» Галымжан Абзалимов, бригадир связки Николай Сорокин, инспектор Евгений Швырев, веттехник Николай Матусевич, скотники Еркабак Айдаров, Тельжан Алшимбаев и многие, многие другие…
Это был большой, дружный интернациональный коллектив людей, простых в общении, болеющих за производство. И очень жаль, что в период распада СССР и разрыва внешнеэкономических связей было закрыто и это мощное, рентабельное предприятие.
…В августе 2014 года в рамках приграничного сотрудничества Катон-Карагайская делегация ВКО во главе с акимом района Каликаном Байгонусовым посетила Кош-Агачский район Республики Алтай Российской Федерации и Баян-Ольгийский аймак Монголии.
Нелишне сказать, что в Кош-Агачском районе проживает порядка 28 тысяч человек, из них 16 тысяч – этнические казахи. В Баян-Ольгийском аймаке из 32 тысяч человек населения почти 90 процентов – казахи. Это, в основном, потомки родов Среднего жуза – кереи, найманы, аргыны, хорошо сохранившие родной язык, традиции и обычаи. В местных школах обучение ведется на казахском языке. Поэтому укрепление культурно-экономических связей со своими соседями с исторической родины для населения данных регионов особенно важно.
Во время поездки много говорилось о высоком уровне межгосударственного диалога и обоюдном стремлении России и Казахстана к дальнейшему углублению и расширению всестороннего сотрудничества с Монголией. Речь шла о перспективах взаимодействия в области сельского хозяйства, налаживании взаимовыгодных культурных связей. Не случайно название аймака произошло от слов «Бай олке», что означает «Богатый край». Здесь насчитывается более 20 больших и малых озер, изобилующих рыбой, около 400 рек, ручьев и источников, а на сочных пастбищах набирают вес сотни тысяч голов лошадей, крупного рогатого скота, овец, яков и пуховых коз. Цены на скот – в разы ниже, чем в Казахстане.
Глава Баян-Ольгийского аймака Дармен Казыкейулы пригласил гостей на открытие памятника Ер-Жанибеку, установить который планируется к 300-летию легендарного батыра в административном центре аймака городе Олгий в нынешнем году. Делегации Катон-Карагайского и Кош-Агачского районов побывали на месте будущего памятника.
Важность предстоящего события была обусловлена и тем, что в церемонии приняли участие: делегация дипломатической миссии Республики Казахстан во главе с Полномочным и Чрезвычайным Послом РК в Монголии Калибеком Кабдолиным, первый заместитель президента Всемирной ассоциации казахов Талгат Мамашев, президент общественного фонда «Ер Жанибек» Максут Темирбаев, а также депутаты Великого Государственного Хурала (Парламента) Монголии.
Итогом поездки стало подписание трехстороннего меморандума о приграничном сотрудничестве в вопросах культурно-экономического развития данных регионов.
Можно ли реанимировать импорт дешевого скота в Казахстан из Монголии и Синьцзяна и снова оживить скотпрогонную трассу на территории Восточно-Казахстанской области? Этим вопросом сегодня все чаще задаются политики, экономисты и бизнесмены. Экономический эффект от этого был бы, прямо скажем, колоссальным. Во-первых, это порядка 800-1000 сезонных рабочих мест. Во-вторых, в стране появляется мощное, заведомо рентабельное предприятие. В-третьих, это снижение цен на мясопродукты, улучшение продовольственной безопасности страны.
Кто-то, конечно, может возразить, что нам необходимо поддерживать своих производителей мяса, а не наращивать импорт. Но ведь природно-климатические условия большей части территории Казахстана, как считают специалисты, не позволяют нашим животноводам конкурировать с благоприятными в этом отношении Монголией и Китаем, нам выгодней заниматься производством молочной продукции. И потом, весь мир держится на торговле.
Многие считают, что главным препятствием для возобновления работы скотопрогонной трассы является то, что высокогорному плато Укок на территории Российской Федерации в 1994 году придали статус «зоны покоя». Созданная сначала в форме природного резервата, впоследствии преобразованного в природный парк, она в 1998 году вместе с четырьмя отдельными территориями республики Алтай включена в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под названием «Алтай – Золотые Горы».
Кроме того, данный статус Укок получил еще и для того, чтобы прекратить там практику археологических раскопок. Непосредственные участники событий, связанных с присвоением плато статуса «зоны покоя», уверяют, что произошло это после того, как новосибирскими археологами здесь была найдена мумия женщины скифского периода, более известная как «Алтайская принцесса».
Участок бывшей скотопрогонной трассы на горном плато Укок определен границами от пункта Кок-Эрик (Монголия), перевалочного пункта Аргымжи (Кош-Агачский район РФ) и до казахстанской части перевала перед Чиндагатуйской погранзаставой. Он имеет протяженность около 70 километров. Совет Касенов, детально знающий те места, утверждает, что вполне вероятен вариант прогона скота, не затрагивающий территорию «зоны покоя».
– Между погранпостами Аргымжа и Ак Алака к югу от Укока есть так называемый Китайский лог. По нему и можно пустить скотопрогонную трассу, обойдя «зону покоя». Расстояние между двумя этими постами – 40-45 километров. То есть скотогоны должны зайти со стороны Колгуты и выйти на Канасе в Ак Алака. Возродить «Скотоимпорт» или создать его аналог можно. На землях государственной скотопрогонной трассы долгое время вообще было запрещено вести любую хозяйственную деятельность. Да и сейчас эти земли не сдают в долгосрочную аренду на 40 лет, как земли сельхозназначения. Только на срок до пяти лет и только для пастьбы.
Так или иначе, но в любом случае вопрос об открытии торгового коридора между Баян-Ольгий, Кош-Агачем и Катон-Карагайским районом находится в компетенции высшего руководства Казахстана и первых руководителей соседствующих с нами в данном регионе стран. Но, думается, в связи с образованием Евразийского Экономического Союза, решение по открытию этого торгового коридора не за горами…
Катон-Карагайский район