Зергер и профессор Мадвакас Мырзаканов
Казахское ювелирное искусство корнями уходит в глубину столетий, беря начало в бронзовом веке. Знаменитый на весь мир сакский звериный стиль дал толчок развитию многих новых национальных направлений в развитии ювелирного искусства.
Свой путь был и у казахских зергеров. Они столетиями оттачивали уникальный стиль, разрабатывали новые технологии, чтобы создавать удивительные украшения, достойные великого степного народа. Чтобы не потерять секреты мастерства, ювелирное искусство бережно передавалось от отца к сыну. Но позже эта традиция прервалась. Однако сами технологии не были утрачены. Современные ювелиры Казахстана сумели сохранить и приумножить традиции, изготавливая неповторимые изделия, которые пользуются спросом в наши дни.
Мечты о будущем
Профессор Университета им. Шакарима, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, академик Академии педагогических наук РК, член Союзов дизайнеров и художников Казахстана Мадвакас Мырзаканов – один из верных приверженцев традиций казахского ювелирного искусства. Мастер, ещё в молодые годы овладевший тонкостями ювелирного искусства, сегодня стал видным учёным, раскрывшим секреты и технологии приёмов, применяемых его многочисленными предшественниками. И этими секретами он щедро делится со своими коллегами и студентами в книгах и монографиях, а также во время практических занятий в своей мастерской.
Однако путь Мадвакаса Мырзаканова к вершинам мастерства был тернист и совсем непрост. Только упорство и терпение помогли ему преодолеть все тяготы и достичь желанной цели. Кстати, древние считали, что настоящий зергер должен обладать такими неизменными качествами, как талант, врождённое чувство вкуса, а также терпение и спокойствие, которые помогают мастеру достигнуть в своей кропотливой работе совершенства.
Мадвакас Мырзаканов – уроженец небольшого села Кировка (ныне – Каратуна) Маканчинского района. Он родился в большой многодетной семье. Когда его мама ушла из жизни после тяжёлой болезни, младшему, девятому, ребёнку едва исполнилось два месяца. Мадвакасу шёл только шестой год. Отец из-за постоянной занятости в совхозе был вынужден отдать осиротевших ребятишек в интернат и родственникам, где они воспитывались и получили образование. Но каждый из них свято чтил отца и помогал ему по хозяйству, когда выпадали каникулы и свободное время.
Вот и Мадвакас – активист, талантливый художник и спортсмен, звезда Маканчинской средней школы имени С. Сейфуллина, каждый год на каникулах помогал отцу вести домашнее хозяйство. А ещё обожал проводить время со старшим двоюродным братом Ахметтуллой Ногаевым. Тот учился в Алматинском художественном училище и приезжал в родное село летом на пленэр. Младший братишка помогал ему таскать по горам и сопкам тяжёлый мольберт, краски, палитру и другие необходимые принадлежности.
– Я тогда окончил только 6 класс и, конечно, ни о каком пленэре и слыхом не слыхивал, – смеётся Мадвакас Сексенбаевич. – Мне просто было интересно бродить с братом по нашим замечательным местам, впитывать их удивительную родную красоту. Возможно, именно эти походы и подвигли меня стать художником.
Первые уроки
Окончив школу, он вместе с сестрой-близняшкой уехал в Алма-Ату, где поступил в Алматинский архитектурно-строительный институт, но учиться там не пришлось, и наш герой ушёл в армию.
Степной парень, проживший в местечке, где протекала крохотная мелкая речушка, попал во Владивосток, в военно-морской флот. Три года жизни отдал ему будущий профессор, а тогда обычный паренёк Мадвакас Мырзаканов: талантливый художник, солист местного ансамбля, спортсмен и душа любой компании. Пройдя учебку, он на два года ушёл в дальнее плавание на крейсерском флагмане «Адмирал Селявин».
Ну а после демобилизации решил, что станет художником, поступив на художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического института. Именно здесь лихого моряка, как его все стали называть с лёгкой руки декана факультета, корифеи художественного искусства региона стали приобщать к казахскому национальному искусству, в том числе и декоративно-прикладным его видам.
Первые уроки ювелирного мастерства Мадвакасу Мырзаканову преподал профессор Каиртай Амиргазин. Правда, тогда он был обычным преподавателем кафедры, который недавно отучился в Москве, под руководством академика Бориса Нешумова – известнейшего мастера ювелирного искусства. Видя старание и явные способности своего студента, Каиртай Амиргазин дал ему книгу академика Нешумова, где описаны основные технологии обработки металла, драгоценных и полудрагоценных камней, а также образцы различных ювелирных изделий. Вот так и происходит взаимопроникновение культур, когда представители разных национальностей, мастера своего дела, делятся друг с другом опытом и знаниями, пусть и посредством книг и монографий. Главное, что начинающий зергер постиг основные приёмы, а уж тайны казахского национального искусства ему поведал сам казахский народ. Причём в прямом смысле этого слова.
Аул мастеров
Будучи студентом старших курсов, по решению своего наставника Мадвакас Мырзаканов поехал в известнейший на весь Казахстан Шеберлер ауылы (Аул мастеров), расположенный в Алматинской области. Целую неделю парень не отходил от лучших ювелиров, примечая всё: от станков по обработке металла и минералов до необходимого оборудования. Однако тогда к станку парня так и не пустили: смотри, замечай, спрашивай, но не трогай руками. Не дорос ещё, видимо. Но Мадвакас не обижался, понимал и впитывал всё, что видел, как губка.
А видел он, что ювелиры чаще всего используют золото или серебро, причём серебро у казахского народа пользовалось даже большим успехом, нежели золото. Потому как, по поверьям, обладало сакральными свойствами, охраняя своего владельца от дурного глаза. Даже самые богатые люди, которые вполне могли позволить себе золотые украшения, предпочитали заказывать серебро с лёгким золотым напылением.
В своей работе казахские зергеры используют практически все известные в ювелирном искусстве приёмы: отливка по формам, холодная ковка, штамповка и чеканка, насечка серебра по железу и многое другое. Они изготавливают удивительной красоты женские и мужские украшения, детали для костюмов, головных уборов, туалетных принадлежностей, для столовых приборов, посуды, музыкальных инструментов и оружия. В руках опытных мастеров металл обретает новые формы и блеск, а благодаря методу шлифовки все украшения приобретают идеально гладкую форму. Благородство металла подчёркивается драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, жемчугом и перламутром.
Конечно, все эти тонкости за неделю не запомнить. Но у Мадвакаса Сексенбаевича была возможность поработать с жителями Аула мастеров ещё не раз, когда он поступил в аспирантуру Казахского женского педагогического института после восьми лет преподавательской деятельности в педагогическом училище им. М. Ауэзова и двух лет в качестве преподавателя в родном пединституте.
– Конечно, у меня тогда не было с собой необходимого оборудования. Однако я сумел добиться доверия мастеров, помогая им по теоретической части. Изучая историю древнего казахского искусства, я ведь тогда писал кандидатскую диссертацию, подсказывал зергерам и другим мастерам аула, как грамотно нарисовать орнамент, придумывал им композиции, рисовал и изготавливал трафареты и эскизы будущих работ. Они в обмен разрешали мне поработать на их станках и пользоваться инструментами. Это здорово помогло мне завершить практическую часть моей диссертации, – вспоминает профессор Мырзаканов.
Сотни идей
Вот только стать кандидатом наук тогда нашему герою было не суждено. Наступил глубокий экономический кризис конца 1990-х годов, многие его руководители и члены учёного совета эмигрировали в другие страны, и Мадвакас Мырзаканов, поработав в Алматы ещё несколько лет, уехал в родной город. Впрочем, его пригласили на работу в Омский университет, где тогда трудились его институтские преподаватели. Вот так вчерашний аспирант, преподаватель, мастер казахского декоративно-прикладного искусства стал преподавать основы мастерства в российском университете, ожидая защиты диссертации.
Восемь лет он её ждал. Вот где пригодились терпение и упорство характера. Надо ли говорить, что за эти годы он несколько раз переписывал свою работу, потому что наука на месте не стоит, она развивается, и учёный обязан следить за этим развитием, отражая новинки в научно-исследовательской работе. Зато защиту кандидатской диссертации у Мырзаканова принимал министр образования Российской Федерации. К своему изумлению, Мадвакас Сексенбаевич встретил в экзаменаторе удивительно эрудированного человека, прекрасно разбирающегося в искусстве казахского, узбекского и других народов Центральной Азии. Однако, несмотря на град вопросов, соискатель не ударил в грязь лицом и с блеском защитил выстраданную кандидатскую диссертацию.
Позже вернулся в родной Семей, где и поныне преподаёт декоративно-прикладное искусство студентам, магистрантам и докторантам. Ведь он не только ювелирным искусством овладел, но и в совершенстве обладает знаниями в области обработки кожи, дерева, металла и других материалов, широко используемых в народных ремёслах.
– Как-то со студентами решили сделать торсык (кожаный сосуд под напитки) с соблюдением древних технологий обработки кожи. Шкуру мы в течение трёх дней вымачивали в воде, потом очищали её от внутреннего жира. Вырезав необходимые детали, подсушивали их в тени, в хорошо проветриваемом месте. Слегка подсохнувший материал сшили, а потом плотно набили торсык песком, чтобы придать изделию нужную форму. Набитая песком заготовка сохнет несколько дней. А пока она сырая, нанесли на поверхность орнамент при помощи техники тиснения. Позже, избавившись от песка, получили прекрасный кожаный сосуд, который никогда не изменит свою форму, – поделился секретами мастерства профессор Мырзаканов.
И таких секретов у мастера – сотни. Так же как и идей. Ведь Мадвакас Сексенбаевич – не только зергер, но и автор многих других интересных проектов. К примеру, в 2012 году он стал одним из авторов стелы «Күшікбай батыр», а также автором юбилейных медалей к 75-летию СГПИ и «Ұлағатты ұстаз».
Кроме того, он тесно сотрудничает со школами области в вопросах актуальных проблем преподавания изобразительного искусства и черчения. Под его руководством в Кайнарской средней школе Абайского района открыт специализированный класс по обучению искусству.
Екатерина Гуляева
Фото автора и из архива Мадвакаса Мырзаканова
Семей