Образование

Школьный звонок для пятилетки

Школьный звонок для пятилетки

В Казахстане внесены изменения в типовые правила приема в общеобразовательные учреждения. Начиная со следующего года, в первый класс будут зачислять пятилетних детей. При этом по закону дошколят обязаны принять в ряды первоклассников независимо от уровня их подготовки. Но каждый ли ребенок в таком возрасте готов к освоению учебной программы? Как это определить? И что делать, если сын или дочь еще не доросли до школьной парты?

Изменения в типовые правила приема в школу были приняты 10 мая 2018 года, но вступят в силу с начала 2019 года. В документе сказано, что школы «обеспечивают прием в первый класс всех детей семи лет и детей, которым исполняется шесть лет в текущем календарном году». То есть речь идет о ребятах, возраст которых на 1 сентября равен 5 лет и 8 — 11 месяцев.

По информации исполняющей обязанности руководителя отдела образования Усть-Каменогорска Дины Ибраимовой, организации образования обеспечивают прием в первый класс независимо от уровня подготовки ребенка. Как она должна проходить?

– Согласно закону «Об образовании» дошкольное обучение осуществляется с пяти лет в виде предшкольной подготовки детей в семье, детсадах,
подготовительных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. И этот этап обязателен, – сообщает Дина Ибраимова. – Адаптационный период первоклассников длится до полугода. Поэтому в первом полугодии оценки за уровень усвоения учебного материала не выставляются.

В момент поступления в общеобразовательную школу уровень знаний и умений ребенка никак не проверяется. Однако, как прокомментировали в Департаменте дошкольного образования МОН РК, в случае если пятилетний первоклассник не будет успевать за своими семилетними одноклассниками, то учитель может рекомендовать исключить его или перевести в предшкольный класс.

Что же подвигло чиновников от образования отправить пятилеток за парту? Оказывается, в Министерство образования и науки РК поступали обращения и жалобы на то, что многие дети 5 лет, умеющие писать и считать, не могли попасть в первый класс из-за возрастных ограничений. Такое мнение в интервью журналистам республиканских изданий выразила заместитель директора указанного департамента Зейнеп Максутова.

НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ?

К сожалению, Зайнеп Максутова не привела статистику по количеству родителей, которые против такого раннего поступления ребенка в школу. А их немало. Доводы и аргументы таких мам и пап тоже заслуживают внимания.

Марина Волкова, мама семилетней Софии, окончившей этой весной первый класс, причисляет себя к противникам раннего поступления в школу. Второго и третьего ребенка она также планирует привести на первую школьную линейку в семилетнем возрасте.

– Большинство детей 5 лет просто не созрели, чтобы усваивать тот материал, который дают в школе. Например, моя дочь в 6 лет размышляла совершенно иначе, чем в 7. И, я представляю, как трудно было бы ей в школе в 6 лет. А про 5 лет вообще молчу, – говорит Марина. – Конечно, есть дети с уникальными способностями. Знаю такого ребенка, он бы и в 4 года мог смело потянуть программу первого класса. Но таких единицы. У нас в классе трое шестилеток, и им чрезвычайно сложно по сравнению с теми, кто старше на год. Есть мальчик 8 лет, ему вообще легко дается учеба. Поэтому мое мнение – спешка тут ни к чему!

Психолог по кризисным ситуациям из Усть-Каменогорска Татьяна Сорокина считает, что у каждого возрастного периода есть свои закономерности. И, хотим мы этого или нет, обойти их невозможно.

– Сам факт психологической готовности к школе подразумевает изначальный уровень психофизиологического развития. Если он есть, то вчерашний детсадовец будет успешен в школе. Если же ребенок не дотянул до этого уровня, то в школе он будет не успевать. Это в свою очередь может привести к хронической неуспешности, – говорит Татьяна Сорокина. – Многие родители думают – если сын (дочь) научился читать, считать, то его можно отдавать в школу. На самом деле это учебные навыки, благодаря которым ребенок будет легче усваивать учебную информацию. Но они не свидетельствуют о том, что ребенок психологически готов к школе.

А ПОЧЕМУ?

Психолог приводит несколько обязательных факторов психологической готовности к школе.

Во-первых, это сформированность произвольной сферы. Этот термин означает готовность ребенка делать не то, что ему хочется, а то, что от него просят. Даже если не получается.
– У детей 5-6 лет уровень произвольности только-только формируется. У шестилеток он на стадии развития. В 7 лет ребенку не составляет труда выполнять то, что надо. Чего не скажешь о пятилетках, – продолжает разговор Татьяна Сорокина. – Учебная программа строится на выполнении задания по образцу. Учитель показывает, ученику нужно повторить. Именно здесь проявляется произвольность.

Во-вторых, важно учитывать психофизиологический фактор. Может ли ребенок в пять лет 40 минут сидеть за партой не вставая? И при этом концентрироваться на выполнении определенной задачи? От ответа на этот вопрос зависит уровень психофизиологической готовности.

В-третьих, родители должны принимать во внимание наличие учебной мотивации. Это качество, которое не столько прививается, сколько созревает с возрастом.
– У детей от 4 до 6 лет ведущей деятельностью является игра. Они познают мир, общаются чаще всего только через игру. А ближе к 7 годам им интереснее получать информацию через учение, а не только в игровой форме, – считает детский психолог. – Если у ребенка плохо сформирована познавательная мотивация, то в школе у него не будет стойкого внимания.

В-четвертых, значим и уровень интеллектуального развития. Если малыш умеет читать – это хорошо. Но важнее, если вчерашний детсадовец обобщает, выделяет главное, видит в группе разных предметов общее или разное, выполняет простые логические задачки.

ТАК-С… ПРОВЕРИМ

Еще за несколько месяцев до первого школьного звонка хорошие родители должны задаться вопросом: «А готов ли мой ребенок к школе?» Чтобы ответить на него, можно обратиться к психологу детского сада или школы. Специалист проведет тесты в игровой форме и даст свои рекомендации.

Предварительные выводы можно сделать и самостоятельно. Психолог Татьяна Сорокина поделилась с нашими читателями несложными методиками домашней диагностики. Используйте их во время игр.

ЗАДАНИЕ № 1. УЗОР ИЗ ТОЧЕК

Это занятие поможет понять уровень сформированности произвольной сферы. Нужно попросить ребенка нарисовать узор из точек по клеточкам по образцу. Хорошо, если узор получается почти таким же, как в книжке.

Во время ежедневных развивающих занятий мама должна обратить внимание, как долго ребенок может заниматься познавательной деятельностью (раскрашивать, рисовать, писать), как хорошо у него это получается, ровна ли строка и т. д.

ЗАДАНИЕ № 2. ПРИДУМАЙ СКАЗКУ

Определить степень мышления можно с помощью простого упражнения. Придумать рассказ, сказку, глядя на указанную картинку.

ЗАДАНИЕ № 3. РАЗНОЕ, ОБЩЕЕ

Во время прогулок можно поиграть в вопрос-ответ. Упражнение на развитие интеллектуальной сферы. Вопросы должны помочь обозначить различие, общности группы предметов. Например, чем отличается картошка от морковки? Чем они похожи?

Из этой же серии игра «Да» и «нет» не говорить и цвета не называть». Вопрос должен быть такой, который провоцирует ответить да или нет, назвать цвет. А нужно ответить как-то по-другому. Например, на вопрос «Кошки летают?» – малыш не должен отвечать «нет», а придумать свой вариант. Например, «кошки не летают, кошки бегают». Какая летом трава? «Зеленая» говорить нельзя, придется придумывать другие прилагательные.

ЗАДАНИЕ № 4. НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Простое и наглядное упражнение. В идеале нужно нарисовать как можно больше частей тела. Стоит повнимательнее отнестись к сыну, дочери, если они рисуют нестандартного человека. Например, у него только голова или глаза расположены в разных частях тела.

Если ребенок с удовольствием и интересом успешно выполняет все задания, то, скорее всего, психологически он готов к освоению школьной программы.

Когда вчерашний детсадовец пошел в школу неподготовленным, не усваивает школьную программу, чаще всего переутомлен, не может самостоятельно делать домашние задания, стал взвинченным, раздражительным, то родителям стоит прислушаться к тревожным звоночкам. Нужно вмешаться, понять, как можно помочь первокласснику адаптироваться. Если помощь не дает никакого прогресса, то ставить вопрос о переводе в нулевой класс.

– Да, есть такая практика, когда первоклассник переходит в класс предшкольной подготовки. Но это должно быть крайней мерой. Дело в том, что такое решение очень тяжело сказывается на самооценке ребенка, – говорит психолог. – В таком случае было бы правильнее даже поменять школу, чтобы сын, дочь не видели своих бывших одноклассников.

Несмотря на изменения в типовых правилах приема, ни в одном законодательном акте не указано, что родители обязаны отдать ребенка в школу в 5 или 6 лет. Это решение, которое принимается только мамой и папой.

Ирина Осипова
Коллаж Анары Муратовой

Еще новости

Back to top button