Образование

Оценки онлайн

Оценки онлайн

Информация о том, что с 1 сентября во всех школах Казахстана вводится новая система электронных журналов и дневников, не только встревожила, но и напугала как родителей школьников, так и самих учителей. Что же такое электронные дневники и журналы, а главное – когда наши учебные заведения перейдут на новую систему оценки знаний?

История в деталях

Напомним, новость о том, что система электронных журналов будет запущена во всех казахстанских школах с начала этого учебного года, прозвучала в республиканских СМИ. В частности сообщалось, что данная информационная образовательная среда была разработана ТОО «Күнделік» при поддержке Министерства образования и науки РК.

По словам разработчиков, новая система позволит педагогам избавиться от груза бумажной работы, обеспечит обработку статистическо-аналитических данных достижений учащихся, а также коммуникацию всех участников образовательного процесса на новом качественном уровне. Внедрение программы во всех регионах страны будет способствовать устранению «цифрового неравенства» между городскими и сельскими школами Казахстана. Новой системой, по мнению разработчиков, должны остаться довольны и родители: с ее помощью они смогут бесплатно узнавать текущую успеваемость учеников, получать информацию о школьном расписании и домашнем задании, отслеживать посещаемость и иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, находясь в любой точке страны. В общем, удобно, современно и просто.

– Уверен, что новая система будет интересна учителям, школьникам и родителям. Также для нас очень важно, что в будущем система уменьшит нагрузку на педагогов, связанную с подготовкой статистической отчетности и ведением журналов успеваемости, – в свое время заявлял главный учитель республики, министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев.

Впрочем, никто не будет спорить, что бумажные школьные дневники и журналы, в которые учителя вносят оценки, замечания, записи о родительских собраниях и вызовах в школу, должны уйти в небытие. Сегодня практически каждый родитель имеет мобильный телефон, пользуется Интернетом, а потому весьма разумно и целесообразно было бы использовать эти возможности, чтобы получать оценки не из рук ученика, а напрямую от учителя, к тому же быть в курсе жизни класса и школы.

Минусы тоже есть. Прежде всего отсутствие скоростного Интернета (в некоторых случаях – любого) в отдаленных районах нашего региона, а то и самих компьютеров. Следует учесть и то, что техника имеет свойство ломаться, а электронные программы «слетать». По этой причине вряд ли исчезнут бумажные журналы, которые в этом плане остаются самым надежным документом отчетности, что, в свою очередь, влечет за собой серьезную нагрузку на самих учителей – заполнять бумажный журнал, а параллельно и электронный.

Чего опасаются учителя

Даже не страх, а некоторую настороженность у наших педагогов в вопросе повального введения бесплатной информационной среды для школ понять можно. История электронных дневников и журналов давняя и, признаться, не очень успешная.

Еще в 2011 году в Казахстане был запущен пилотный проект электронного обучения. Правда, тогда программа называлась e-learning и подразумевала двухэтапный период внедрения в школы данного проекта. Прежний министр образования и науки республики Бакытжан Жумагулов, ознакомившись с системой, остался доволен:

– Электронное обучение будет завершено в два этапа, – говорил он. – Первый этап – с 2011 года до 2016, если в этом году (2011-м – прим. автора) включено 44 школы, в следующем году количество школ в 10 и более раз увеличивается. Это большое дело. Это международная практика, это международный опыт, которые мы перенимаем.

Кстати, на реализацию проекта в 2011 году было потрачено 2,5 миллиарда тенге, в 2012 году, по информации Бакытжана Жумагулова, финансирование должно было увеличиться в десять раз.

Сбыться планам не было суждено. Проект e-learning оказался нежизненноспособным. А вот от самой идеи электронных дневников и журналов отказываться не собирались.

Торопиться не будут

Как известно, с конца апреля текущего года по всей республике внедряется проект по использованию системы «Күнделік» (аналог российской программы «Дневник.ру», адаптированный под казахстанскую систему образования).

Пилотный проект внедряется в школах Алматы, Астаны, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей. В нашем регионе апробация проекта проходит в 102 школах.

– В апреле 2016 года сотрудники этих организаций образования в ВКО прошли обучение по использованию системы «Күнделік», а также приняли участие в пилотном внедрении системы в учебный процесс, – рассказывает директор ВК регионального центра новых технологий в образовании управления образования области Сергей Коваленко. – Хочу сразу отметить, что «Күнделік» – это не продолжение e-learning. Это полная замена одного проекта другим – упрощенным, более адаптированным под нашу систему образования. Одно из главных отличий в том, что «Күнделік» разработан на двух языках – государственном и русском, школа сама выбирает на каком языке будет заполнять электронный журнал.

По словам Сергея Коваленко, сейчас внедряется только первый этап перехода на новую систему, по ходу освоения платформы сами учителя на практике выявляют недостатки и ошибки. С 1 сентября начнется второй этап обучения, поэтому заявлять о полном переходе школ Казахстана на новую систему преждевременно.

– Это поэтапное внедрение. Но если говорить о промежуточных итогах, то наши пилотные школы на фоне республиканских показателей смотрятся очень хорошо, – говорит заведующая лабораторией Центра новых технологий Асем Осанова. – Учителя с интересом и удовольствием внедряют программу на практике. Многие отмечают, что им нравится работать по новой системе, что она удобна и доступна.

Специалист не скрывает, что трудности возникают. Педагогам в возрасте непросто даются нюансы электронной системы, однако, люди готовы обучаться, а Центр по развитию новых технологий готов предоставить им тех, кто всему научит.

– Конечно, есть нерешенные вопросы. Например, проблема времени, которого у наших учителей и так недостаточно, – говорит Сергей Коваленко. – Надо признать, что в первое время нагрузка на педагогов увеличится. Возможно им придется работать дома, на выходных. Что касается высокоскоростного интернета, то мы активно работаем с Казахтелекомом. Эта проблема тоже решается. Думаю, весь учебный год еще будет идти апробация проекта, выявляться и исправляться недочеты. Торопиться никто не будет.

Учат в школе…

Как обстоят дела на практике, мы решили спросить у непосредственного участника процесса – учителя информатики семейской школы Нины Слепцовой.
Средняя школа № 1, где работает Нина Геннадьевна, стала одним из участников пилотного проекта.

– Мне понравилось, – во время нашего разговора сразу же сказала Нина Геннадьевна. – Опыт работы с электронным журналом у меня небольшой – с апреля месяца, поэтому в полном объеме я пока не испытала все возможности этой системы. В нашей школе в эксперименте участвовуют – 7-е, 8-е и 9-е классы.
Очень удобная система отчетов, рейтингов как отдельно взятого класса, так и школы в целом. Что мне особенно понравилось, так это новая для нас форма работы с учениками, например, система выполнения домашних заданий. У ребенка есть возможность выложить свою работу на просторы Интернета, а у учителя – тут же посмотреть, прокомментировать, подсказать школьнику, направить. То есть получается непрерывное общение. И вообще, возможностей у этой системы очень много. Например, можно бесплатно создать сайт школы, интерактивную газету, сообщество, включить туда друзей и общаться с ними.

– Как родители отнеслись к нововведению? Для многих необходимо будет потратить дополнительное время, усилия, чтобы познать новую систему.

– Родители бывают разные. Если честно, есть много таких, которые и в бумажный-то журнал редко заглядывают, ждать от таких пап и мам активного участия не приходится. Но если родители интересуются жизнью своих детей, их успеваемостью, то им эта электронная система понравится. Согласитесь, это удобно: ребенок еще в школе, а у тебя есть возможность увидеть, какую оценку он получил, был на уроке или нет. Как мама школьника, с удовольствием бы приняла электронный журнал.

– Какие проблемы вы видите при внедрении программы «Күнделік»?

– Я учитель информатики, проблем с интернетом нет, но они могут возникнуть у других учителей, ведь не во всех школах есть скоростной Интернет. Значит, придется работать дома. Честно признаюсь, меня этот вариант устраивает, но понравится ли всем тратить свое свободное время на заполнение журнала? С другой стороны, благодаря электронному журналу, решается другая проблема – отсутствие бумажного аналога. Кто-то из учителей, например, журнал взял, тебе приходится ждать, пока он освободится. Другой момент, который может повлиять на внедрение программы – компьютерная грамотность самих учителей. Но все это поправимо. Плюсов, поверьте, больше.

Очевидно, что программа «Күнделік» нужна. Но хотелось бы, чтобы внедрение новых электронных журналов оказалось не данью моде, а их оформление и заполнение – дополнительным бременем наших и без того загруженных бумажной волокитой учителей, а действительно полезным, современным способом общения учителей, учеников и их родителей.

Юлия Чернявская

Фото Гылымбека Сабитова

Еще новости

Back to top button