Образование

ОБРАЗОВАНИЕ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЕ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

Впервые в Казахстане в масштабе целого города во всех школах Семея одновременно вводится система менеджмента качества учреждений образования. Каждой школе дается право выбора любой удобной технологии для достижения высоких результатов в улучшении качества знаний учащихся, учителей и администрации. Первые итоги масштабного проекта будут подведены в конце 2016-2017 учебного года.

Нельзя сказать, что внедрение этой системы – большая новость для школьного образования Казахстана. В течение многих лет она внедряется в отдельных школах Астаны, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей. В Семее в прошлом году в пилотном режиме работали три экспериментальные образовательные площадки, на опыте которых и будет построен весь образовательный процесс.

О необходимости повышения качества образования на августовском совещании педагогов говорил аким ВКО Даниал АХМЕТОВ. Этот вопрос возник не на пустом месте. Дело в том, что по его поручению в прошлом учебном году среди учителей английского, казахского и русского языков проведено тотальное тестирование на выявление уровня знаний и профподготовки. Результаты оказались печальными. Лишь немногие учителя-филологи получили отличные и хорошие баллы. Основная масса педагогов знает свой предмет лишь на «удовлетворительно».

– Неделю назад в Семее создан центр качества образования, который будет координировать работу всех школ города, – сообщила на специальной пресс-конференции заместитель акима города Надежда Шарова.

По ее словам, внедрение системы менеджмента качества – это процесс не одного дня и даже месяца. На первом этапе проекта необходимо провести масштабный мониторинг оценки качества знаний учащихся и педагогов по десяти основным школьным предметам. Отдельным блоком будут изучаться результаты тестирования работников администрации всех городских школ.

Мониторинг поможет выявить все «узкие» места в системе образования и позволит устранить их. Пока все пробелы в знаниях учащихся, выявляемые во время ЕНТ, педагоги чаще всего списывают на психологические аспекты. Так ли это на самом деле – еще предстоит выяснить. В текущем учебном году особое внимание будет уделено уровню знаний учащихся 4, 5 и 6 классов по всем основным предметам.

– Внедрение системы менеджмента качества в учреждениях образования – это, прежде всего, поиск причин имеющихся у наших школьников пробелов в знаниях. Проанализировав их, учителям будет проще исправить допущенные ошибки. То есть это своего рода внутренний рейтинг самой школы, позволяющий коллективу обратить особое внимание на исправление собственных недостатков и добиться в дальнейшем более весомых успехов, – подчеркнула Надежда Шарова.

На данный момент перед директорами учебных заведений и их заместителями поставлена конкретная задача – разработать общешкольную систему менеджмента качества. При этом каждый педагогический коллектив волен избрать для себя любую из существующих технологий или даже придумать собственную. Однако в Семее уже в течение полутора лет три пилотные школы – СОШ №№ 3, 31 и Пригородная – работают в этом направлении, выбрав в качестве основы авторскую технологию системы менеджмента качества профессора Федора Вассермана, основанную на биоинформатике и синергетике.

По словам директора средней общеобразовательной школы № 31 Алмы Орумбаевой, в прошлом учебном году они внедрили эту технологию во всех классах по предмету «математика». Для этого пришлось пересмотреть все функциональные обязанности представителей школьной администрации, чтобы более эффективно построить схему управления и контроля качества.

– Технология Вассермана позволяет не только отследить динамику развития качества знаний учеников, но и основательно поработать над ликвидацией пробелов в знаниях ребят, – подчеркнул директор СОШ № 3 Нуржан Ахметкалиев. – К примеру, после каждого среза знаний у учителя есть целая неделя для того, чтобы выявить тот материал, который был плохо усвоен учащимися, и еще раз вернуться к пройденному материалу для повторения и закрепления.
Также немаловажным является тот факт, что благодаря внедрению трехуровневых заданий учителя будут четко оценивать уровень знаний своих учеников и стремиться подтянуть к лучшим результатам отстающих.

Результаты эксперимента не заставили себя ждать. По словам Алмы Орумбаевой, в начальных классах резко увеличилось количество призеров предметных олимпиад и конкурсов научных проектов на городском и областном уровнях. Если в 2014-2015 учебном году их насчитывалось не более трех-четырех человек, то в прошлом учебном году – уже 27.

Положительную динамику качества знаний в масштабе всей школы отмечает и директор Пригородной средней школы Семея Дулат Байтунов. По его словам, уровень качества знаний учащихся всего за год вырос с 43 до 51 процента. Каковы будут результаты внедрения системы менеджмента качества во всех школах Семея, мы узнаем в конце 2016-2017 учебного года.

Екатерина Гуляева

Фото автора

Семей

Еще новости

Back to top button