Образование

Особым детям нужен инклюзив

Особым детям нужен инклюзив

Родители детей-аутистов хотят объединиться с государственными структурами, чтобы дать своим детям возможность получить образование. Матери особенных ребятишек из Усть-Каменогорска вышли с предложением к областному управлению образования о создании инклюзивных классов для детей с расстройствами аутистического спектра.

По словам одной из мам – Лилии Мамбуровой, основная проблема заключается в том, что в области отсутствуют специализированные садики и ресурсные группы, где с детьми-аутистами будут заниматься так называемые тьюторы.

– Это человек, который обучает, направляет, организовывает ребенка, – поясняет Лилия. – В Восточно-Казахстанском государственном университете на кафедре психологии готовы открыть курсы для тьюторов. Тогда у наших детей будет возможность социализироваться. Сейчас же, когда большинству из них ставят диагноз «необучаем», у многих мам опускаются руки. А между тем мировой опыт показывает и доказывает, что таких ребят можно и нужно обучать. Кроме того, инклюзивное образование поможет нейротипичным детям понять, что в мире есть разные люди, стать более терпимыми и толерантными. Не нужно думать, что ресурсные группы и классы – это означает, что в кабинет, где сидят здоровые дети, сразу посадят десять особенных, и они так будут учиться и заниматься. Есть специальные методики постепенного внедрения. Одному ребенку для того, чтобы адаптироваться, может понадобиться полгода, другому – несколько лет. Важно в принципе создать такую систему, которая позволила бы нашим детям стать полноценными членами общества.

Система есть

Класс для инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра уже активно работает в южной столице Казахстана – Алматы. Там на вооружение взят мировой опыт – АВА-терапия. Стоит отметить, что этим летом в Восточный Казахстан приезжала волонтер из Соединенных Штатов Америки, которая в течение нескольких недель занималась с аутистами Усть-Каменогорска. Это стало возможным благодаря общественному объединению «Шаг навстречу», в состав которого входят родители ребят с задержкой эмоционально-коммуникативного развития.

В областном управлении образования отмечают, что родители таких детей очень активны, поскольку в основном это молодые мамы и папы, которые четко понимают, что без образования дальнейшая социализация аутистов невозможна. А полноценно развиваться они смогут только путем их инклюзии – включения в образовательный процесс вместе со здоровыми детьми.

– Действительно, мы сейчас не имеем специализированного учреждения для детей с аутизмом, – отмечает руководитель отдела опеки, попечительства и интернатных организаций областного управления образования Динара Шаухина. – Это особенный диагноз. Когда пять лет назад я пришла работать в управление, в области насчитывалось 90 детей с таким расстройством, сейчас их уже 200. И это не аутисты в чистом виде, просто у них наблюдается ряд расстройств, к примеру, коммуникативных, когда ребенок не разговаривает. Причем число растет с каждым годом, а это означает, что проблему нужно решать. Летом мы привлекли специалистов-дефектологов. Параллельно в ВКГУ им. С. Аманжолова начали изучать то, как можно интегрировать этих детей в обычные школы и детские сады. Дело в том, что в образовательных учреждениях этого зачастую боятся, потому что не совсем понимают суть инклюзивного образования и никогда с этим не работали. Другая сторона вопроса заключается в том, что в школах учится 500-1000 человек, естественно, дети шумят, а ребята с особенными потребностями плохо переносят гам и суету. Поэтому процесс интеграции должен пройти максимально корректно и аккуратно.

По словам руководителя общественного объединения «Шаг навстречу» Анны Числиной-Ипатовой, ряд организаций образования, которые занимаются с детьми-аутистами, все же есть. Но основная проблема в том, что там ребята просто проводят время, то есть эти центры дают возможность родителям ходить на работу, потому что зачастую гиперактивного ребенка нельзя оставлять дома одного. Но в этих учреждениях не используют современные методики, которые уже доказали свою действенность, и, разумеется, ни о какой инклюзии речь не идет, поскольку там находятся только особенные дети.

– Мы попросили родителей изучить не только опыт Алматы, но и мировой, – говорит Динара Шаухина. – Конечно, в управлении понимают, что в разных странах разная законодательная и нормативно-правовая база. Мы готовы внедрять современные методики работы с аутистами, если необходимо, будем консультироваться со специалистами посредством видеосвязи. На данный момент создается рабочая группа, которая будет заниматься конкретно этим вопросом.

Лилия Мамбурова уверена, что только объединив усилия родителей и государства, можно будет создать в Восточном Казахстане систему инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

– Если сейчас не обращать на это внимания, дальше будет только хуже, – говорит она. – Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ в своих выступлениях неоднократно говорил о том, что дети – это наше будущее. Сегодня, когда родители аутистов сталкиваются с равнодушием, а иногда и с озлобленностью, они опускают руки. Сидят с детьми дома, а это ведет к деградации.

Нарабатываем опыт

в конце прошлого года в Восточном Казахстане открылся первый в республике интернат для детей с ограниченными возможностями «Ак Ниет». Это учреждение инклюзивного образования, в нем проживают около ста детей со всех уголков региона, на уроки же они ходят в обычные школы. Учреждение полностью оснащено современным оборудованием, имеются кабинеты логопеда, тифло-сурдопедагогов, дефектолога, психолога, невропатолога, офтальмолога, стоматолога и физиолечения, сенсорная комната, ЛФК, массажный кабинет, секции по интересам.
По словам руководителя управления образования Восточного Казахстана Айжан Садыковой, инклюзивное обучение для 1746 детей ведется в 128 школах (19,5 процента от общего количества общеобразовательных школ). В том числе в специальных классах обучаются 815 детей, в инклюзивных – 802 ребенка, в инклюзивных группах дошкольных организаций образования – 129 ребят.

– Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) тесно сотрудничают с учреждениями образования, социальной защиты, социальными территориальными центрами, отделами социальной защиты, координации занятости и социальных программ по вопросам предоставления специальных социальных, образовательных услуг, по оформлению пособий, – подчеркнула Айжан Садыкова. – При оформлении инвалидности первоначально дети проходят обязательное комплексное обследование в ПМПК. Кроме того, в Восточном Казахстане успешно функционируют 12 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 60 логопунктов, 16 специальных организаций образования для детей с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта и задержкой психического развития.

Серафима Березовская
Фото Сергея Сурова
Языком цифр:

В Восточно-Казахстанской области проживает 349892 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, из них общее количество детей с ограниченными возможностями по состоянию на 1 января 2017 года составляет 15208 (4,3%) детей, что на 1294 выше показателей 2016 года. Всего из них 3957 (26%) детей дошкольного, 11251 (74%) школьного возраста.

Еще новости

Back to top button