Образование

Впереди планеты всей

Впереди планеты всей

Казахстан вошел в число стран, лидирующих по качеству естественно-математического образования. Наши школьники опередили сверстников из США, Турции, а также стран Европы. Их результаты оказались значительно выше среднего международного показателя. Примечательно, что победные баллы в республиканскую «копилку» принесли и школьники Восточного Казахстана.

Чем именно удивили мировую общественность наши школьники? Что это за слагаемые их успеха? Своим мнением поделилась опытный тренер-практик филиала АО «НЦПК «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по ВКО Мара Мамиева.

Образовательные достижения нашей страны стали очевидны после того, как были официально обнародованы итоги одного из авторитетных международных исследований TIMSS-2015. В частности казахстанские восьмиклассники заняли седьмое и девятое места по математике и естественным наукам среди 49 (!) стран-участниц. Впечатляет прогресс и четвероклассников – 12-е и 8-е места соответственно.

Уникальность международного проекта состоит в том, что исследования проводятся раз в четыре года, оценивается уровень знаний одной и той же группы учащихся. Тем самым можно отследить изменение учебных достижений по истечении времени. Сопоставляя результаты нынешнего исследования с предыдущим, отечественные эксперты отметили рост показателей – в среднем на 50 баллов.

В этом году в проекте приняли участие учащиеся 15 школ ВКО, выбранных методом случайного компьютерного отбора. Причем в это число попали организации образования различного уровня: сельские и городские, инновационные и средние общеобразовательные.

По словам Мары Мамиевой, блестящие результаты исследования TIMSS-2015 – это подтверждение успешной модернизации отечественной системы образования, ориентированной на внедрение мирового опыта и инноваций.

– Среди последних новшеств – пятидневная учебная неделя и трехъязычие, оценивание по критериям и компетентностный подход, обновленное содержание. Все эти изменения отражены в Государственной программе образования и науки РК на 2016-2019 годы, а также предусмотрены в Плане нации «100 конкретных шагов».

– Что подразумевает собой обновление содержания образования?

– Это пересмотр образовательного контента, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижений учащихся. Структура новой модели разворачивается в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?», а не традиционного «Чему учить в школе?». Сегодня основная задача учителя состоит в том, чтобы направить умения учеников в нужное русло, подсказать им, как добыть знания, заинтересовать, чтобы глаза ребят загорелись интересом к познанию.

– Насколько подготовлены сегодня наши учителя для работы в условиях новой модели образования?

– В нашем институте повышения квалификации в течение года были обучены по шести образовательным программам 3789 учителей, работающих в первых классах. В следующем году в рамках обновления содержания курсы пройдут 4019 педагогов основной и старшей школы по 12 программам. Подготовка педагогов к работе в условиях новой модели образования – это, прежде всего, внедрение полиязычной среды, призванной стать движущей силой в реализации глобальной задачи по обновлению содержания образования.

– Что все-таки предопределило успех наших школьников, участвующих в международном исследовании TIMSS?

– За их высокими результатами, несомненно, кропотливый ежедневный труд учителей, у которых есть желание совершенствоваться на протяжении всей жизни. Восточно-казахстанских школьников для участия в исследовании готовили 47 педагогов нашей области. Все они ранее прошли курсы повышения квалификации, слушали специальные лекции и участвовали в практических занятиях, где рассматривалась технология составления и решения заданий по программе TIMSS, использование стратегий критического мышления на уроках.

Следующее международное исследование будет проведено в 2019 году. А это значит, что мы не должны успокаиваться и почивать на лаврах.
Участвовать в TIMSS предстоит нынешним первоклассникам. И от того, насколько эффективно станет внедряться обновленное содержание образования, во многом будут зависеть результаты наших школьников в международных исследованиях TIMSS-2019.

Подготовила Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button