Экономика

Из Монголии и Синьцзяна в Казахстан

(Окончание. Начало в № 26 от 5 марта 2015г.)

Из Монголии и Синьцзяна в Казахстан

Хозяйственная деятельность

В 1970-80-е годы Семипалатинская контора «Скотоимпорта» помимо доставки из Монголии занималась закупом и откормом скота. Закупали по области бычков, зиму содержали на своей базе, с весны до поздней осени – на пастбищах, а осенью сдавали на мясокомбинат. Сами заготавливали сено, закупали в хозяйствах фураж. В трех пунктах трассы скотоимпорта – Есен-Кара, Аяк караул и Сунрлы в Жарминском и Чарском районах – были организованы откормочные площадки. На базе пункта Ак школа в зимнее время содержали на тебеневке лошадей, верблюдов и мулов. Ослабевших животных, естественно, подкармливали сеном и овсом.

К слову, верблюдов держали много, их широко использовали в условиях бездорожья как вьючный транспорт. Кроме того, ферма на участке «Холодный ключ» возле КПП Новая база под Семипалатинском использовалась специально для содержания свиней. Их также, как и КРС, откармливали и сдавали на мясокомбинат.

На всех базах жили штатные работники с семьями, их дети учились в селах, где были школы, и в Семипалатинске. Обязательным было наличие на пунктах ветеринара, который следил за состоянием животных. Все базы электрифицированы, имелись артезианские скважины для обеспечения водой.

Занималась контора в зимний период и заготовкой леса в Катон-Карагайском районе, который использовался для ремонта скотопомещений и жилья на контрольно-питательных пунктах, мостов через реки и деревянных изгородей, предохраняющих от потерь скота в лесу, на скотопрогонной трассе. В Курчумском районе возле КПП Баты выращивали для нужд работников скотоимпорта огурцы и томаты, лук и чеснок, картофель, свеклу и морковь, бахчевые культуры (преимущественно арбузы).

Кадры решали все

Надо сказать, что людей для перегонки скота вербовали со всего Союза. С апреля по май с ними проводили занятия, шло обучение. Лучшие специалисты зоотехнической и ветеринарной служб приезжали работать сюда со всех регионов огромной страны по направлению Всесоюзного объединения «Скотоимпорт». Ветераны организации до сих пор с теплотой вспоминают управляющего Семипалатинской конторы «Скотоимпорта» Василия Шапошникова, бывшего конезаводчика, благодаря которому предприятие занималось воспроизводством лошадей, селекционной работой. При нем из Китая в 1960-х годах пригоняли много хороших лошадей, некоторых из них скрещивали с местными ослами, получали мулов. Это очень крепкие и выносливые животные, долгожители, способные перевозить на себе тяжелый груз на большие расстояния.

На практику и работу присылали ветработников из Белоцерковского мясомолочного техникума. Как и Екатерину Касенову, направленную сюда в 1976 году веттехником. Многие из них находили в Казахстане свое счастье, обзаводились семьями, назначались на руководящие должности. Так, Владимир Савилов впоследствии работал первым секретарем Катон-Карагайского райкома партии, Анатолий Блохин – здесь же, начальником райсельхозуправления, Анатолий Иванин – его коллега в Большенарымском районе, а Борис Беззубенко – доцент кафедры ветсанэкспертизы Семипалатинского зооветинститута.

В системе скотоимпорта ценились не только образование, но и, главным образом, деловые качества. Не случайно после Шапошникова управляющим Семипалатинской конторы «Скотоимпорта» назначили К.П. Сафронова, имевшего за плечами всего семь классов школы. Он был сиротой, вырос в казахской семье. Следующий управляющий конторы Н.Ф. Кузьмин приехал в Семипалатинск по направлению из Москвы. Из Кабардино-Балкарии в 1986 году прибыл четвертый руководитель конторы М.Г. Кетбиев, проработавший здесь до закрытия предприятия.

От того, как налажен перегон, от трудовой дисциплины в бригадах гуртов и связок зависело все. Если в экспедиции относились к своим обязанностям добросовестно, привесы с каждого гурта во время следования до мясокомбината в суммарном выражении достигали десяти тонн.

В предприятии было немало толковых, грамотных специалистов. Хорошо запомнился людям начальник отдела кадров С.Г. Касаткин, главный ветврач В.П. Лисасин, старший ветврач Б.Ж. Тулекбаев, который, кстати, постоянно находился на базе Кок Эрик в Монголии, на приемке импортируемого скота. Главный бухгалтер Семипалатинской конторы «Скотоимпорта», татарин по фамилии Мусин запомнился всем своей феноменальной памятью на цифры.

Примеры добросовестного труда, подлинной самоотдачи демонстрировали водитель Жумакан Абдулов, кладовщик пункта Баты Скак Сулейменов, начальник тракта Виталий Климчук, бухгалтер Галина Бостоногова, заведующий пунктом Теректы Болеухан Кайсаров, веттехник Светлана Луценко, заведующий приемной базой Колгуты Иван Марчук, заместитель директора конторы «Скотоимпорта» Галымжан Абзалимов, бригадир связки Николай Сорокин, инспектор Евгений Швырев, веттехник Николай Матусевич, скотники Еркабак Айдаров, Тельжан Алшимбаев и многие, многие другие…

Это был большой, дружный интернациональный коллектив людей, простых в общении, болеющих за производство. И очень жаль, что в период распада СССР и разрыва внешнеэкономических связей было закрыто и это мощное, рентабельное предприятие.

Налаживание связей

…В августе 2014 года в рамках приграничного сотрудничества Катон-Карагайская делегация ВКО во главе с акимом района Каликаном Байгонусовым посетила Кош-Агачский район Республики Алтай Российской Федерации и Баян-Ольгийский аймак Монголии.

Нелишне сказать, что в Кош-Агачском районе проживает порядка 28 тысяч человек, из них 16 тысяч – этнические казахи. В Баян-Ольгийском аймаке из 32 тысяч человек населения почти 90 процентов – казахи. Это, в основном, потомки родов Среднего жуза – кереи, найманы, аргыны, хорошо сохранившие родной язык, традиции и обычаи. В местных школах обучение ведется на казахском языке. Поэтому укрепление культурно-экономических связей со своими соседями с исторической родины для населения данных регионов особенно важно.

Во время поездки много говорилось о высоком уровне межгосударственного диалога и обоюдном стремлении России и Казахстана к дальнейшему углублению и расширению всестороннего сотрудничества с Монголией. Речь шла о перспективах взаимодействия в области сельского хозяйства, налаживании взаимовыгодных культурных связей. Не случайно название аймака произошло от слов «Бай олке», что означает «Богатый край». Здесь насчитывается более 20 больших и малых озер, изобилующих рыбой, около 400 рек, ручьев и источников, а на сочных пастбищах набирают вес сотни тысяч голов лошадей, крупного рогатого скота, овец, яков и пуховых коз. Цены на скот – в разы ниже, чем в Казахстане.

Глава Баян-Ольгийского аймака Дармен Казыкейулы пригласил гостей на открытие памятника Ер-Жанибеку, установить который планируется к 300-летию легендарного батыра в административном центре аймака городе Олгий в нынешнем году. Делегации Катон-Карагайского и Кош-Агачского районов побывали на месте будущего памятника.

Важность предстоящего события была обусловлена и тем, что в церемонии приняли участие: делегация дипломатической миссии Республики Казахстан во главе с Полномочным и Чрезвычайным Послом РК в Монголии Калибеком Кабдолиным, первый заместитель президента Всемирной ассоциации казахов Талгат Мамашев, президент общественного фонда «Ер Жанибек» Максут Темирбаев, а также депутаты Великого Государственного Хурала (Парламента) Монголии.

Итогом поездки стало подписание трехстороннего меморандума о приграничном сотрудничестве в вопросах культурно-экономического развития данных регионов.

На стыке трех держав

Можно ли реанимировать импорт дешевого скота в Казахстан из Монголии и Синьцзяна и снова оживить скотпрогонную трассу на территории Восточно-Казахстанской области? Этим вопросом сегодня все чаще задаются политики, экономисты и бизнесмены. Экономический эффект от этого был бы, прямо скажем, колоссальным. Во-первых, это порядка 800-1000 сезонных рабочих мест. Во-вторых, в стране появляется мощное, заведомо рентабельное предприятие. В-третьих, это снижение цен на мясопродукты, улучшение продовольственной безопасности страны.

Кто-то, конечно, может возразить, что нам необходимо поддерживать своих производителей мяса, а не наращивать импорт. Но ведь природно-климатические условия большей части территории Казахстана, как считают специалисты, не позволяют нашим животноводам конкурировать с благоприятными в этом отношении Монголией и Китаем, нам выгодней заниматься производством молочной продукции. И потом, весь мир держится на торговле.

Многие считают, что главным препятствием для возобновления работы скотопрогонной трассы является то, что высокогорному плато Укок на территории Российской Федерации в 1994 году придали статус «зоны покоя». Созданная сначала в форме природного резервата, впоследствии преобразованного в природный парк, она в 1998 году вместе с четырьмя отдельными территориями республики Алтай включена в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под названием «Алтай – Золотые Горы».

Кроме того, данный статус Укок получил еще и для того, чтобы прекратить там практику археологических раскопок. Непосредственные участники событий, связанных с присвоением плато статуса «зоны покоя», уверяют, что произошло это после того, как новосибирскими археологами здесь была найдена мумия женщины скифского периода, более известная как «Алтайская принцесса».

Участок бывшей скотопрогонной трассы на горном плато Укок определен границами от пункта Кок-Эрик (Монголия), перевалочного пункта Аргымжи (Кош-Агачский район РФ) и до казахстанской части перевала перед Чиндагатуйской погранзаставой. Он имеет протяженность около 70 километров. Совет Касенов, детально знающий те места, утверждает, что вполне вероятен вариант прогона скота, не затрагивающий территорию «зоны покоя».

– Между погранпостами Аргымжа и Ак Алака к югу от Укока есть так называемый Китайский лог. По нему и можно пустить скотопрогонную трассу, обойдя «зону покоя». Расстояние между двумя этими постами – 40-45 километров. То есть скотогоны должны зайти со стороны Колгуты и выйти на Канасе в Ак Алака. Возродить «Скотоимпорт» или создать его аналог можно. На землях государственной скотопрогонной трассы долгое время вообще было запрещено вести любую хозяйственную деятельность. Да и сейчас эти земли не сдают в долгосрочную аренду на 40 лет, как земли сельхозназначения. Только на срок до пяти лет и только для пастьбы.

Так или иначе, но в любом случае вопрос об открытии торгового коридора между Баян-Ольгий, Кош-Агачем и Катон-Карагайским районом находится в компетенции высшего руководства Казахстана и первых руководителей соседствующих с нами в данном регионе стран. Но, думается, в связи с образованием Евразийского Экономического Союза, решение по открытию этого торгового коридора не за горами…

Шамиль Багаутдинов

Катон-Карагайский район

Еще новости

Экономика

Из Монголии и Синьцзяна – в Казахстан

Скотоимпорт… Это слово мало о чем говорит нашему молодому современнику. Ведь в казахстанской историографии не освещены вопросы советско-монгольского и советско-китайского торгово-экономического сотрудничества в столь важном направлении, как импорт скота, который связывал Восточный Казахстан с Западной Сибирью и сопредельными регионами Монголии и Синьцзяна.

Из Монголии и Синьцзяна – в Казахстан

К истокам торговых отношений

А ведь Восточно-Казахстанская и Семипалатинская области (в прежних границах), в частности Катон-Карагайский, Большенарымский, Курчумский, Самарский, Кокпектинский, Жарминский, Зайсанский, Чарский, Урджарский, Аягозский, Жанасемейский районы и город Семипалатинск, сыграли огромную роль в воплощении этого грандиозного проекта.

Обращение к данной теме особенно актуально в связи с созданием Евразийского Экономического Союза. В то же время, реализуемые сегодня проекты экономического сотрудничества в рамках Большого Алтая вызывают огромный интерес к истории внешнеэкономических отношений региона, сложившихся еще в дореволюционный период и получивших развитие в советский. Само понятие Большой Алтай, географически включающее в себя сегодня помимо ВКО Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии, Синцзян-Уйгурский автономный район КНР, Республику Алтай и Алтайский край Российской Федерации, является традиционной исторически сложившейся контактной зоной в рамках приграничного взаимного влияния.

Казахстан, Россию, Монголию и Китай связывают многовековые торгово-экономические отношения. Возьмем советский период. 29 января 1932 года в структуре государственных заготовок скота было создано Всесоюзное объединение «Заготскот», в рамках которого была выделена контора по импорту скота на хозрасчетных началах. Приоритетными направлениями деятельности этой организации являлись закупка, транспортировка и сбыт скота, мясопродуктов и мяса по директивам Наркомата мясомолочной промышленности и НКВТ СССР самостоятельно и через государственные советские организации.

В 1934 году на территории СССР была создана сеть отделений конторы, проводивших основные импортные заготовки скота в Синьцзяне и Монголии. Экспортно-импортные операции велись в двух направлениях – через Семипалатинскую контору и Бийское отделение «Скотоимпорта».

Все для фронта, все для Победы

В годы войны единственной организацией, импортировавшей скот из Монголии по Чуйскому тракту, являлось Всесоюзное объединение «Скотоимпорт».
Работа организации проходила в жестких условиях военного времени, когда не хватало рабочих рук, транспортно-экспедиторское обеспечение практически отсутствовало.

В этот период предприятие производило перегон импортного скота в трех направлениях: на Калгуты, Бийск, а также предпринимались попытки перегона экспедиционного скота внутри Монголии от Дзапхына до Холбанурского приемочного пункта. Схема работы отделений «Скотоимпорта» в военный период претерпела значительные изменения: в качестве скотогонов чаще использовались монголы, а также старики, женщины и дети из казахского населения, поскольку большая часть работников конторы сражались на фронте. Значительно была увеличена доля перегона лошадей для нужд армии. По Чуйскому тракту в сторону Бийска гнали целые косяки монгольских коней, которые были включены практически во все кавалерийские подразделения, созданные на Алтае в первые месяцы войны.

Важной особенностью в организации этой работы конторами «Скотоимпорта» в военные годы стало проведение заготовки и перегон скота экспедиционным способом. Одним из основных импортируемых товаров по Чуйскому тракту была также шерсть, особенно необходимая фронту. На тракте работали до пяти тысяч верблюдов, а зимой 1942 года, в самый разгар войны, их количество увеличилось до 18 тысяч.

О значительном росте товарооборота между СССР и Илийским, Тарбагатайским и Алтайским округами СУАР в 1945-1947 годах говорит, например, тот факт, что поставки скота из этих районов уже к концу 1945 года возросли на 15-20 процентов. Так, в отчетах контор «Заготскот» и «Скотоимпорт» Казахской ССР за 1945 год указывается, что Алма-Атинской конторой «Скотоимпорта» дополнительно для приемки импортного скота установлено два пограничных приемных пункта, а именно в Сумбе Нарынкольского района и в Чунджее Уйгурского района. Семипалатинская контора «Скотоимпорта» за восемь месяцев 1945 года закупила в Синьцзяне 21577 голов крупного рогатого скота при плане 18680, перевыполнив свои обязательства на 15,5 процента.

Гурты, связки, КПП

Всего в то время действовало четыре конторы – Семипалатинская, Бийская, Улан-Удэнская и Борзинская. Все они были подотчетны Всесоюзному объединению «Скотоимпорта» Министерства мясомолочной промышленности СССР.

На Семипалатинский мясоперерабатывающий завод, самый крупный в Союзе после Московского и Ленинградского, скот в основном доставлялся посредством экспедиционных перегонов. Основанная в 1934 году Семипалатинская контора «Скотоимпорта» ежегодно, до разрыва в 1970-х годах торговых отношений с Китаем, импортировала порядка одного миллиона овец и коз, около 50 тысяч голов крупного рогатого скота (затем импорт снизился почти вдвое).

– Наша Катон-Карагайская экспедиция перегоняла скот по государственной скотопрогонной трассе из Монголии, а Бахтинская и Зайсанская – из Китая, – вспоминает ветеран «Скотоимпорта» Совет Канапьянович Касенов из села Алтынбель Катон-Карагайского района. – К базе Кок-Эрик в МНР подгоняли гурты с госхозов и «Монголэкспорта», где ветеринары проводили вакцинацию. Затем наши люди с загранпаспортами перегоняли скот на территорию Кош-Агачского района в пункт Колгуты, где формировали гурты и связки и проводили ревакцинацию (повторная вакцинация с целью увеличения продолжительности и силы иммунитета). Скот передавался по договору бригадам скотников, которых в каждом гурте было четыре – для овец и коз и три – для КРС. Каждый гурт насчитывал около 2,5 тысячи голов МРС и 260-300 голов быков и сарлыков (яков). Из гуртов формировались связки. Скотникам выдавались спецодежда и так называемый «таборный» инвентарь: палатка, кошма, седла, уздечки, упряжь для вьючных быков (анарчики). На каждый гурт выдавали две лошади и два вьючных быка.

Связки состояли из шести-семи гуртов каждая. Назначались старший инспектор по перегону скота и ветспециалист, которые руководили связкой, в каждый гурт ставились гуртоправы, которые вместе с перегонщиками отвечали за сохранность поголовья. До Семипалатинского мясокомбината предстояло идти в течение 56 дней. Перегонка осуществлялась с июня по август, так как на высокогорном плато Укок в сентябре уже выпадал снег. За сезон перегонялось по 32 связки.

Кстати, Совет Касенов – представитель целой династии тружеников скотоимпорта. Его отец Канапья был заведующий пунктом в Теректы, а мама Дарига пекла для перегонщиков хлеб. Брат Болат работал заведующим пунктом в Урыле, еще один, Жанат – трактовым ветврачом. Сам Совет Канапьянович, начав сразу после школы, с 1969 по 1993 год прошел почти все ступени, трудился заведующим пунктом в Чиндагатуе, зоотехником тракта, инспектором связки. Там же, в скотоимпорте, он встретил и свою будущую супругу Екатерину, приехавшую сюда работать из городка Белая Церковь Украинской ССР, которая отдала родному предприятию ровно 20 лет.

По долгому пути следования через каждые 70 – 100 километров экспедиции останавливались в КПП – контрольно-питательных пунктах, где проводили контрольный пересчет скота, отбивали по фактуре больной скот, который ставился здесь на карантин. Перегонщики мылись в бане, получали продовольствие, подкармливали кормовой солью скот. Затем двигались дальше.

Дальняя дорога длиной в 56 дней

Схему маршрута по территории ВКО мой собеседник прекрасно помнит. Начиная от Колгуты, с 55-ю местами ночевок, он заканчивался в пункте Новая База. После этого экспедиции наконец прибывали на мясокомбинат.

Между прочим, несмотря на долгий 56-дневный путь, скот за это время прилично нагуливал вес и сдавался на мясокомбинат средней и высшей упитанности. Ведь его не только гнали по трассе, но и выводили на сочные травянистые пастбища, подкармливали солью и фуражом на пунктах питания.

На двух пунктах – Верхнее Зимовье и Теректы – по пути следования организовывали стрижку овец. Шерсть тоже была дополнительной прибылью, так как скот принимали в живом весе, а шерсть на овцах в момент приема в МНР не учитывалась. А ведь грубая шерсть монгольских овец шла на изготовление войлока (кошмы) и валенок.

В целом Семипалатинская контора «Скотоимпорта» за сезон с июня по ноябрь ежегодно получала в виде чистой прибыли по два-три миллиона рублей, причем в те годы рубль был значительно дороже доллара.

После сдачи скота люди получали в бухгалтерии зарплату, при начислении которой учитывались так называемые голово-дни, сохранность и полученные привесы. После этого усталые перегонщики уезжали домой, до следующего сезона.

Все расходы – падеж скота, его утеря – покрывались за счет его нагула. В дороге ведь случалось всякое: промышляли скотокрады, животных задирали волки.

Нередко роковую роль для скота могли сыграть природные явления – удар молнии, неожиданно выпавший снег. Так, в октябре 1976 года из-за снега, навалившего за ночь по колено, произошел большой падеж. Гурты тогда шли уже по территории Семипалатинского региона. В тот год были освобождены от занимаемой должности несколько секретарей райкомов партии и председателей райисполкомов. За то, что не смогли обеспечить доставку кормов к базам.

По рассказам старожилов, бывали случаи, когда на пути скотопрогона местные барымтачи выкапывали глубокие ямы. Пройдет бесчисленная отара, и в ловушке окажутся три-четыре овцы – легкая нажива скотокрадов, а скотогоны не увидят ничего из-за пыли.

– Бывало и похуже, – включается в разговор Екатерина Геннадьевна. – Однажды недалеко от села Орнек какой-то мужчина средь бела дня устроил стрельбу по скоту, ранил в ногу нашего веттехника, приехавшего из Украины. Перегонщики потом поймали стрелка, связали и сдали в милицию.

– Я работал проводником на теректинской базе, под началом Булеухана Кайсарова, – вспоминает житель села Солдатово Конакбай Исаканов. – В те годы по 32 связки за сезон перегоняли. В каждой шесть гуртов: пять мелкого рогатого скота и один – крупного. Встречали в местечке Кузгунды напротив села Топкаин и провожали до участка Кула Жорга возле КПП Баты. Ведь многие перегонщики здесь были впервые. У нас на базе имелись баня, шесть кошар для скота, склады под продукты и фураж, даже свой бухгалтер. Каждый раз весь скот скрупулезно пересчитывался.

– Бывали и забавные случаи, – говорит еще один ветеран «Скотоимпорта», житель Улкен Нарына Кудайберген Косаев. – Например, когда вербовали людей на работу скотогонами, некоторые в шутку говорили им, что гнать скот они будут на мотоциклах. Доходило до курьеза: пришедшие работать на полном серьезе требовали от начальства причитающиеся им мотоциклы…

Шамиль Багаутдинов

Катон-Карагайский район

(Продолжение в следующей «толстушке»)

Еще новости

Back to top button