Духовность

Образование вне религии

За годы Независимости принцип светскости стал фундаментальной основой Республики Казахстан. Он регулирует отношения во всех социально важных сферах государства.

Светский характер государственного устройства закреплён в Основном законе нашей страны. Так, в статье 1 Конституции говорится, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Утверждая себя светским государством, наша страна закрепила в Конституции и действующем законодательстве следующие ключевые принципы: принцип отделения религиозных объединений от государства, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений, принцип законности.

Остановимся подробнее на теме светскости в государственной системе образования и воспитания. Однозначное толкование в этом вопросе нам даёт статья 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», где сказано, что «Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер».

Говоря простым языком, принципы светскости характеризуются независимостью системы образования от религиозных правил. Также государственная система образования не подчиняется религиозным объединениям. Как следствие – в образовательной программе не допускаются проведение религиозных обрядов, ношение религиозной одежды (хиджабов, платков) и пропаганда религии. Причём эти требования едины для представителей всех конфессий, проживающих на территории Республики Казахстан.

Так, одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Создание и деятельность организационных структур религиозных организаций (объединений) в организациях образования запрещается. Об этом также говорится в статье 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании».

Между тем в отдельных учебных заведениях наблюдается совершенно иная картина. Юные девочки в хиджабах, как правило, сторонятся сверстников, не участвуют в весёлых стартах на уроках физкультуры и во внешкольной жизни класса, не заводят в школе друзей. И каких бы религиозных взглядов ни придерживались родители, они должны понимать, что живут в светской стране. Они вовлекают ребёнка в свою веру, не спрашивая его согласия или даже против его воли, считая это частью родительского воспитания.

Дети в таких семьях вынуждены жить по законам нетрадиционной религиозной общины, членами которой являются родители, а не светского государства, гражданами которого они являются. Запрет на художественную литературу, просмотр телепередач и кинофильмов, ношение одежды религиозного характера и многие другие запреты должны смиренно и безропотно приниматься подрастающим поколением как основополагающие догмы семьи.

Что же по этому вопросу говорится в системе международного права? В Конвенции о правах ребёнка, принятой в Нью-Йорке, и Постановлении Верховного совета РК «О ратификации Конвенции о правах ребенка» чётко прописано право ребёнка свободно выражать своё мнение в семье по вопросам, затрагивающим его интересы, независимо от возраста.

Смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Практика показывает, что такое сотрудничество становится всё более актуальным и востребованным. Союз учителей и родителей является ведущей воспитательной силой.

Однако не все родители охотно включаются в жизнь образовательного учреждения. Педагоги призваны всеми возможными путями помогать в воспитании, поддерживать подрастающее поколение, беречь гуманизм отношений. Только равноправное творческое взаимодействие семьи и школы является залогом полноценного развития ребёнка, его эмоциональных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств, которые помогут ему вырасти достойным гражданином нашей страны.

Как отметил Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев: «В нашей стране свобода совести гарантирована Конституцией, но следует помнить, что Казахстан, согласно Основному закону, является светским государством. Глубокая вера во всемогущество Всевышнего должна способствовать духовному самосовершенствованию наших граждан, и особенно молодых людей, а не выставляться напоказ».

Александра Исаева, по заказу Управления по делам религий ВКО

Еще новости

Back to top button