Здравоохранение

Прощай, медкарта!

Прощай, медкарта!

Готовы ли поликлиники ВКО к введению электронных паспортов здоровья?

Восточноказахстанцам больше не придется расшифровывать неразборчивый почерк врачей в своих медицинских картах. Уже через полгода все больницы страны должны перейти на электронные паспорта здоровья пациентов. А бумажные карты будут вообще запрещены. Но достаточно ли укомплектованы поликлиники нашей области для внедрения нововведений? Потянем ли?

ЛУЧШЕ УЖАСНЫЙ КОНЕЦ

Министр здравоохранения Елжан Биртанов принял волевое решение отменить бумажный вариант медицинских карт, дабы избавить врачей от необходимости подолгу вручную писать анамнез и назначения. С 1 января 2019 года все медицинские организации Казахстана должны перейти на ведение амбулаторных карт в электронном формате.

«Сейчас, конечно, тяжело будет перейти в плане цифровизации. Но лучше сделать это сейчас, чем оттягивать. То, что мы делаем, я называю бесконечным ужасом, когда вынуждены все писать вручную и потом вечером сидеть и вбивать в компьютер. Поэтому лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас», – цитируют крылатые слова г-на Биртанова республиканские СМИ.

Главный медик страны называет цифровизацию отечественного здравоохранения ужасным концом отчасти потому, что знает, как трудно придется больницам на первом этапе. Старт будет непростым. Есть проблемы, которые еще предстоит решить. Это и обеспечение больниц оборудованием, и доступ к высокоскоростному интернету.

К слову, ответственность за обеспечение регионов широкополосным интернетом, по словам министра, возложена на акимов областей.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МИС!

В Восточном Казахстане работа по цифровизации учреждений здравоохранения уже начата. По информации заместителя руководителя областного управления здравоохранения Ильяса Мухамеджана, готовность медорганизаций к безбумажному документообороту зависит от степени внедрения медицинской информационной системы (МИС). По данным на конец апреля, 97% государственных больниц ВКО уже внедрили МИС.

Следующий этап на уровне Минздрава – внедрить специальный электронный сервис (интеграционную платформу), на основе которого будет функционировать электронный паспорт здоровья. Это вопросы программного обеспечения, которые еще решаются.

– На основе электронного паспорта здоровья планируется реализовать единые сервисы электронных направлений и электронных рецептов. Завершить разработки планируется во втором квартале текущего года, – сообщил корреспонденту «Рудного Алтая» Ильяс Мухамеджан. – До конца года будет реализована пилотная апробация и начнется поэтапное внедрение электронных паспортов здоровья, с полным охватом всего населения РК к 2020 году.

Известно, что 86 процентов населения области получают медицинские услуги в больницах, имеющих доступ к интернету. Ко Всемирной сети не подключены пока сельские врачебные амбулатории, медпункты и фельдшерско-акушерские пункты, входящие в состав больниц отдаленных районов. По мнению Ильяса Мухамеджана, решить эту проблему можно будет только с помощью спутниковых интернет-каналов.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Не поспоришь, система электронного учета, хранения медицинских данных, историй болезни очень удобна. Меньше рутинной работы для врача – это раз. Создание электронного архива всей информации – это два. С помощью несложных алгоритмов можно анализировать данные по определенным параметрам и делать выводы. Например, сколько пациентов не прошли онкоскрининги. Есть повод пригласить их еще раз. И самый главный, третий пункт – более оперативная работа по записи к врачам.

Во многих частных медучреждениях Восточного Казахстана система электронных медкарт была внедрена еще несколько лет назад. Бизнесмены, руководящие негосударственными больницами, давно поняли, что автоматизация процесса поможет решить многие проблемы.

Например, в Амбулаторном центре Усть-Каменогорска электронную базу пациентов ввели еще в 2013 году.

– Конечно, хотелось бы, чтобы по Казахстану была создана единая база. Чтобы в любой поликлинике страны могли зайти на какой-либо инфопортал и открыть данные о состоянии здоровья пришедшего на прием человека. Притом неважно, государственная эта больница или нет. И мы заранее позаботились о своей внутренней электронной базе, – говорит программист Амбулаторного центра Марианна Кузнецова. – Жизнь не стоит на месте. И мы должны быть готовы к нововведениям, тем более что мы работаем и с госзаказом, и со страховыми компаниями.

Программа, которую используют в данном медучреждении, называется МИС «Ариадна». Разработчиком является ООО «Решение»
(г. Санкт-Петербург). Она позволяет не только заполнять электронные карты пациентов, но и систематизировать работу регистратуры, хранить бухгалтерские документы, вести учет расходных материалов и т. д.

– От бумажного варианта медкарт мы пока не отказались, потому что закон еще не вступил в силу. Мы, доктора, ведем записи в электронной карте, затем распечатываем лист приема и вклеиваем в бумажную медкарту, – говорит заместитель директора центра по лечебной работе, врач-эндокринолог Бибинур Сафиуллина. – Поначалу было сложновато, но сейчас мы уже настолько привыкли, что писать вручную уже не хочется.

В ДВА КЛИКА

Самой продвинутой в плане новых технологий среди госбольниц ВКО оказалась Бородулихинская центральная районная больница, которая в числе первых присоединилась к сервису мобильного приложения DamuMed. Теперь бородулихинцы могут записываться к врачу или вызывать доктора на дом в два клика с помощью специального приложения на смартфоне. Скачать его в PlayMarket можно абсолютно бесплатно.

Интересно, что новый сервис рассчитан на «продвинутых» пользователей и «непродвинутых». Второй категории пациентов достаточно только ввести свой ИИН. Далее система сама определит место его прикрепления, его участкового врача. Останется только выбрать – пригласить врача на дом (в определенных случаях) или записаться на прием. Продвинутые бородулихинцы могут через мобильное приложение вести дневник наблюдения за своим здоровьем, формировать личный медицинский архив, отслеживать полученные медицинские услуги и т. д.

Руководство КГП на ПХВ «Городская поликлиника № 2 Усть-Каменогорска» также подключило данный мобильный сервис для удобства своих пациентов. И продолжает внедрять в цифровом формате все новые виды услуг. Например, теперь доступно получение электронного талона через терминал не только к участковым врачам, педиатрам, но и к некоторым узким специалистам.

– В прошлом году на базе нашей поликлиники прошел апробацию проект «Внедрение комплексной медицинской информационной системы». Среди организаций ПМСП в ВКО наша поликлиника стала площадкой для пилотного внедрения МИС. На нашем примере уже позже начали вводить систему МИС в других СВА, поликлиниках, – рассказывает главный врач КГП на ПХВ «Городская поликлиника № 2 Усть-Каменогорска» Екатерина Татикова. – Это позволяет значительно сократить время ожидания приема. Благодаря специальным шаблонам в программе врач гораздо меньше тратит времени на заполнение информации о приеме. Фактически внедрение МИС позволило снять с докторов и медсестер непрофильную нагрузку, позволило больше времени уделять своей непосредственной работе – общению с пациентом, оказанию медицинской помощи.

ПО ТРЕБОВАНИЮ

Важно, что не упущены из виду вопросы, которые волнуют многих пациентов (особенно старшего возраста). Как пациент узнает, что пишет доктор в электронной карте? Будет ли у него доступ к ней? Можно ли потребовать распечатывать выписки после приема?

По словам Екатерины Татиковой, даже после вступления в силу приказа об отмене бумажных медкарт любому пациенту по требованию обязаны будут предоставить в распечатанном виде выписку из карты или лист приема с назначениями. К слову, сейчас доктора делают именно так. Записи о приеме ведут в компьютере, а затем вклеивают распечатанный вариант в карту.

Ирина Осипова

Еще новости

Back to top button