Образование

Ох уж эти «фефекты фикции»!

Важность триединства языков для казахстанцев неоспорима. Это ответ на вызов времени. Это формирование коммуникабельной разносторонней личности. Наконец, повышение культуры СЛОВА, которое, какой язык не возьмешь, основывается на звуках. Вот здесь-то, оказывается, проблем с речью у подрастающего поколения возникает немало. Более чем у половины первоклашек ВКО наблюдаются какие-либо речевые нарушения. Ввиду значительных масштабов проблемы, помощь логопеда сегодня становится крайне необходимой. С чем связано косноязычие наших детей? И при каких «звоночках» родителям стоит бить тревогу?

Ох уж эти «фефекты фикции»!

«Дуэт» Вернике и Брока

Поиск ответов было бы логично начать с усть-каменогорского комплекса «Детский сад-школа № 62» для детей с нарушениями речи. В образовательной программе специального учреждения большое внимание уделяется коррекционной работе. Накоплен солидный опыт. Подобраны высококвалифицированные специалисты. За все время работы комплекса (а это 41 год!) выпущено свыше четырех тысяч ребят, которые успешно адаптировались в обществе, нашли себя в жизни, реализовали в профессии.

Стоит сразу оговориться, что работать специалистам учреждения приходится с тяжелыми речевыми нарушениями, при которых затронута центральная нервная система. К ним относятся общее недоразвитие речи первого и второго уровней, дизартрия, ринолалия, заикание, сенсомоторная алалия. Частыми причинами таких недугов выступают врожденные патологии, повреждения полушарий детского мозга при родах, заболевания и травмы, перенесенные в младенчестве.

– Одно дело, когда у ребенка какие-то трудности со звукопроизношением, – говорят специалисты. – Достаточно трех месяцев, чтобы ему поставить тридцать три звука. И совсем иная ситуация, связанная с глубинными причинами – сбоем в работе таких областей левого полушария, как центр Вернике и центр Брока, отвечающих за восприятие и воспроизведение речи. Здесь уже на коррекцию может понадобиться несколько лет.

– Человеческий мозг! – восклицает Вернике почти мечтательно. – Раньше мне хотелось стать матросом, путешественником, исследователем первобытного леса – смешно! А ведь величайшие приключения таятся здесь! – И он стучит себя по голове.

Первоначально это было лишь дошкольное учреждение, рассчитанное на деток, чей возраст удачно попадал в сензитивный период – от двух до пяти лет. Однако к специалистам за помощью обращались и мамочки, которые уже с запозданием приводили свое повзрослевшее чадо. Так, в 1993 году на базе детского сада открылась специальная школа для детей с нарушениями речи. Задачи учреждения были расширены за счет подготовки ребят к общеобразовательной школе, чтобы они, выпускаясь в третий класс, по успеваемости шли наравне со своими сверстниками, . Поскольку до этого жизненная практика показывала, что к пятому классу у детей с нарушениями речи возникали сложности на уроках литературы, географии, истории ввиду отсутствия у них ораторских способностей.

Сегодня комплекс посещают 242 маленьких русскоязычных устькаменогорца. Детей с казахским языком обучения и нарушениями речи принимает уже отдельный комплекс, работающий также в областном центре.

Речевой режим

Некоторые формы и методы работы учреждения не мешало бы взять на заметку и нам, родителям. В комплексе установлен речевой режим. Что это значит?
К примеру, приводят в детский сад двухлетку, которая говорит на своем малышовом «жаргоне» и вовсе не желает переходить на общепринятую речь. Вероятно, своего творения жалко. Или, напротив, ребенок все понимает, но только сказать ничего не может.

А задача воспитателей и логопедов – из маленького человечка в самый оптимальный срок выудить красивые развернутые предложения, да еще и с правильным звукопроизношением. Задача, кажется, не для слабонервных. Поскольку при этом гиперактивность из ребенка чаще всего выплескивается «фонтаном»…

Вот в этом случае в комплексе «Детский сад-школа № 62» собирается психолого-медико-педагогический консилиум, который составляет для новичка индивидуальную программу коррекции его речи.

Все начинается с «азов». Высовывая язык перед зеркалом или показывая его логопеду, ребенок узнает о возможных его движениях. После этого он вырабатывает правильный речевой голос и только потом начинает учиться общей артикуляции. Заучивает словарь.

Параллельно с воспитателем и логопедом к работе подключаются учитель казахского языка, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры и даже тренер по плаванию. Каждый свойственным его профессии способом развивает у детей слух, ставит дыхание, укрепляет мышцы, в том числе артикуляционного аппарата.

– Потому мы и не можем в середине учебного года взять к себе деток, поскольку у нас системный подход в коррекционном и образовательном процессе, позволяющий достичь результатов, – отмечает руководитель учреждения Татьяна Задорожнюк.

Все методы хороши

Применяемые в усть-каме-ногорском комплексе методики весьма разнообразны.

Одна из них – су-джок терапия – уже доказала свою эффективность. Логопеды учреждения проследили тонкую взаимосвязь между нервными окончаниями на пальцах рук ребенка и работой язычка. Развивая мелкую моторику за регулярными упражнениями, скажем, перекатыванием между ладошками ребристого карандаша или колючего мячика, дети тем самым стимулировали области, отвечающие за развитие речи, и начинали говорить! Скажете, чудо? Нет, закономерность.

Кроме того, для достижения лучших результатов специалисты комплекса используют такой инновационный метод, как биоэнергопластика, основывающийся на согласовании движения кистей рук и языка. Ими было подмечено, что ребята после таких упражнений становятся более сосредоточенными, внимательными. У них развивается память, а это немаловажно.

Стимулированию ассоциативного мышления у детей с нарушениями речи способствует и применение моделей, схем, так называемых своеобразных шпаргалок, по которым детсадовцы учат стихи.

Дидактические игры, конструирование, оккупационная терапия, синквейн – как видите, «инструментарий» у специалистов богат. И каждый год они «откапывают» что-то новенькое, что способствовало бы ускоренному восстановлению речи у ребенка и давало бы ему надежду на жизнь без комплексов в доступной среде.

Без него как без… языка

Найти подход к маленькому человечку, раскрепостить его, вселить уверенность и настроить на занятия – сложную кропотливую работу над язычком – это уже полдела, считают логопеды. Ведь зачастую поступающие к ним малыши замкнуты в своей «скорлупе» и не хотят выходить наружу по причине страхов быть непонятым или осмеянным.

Это только в кино работа логопеда выглядит смешной и абсурдной. Помните роль Ролана Быкова с «фефектами фикции»? На самом же деле их специализация не так проста, имеет многопрофильный характер и включает в себя основы педагогики, психологии, медицины. У нас в Восточном Казахстане этой профессии обучают в ВКГУ на дефектологическом факультете. Вместе с тем, как отмечают специалисты усть-каменогорского комплекса «Детский сад-школа для детей с нарушениями речи», лишь единицы остаются в профессии и создают даже семейные династии. Как, например, у Натальи Ковалевой – она логопед уже в третьем поколении!

Кстати, профессия логопеда относительно новая. До начала XX столетия она не имела признания. Долгое время проблемы с речью считались физическим недостатком и их лечили как обычные болезни. И лишь в 50-х годах прошлого столетия установлена психологическая основа нарушения речи.

– Тут должны работать необыкновенные люди, – говорит Наталья, – эмоционально раскрытые, отзывчивые, с большой широтой души, огромным терпением и, конечно же, любовью к детям.

– Эта профессия сегодня очень важна и востребована, – продолжает Ирина Курочкина, коллега Натальи, – поскольку детей с какими-либо нарушениями становится много. Одна из причин, на мой взгляд, самая важная, – родители мало общаются со своими чадами. А ведь ребенку так нужны тепло и ласка, поддержка и вера в его способности. Теленяня не компенсирует этот недостаток.

Именно от родителей во многом зависит то, насколько вовремя будет поставлен диагноз ребенку. Если же в это время у них будут другие «важные» дела, то эту станцию поезд может проехать, а проблемы с речью у их ребенка продолжат накапливаться и усугубляться психологическими. Потом уже коррекция, по словам логопедов комплекса, отнимет гораздо больше времени.

Так на что же стоит обратить внимание, по мнению специалистов? Насторожить должно то, что ребенок в возрасте двух-трех месяцев не воспроизводит звуки гуления, в шесть-семь месяцев не лепечет, в годовалом возрасте не произносит звуки, а в два года не говорит слов.

Существует общепринятая норма словарного запаса детей. Не поленитесь как-нибудь и посчитайте, сколько знает ваш малыш. В год должно быть 10-12 слов, к двум –200-400, а к трем – уже 1500-3000 слов!

Если же вы все-таки не уверены и хотели бы развеять свои опасения по поводу ребенка, каждую среду при усть-каменогорском комплексе для детей с нарушениями речи работает консультационный пункт, в котором вам ответят на все интересующие вас вопросы и даже проведут собеседование.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button