Магия Осиновского перевала: опасно и прекрасно
Знаете ли вы, что именно в Восточном Казахстане находится самый длинный, с очень узким полотном дороги и наиболее живописный перевал в нашей стране? Это знаменитый Осиновский перевал (Теренсай), через который пролегает автотрасса Усть-Каменогорск – Рахмановские ключи.
Горная дорога, которая протянулась на 16 километров, была построена восемьдесят три года назад методом народной стройки. В настоящее время там полным ходом идёт строительство более короткой и безопасной трассы в обход извилистого и крутого перевала.
ПЛАНЫ НА ГОД
В ходе Национального курултая Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость ускоренного формирования автодорожной сети, максимально приближенной к международным стандартам, и уделил особое внимание её текущему состоянию. В этом контексте особое значение придаётся роли Восточного Казахстана, который является связующим звеном между различными регионами республики и соседними государствами. В связи с чем 2024 год объявлен в Восточно-Казахстанской области Годом дорог.
По данным областного Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в этом году будет отремонтировано более 600 км дорог и улиц. На эти цели преду-смотрено 28,5 млрд тенге.
В частности, средний ремонт будет проведён на 375 км, из них 222 км являются дорогами областного значения, 153 км – городского и районного значения. Также будут приведены в порядок 108 км уличных дорог в городах и сёлах ВКО.
В рамках программы «Ауыл – ел бесігі» будет отремонтировано 88 км дорог, ремонт ещё 29 км профинансируют за счёт средств районных и городских акиматов.
Разумеется, что трассы республиканского значения тоже не останутся без внимания.
В Восточном Казахстане планируется восстановить не менее 200 км дорог с подобным статусом. Так, рассматривается вопрос ремонта дорог, ведущих из Усть-Каменогорска в Шемонаиху, Риддер, Алтай и Семей. Кроме того, в этом году будет продолжен ремонт дорог Калбатау – Майкапчагай, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, а также участка автотрассы Усть-Каменогорск – Рахмановские ключи в районе Осиновского перевала. По некоторым из данных проектов уже объявлен конкурс на определение подрядной организации.
НОВЫЙ МАРШРУТ
Не секрет, что качество дорожного полотна на Осиновском перевале не выдерживает критики, и было бы неплохо ускорить его ремонт. Однако в нынешнем году погода вносит свои коррективы.
– Пока у нас нет другого выбора, кроме как временно заделать ямы и выбоины композитными материалами, – говорит представитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурбек Тураров. А полноценные ремонтные работы можно проводить только после того, как окончательно установится тёплая погода. Также хочу отметить, что продолжение дальнейших работ на этом участке дороги зависит от финансирования из республиканского бюджета.
Что же касается строительства кратчайшего пути в обход Осиновского перевала, то с октября 2023 года на одном из участков заново привлечённая подрядная организация активно ведёт земляные работы.
В настоящее время из 3,9 млрд тенге, запланированных для этой цели на 2023-2024 годы, освоено 2,9 млрд тенге. Ожидается, что строительство объездной дороги будет завершено только в следующем году, поскольку на этом пути также должен быть возведён большой мост.
По плану, объездная дорога начинается с 53 километра трассы Усть-Каменогорск – Алтай и должна соединиться с другим участком на 71 километре. Новый маршрут сократит путь на шесть километров и станет более пологим и безопасным. На участках, где возможны снежные заносы и лавины, будут установлены железобетонные заграждения протяжённостью два километра. Вдоль дороги планируется установить площадки для отдыха, мосты и фонари освещения.
«ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО»
Общеизвестно, что Восточно-Казахстанская область славится живописной природой. В регионе расположены такие достопримечательности, как Катон-Карагайский национальный парк, гора Музтау (Белуха), Рахмановские ключи и Бухтарминское водохранилище. Чтобы доехать туда и увидеть их, нужно обязательно преодолеть на своём пути Осиновский перевал.
На этот экзотический путь приходится расстояние между 56 и 72 километрами автомобильной дороги под названием «Восточное кольцо». Вдоль неё много крутых подъёмов и спусков, а также резких поворотов, вплоть до 180 градусов. Они особенно опасны для водителя, но прекрасные виды окружающей природы способны развеять у путешественника чувство возникающего страха.
Как же строилась эта извилистая дорога?
В начале прошлого века на востоке было очень мало автомобильных дорог. Большая часть грузов перевозилась по реке Иртыш на баржах. С развитием производства, особенно с запуском Зыряновского рудника и горно-обогатительной фабрики на правобережье Иртыша, в ещё большей степени возросла потребность в автомобильном сообщении. Поэтому в 1930-е годы начались интенсивные работы по строительству дорог в восточном регионе.
Осиновский перевал был построен методом народной стройки, как и многие проекты при советской власти, реализованные на волне энтузиазма и громких лозунгов. Конечно, в то время никто не думал о том, чтобы дорога была максимально безопасной. Для развития индустрии региона главной задачей было наладить транспортное сообщение. Вот таким образом и появился один из уникальных маршрутов, который по сей день дарит путешественникам незабываемые впечатления.
Проект назвали «Восточное кольцо» или «Восточная объездная дорога». Одной из основных дорожных артерий, проложенных в рамках этой масштабной инициативы, является трасса, ведущая из областного центра до посёлка Новая Бухтарма, а дальше в направлении города горняков – Алтая.
ВСЕМ МИРОМ
Проект дорожного строительства был разработан исполнительными органами. В нём всё было детально учтено, вот только не выделялись соответствующие средства из казны. В этих условиях местное население провело 29 января 1940 года большое собрание в сельскохозяйственном товариществе «Красный партизан» и решило, что построит дорогу своими силами. Это смелое решение и обращение было распространено во всех колхозах по соседству.
К лету того же года на гигантскую стройку съехались тысячи человек со всех концов Восточного Казахстана. Каждый день они перевыполняли доведённые планы на двести, а то и на триста процентов. Интересно, что спецтехники, необходимой для строительства, ни у кого не было. Верите или нет, но не имелось в наличии даже простых лопат и кирок! Так или иначе, позже лопаты были доставлены из российского Нижнего Тагила, а топоры и кирки – из Алматинской области.
Строительство в то время возглавляли лучшие инженеры Советского Союза.
Работа была тяжёлой, напряжённой. Камни приходилось взрывать динамитом, а чаще дробить подручным инструментом, затем возить огромные глыбы на простых конных повозках. Люди приступали к работе с четырёх утра, тем более что строительство велось под пристальным наблюдением сотрудников НКВД. Оно было полностью завершено в течение 72 дней, если точнее – к 16 июля 1940 года.
При строительстве «Восточной объездной дороги» рабочие уложили около двух миллионов кубометров гравия и переработали десятки тысяч кубометров скальной породы. Так была введена в эксплуатацию дорога через Осиновский перевал.
«СПАСИ И СОХРАНИ»
Перевал считается очень опасным для движения транспорта, особенно в зимнее время, когда большую угрозу создаёт гололёд. За период около 80 лет там произошло немало автомобильных аварий, унесших жизни многих водителей и пассажиров. Сколько автобусов перевернулось, сколько машин слетело с дороги! Были случаи, когда даже снегоуборочная техника попадала в аварии.
С целью уменьшения количества аварий, призывая участников движения к ответственности, местное население в 2011 году установило рядом с дорогой ритуальный знак с надписью «Спаси и сохрани».
Чтобы водителям было легче ориентироваться на крутых поворотах, там установили сферические зеркала. Они позволяют увидеть, есть ли встречная машина за предстоящим поворотом, и в определённой степени влияют на повышение общей безопасности.
Чтобы полностью исключить риски и обеспечить безопасность движения, руководство области держит под контролем строительство объездной дороги, которая будет пролегать в обход перевала. После ввода её в эксплуатацию Осиновский перевал будет использоваться только как уникальный туристический объект.
Но уже и сегодня масса туристов из Казахстана и соседних стран обращают взоры на восток, чтобы проехать через опасные серпантины, потому что Осиновский перевал дарит особенно яркие и незабываемые впечатления.
Ержан Әбіш
Фото «Рудный Алтай», E-arhiv.vko.gov.kz
Перевод Таира Сапаргалиева