Образование

«ЛЕГКИЕ» ЗНАНИЯ НЕ ДЛЯ НАС

«ЛЕГКИЕ» ЗНАНИЯ НЕ ДЛЯ НАС

Где и когда откроется новый детский сад? По каким учебникам будут учиться наши школьники? И кто из молодых специалистов окажется востребованным на рынке труда? Ответы на эти и многие другие вопросы были даны на традиционном августовском совещании работников образования.

ПОСЛЕ КАНИКУЛ

В этот раз авторитетный форум педагогов Восточного Казахстана «Білімді ел – Мәңгі ел» проходил в областном драматическом театре. В обсуждении достижений, проблем, а также задач в сфере приняли участие глава региона Даниал АХМЕТОВ, вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева, депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова.

Логично было начинать совещание с подведения итогов предыдущего учебного года, а также летних каникул. Картину представила руководитель областного управления образования Айжан Садыкова. В своем выступлении главный учитель ВКО отметила стабильный рост объема финансирования сферы и отчиталась, на что были направлены бюджетные средства.

Так, согласно официальной информации на развитие образования региона в 2016 году было выделено свыше 92 млрд тенге. За счет этих средств организации образования Восточного Казахстана подготовились к новому учебному году. На 1, 5 млрд тенге приобретены необходимые учебники, на 3, 5 млрд тенге отремонтированы школы.

Отдохнули, набрались сил и здоровья юные восточноказахстанцы во время летних каникул в 919 лагерях различного типа и направления. В основном это ребята до 14 лет.

В качестве альтернативы для тех, кто старше, впервые в этом году был создан лагерь труда и отдыха при Катон-Карагайском колледже и крестьянском хозяйстве «Атамекен». Малые затраты, привлечение механизма государственно-частного партнерства и высокий социальный эффект позволили Айжан Садыковой рекомендовать подобную форму организации досуга молодежи акимам остальных районов и городов.

Остались и нерешеннные задачи. В частности, средств из районных и городских бюджетов хватает лишь на то, чтобы «залатать дыры» в средних общеобразовательных учреждениях. Скромные денежные вливания не закрывают проблему, а лишь оттягивают ее решение. Больше полувека в ВКО работают 136 школ. Они нуждаются в комплексном капитальном ремонте. И здесь, по предварительным подсчетам, требуется финансирование в объеме около пяти млрд тенге. Наряду с этим число аварийных школ в регионе благодаря строительству новых социальных объектов сегодня сократилось до пяти.

Серьезную обеспокоенность вызывает наполняемость сельских школ. К примеру, из 664 объектов 164 загружены всего от пяти до 40 процентов. Большая часть из них находится в Катон-Карагайском, Курчумском, Зыряновском, Аягозском районах. Проблема решается за счет организованного подвоза учащихся. Всего в регионе курсируют 175 школьных автобусов, еще восемь увеличат автопарк с 1 сентября. Дополнительно, по словам Айжан Садыковой, необходимо приобрести 28 автобусов.

БУДУТ УЧИТЕЛЯ – БУДЕТ И УСПЕВАЕМОСТЬ

Восточному Казахстану удается держать высокую планку охвата дошкольным образованием. Активной работе способствует государственно-частное партнерство. За последние пять с половиной лет открыто 170 детских садов, 46 процентов из них частной формы собственности. Всего в регионе работает 794 дошкольных учреждений.

О качестве обучения, уровне знаний выпускников свидетельствуют результаты ЕНТ. В этом году средний показатель в ВКО составил 82 балла, что на два балла больше по сравнению с прошлым годом.

В немалой степени сказывается на успеваемости школьников еще одна актуальная проблема – нехватка профессиональных кадров. По словам Айжан Садыковой, для полноценной работы организаций образования сегодня требуются 514 учителей. Неохотно идут в эту сферу молодые специалисты по причине отсутствия собственного жилья и скромного размера заработной платы, которой явно недостаточно для того, чтобы арендовать квартиру и содержать семью. Воспользовавшись моментом, руководитель управления образования обратилась к главе региона с просьбой выделить 40 молодым учителям жилье в строящемся общежитии для трудящейся молодежи.

Отдельное направление – это работа с одаренной молодежью. В прошлом учебном году в различных конкурсах приняли участие свыше 125 тысяч школьников. Больше половины из них стали призерами. По итогам VII зимней спартакиады школьников сборная Восточного Казахстана заняла почетное первое место.

До 2019 года продлен комплексный план поддержки сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мейірім». Благодаря проекту 2040 ребятишек закреплены за 1800 патронатными организациями. На их счетах 250 млн тенге, предназначенных для приобретения жилья.

Реабилитация, социальная адаптация, а также обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в Восточном Казахстане выходят на новый более высокий, качественный уровень. Для ребят с особыми потребностями в регионе работают специальные организации образования, кабинеты психолого-педагогической коррекции, логопункты. А в новом учебном году откроет двери уникальный пансионат «Ак-Ниет», в котором дети получат доступ к инклюзивному образованию, освоят профессии.

На финансирование системы ТиПО в Восточном Казахстане выделено шесть млрд тенге. С 1 сентября начнет работу 81 колледж. Две школы-колледжа станут экспериментальными площадками для внедрения новых образовательных программ.

Раскрывая планы на предстоящий учебный год, Айжан Садыкова отметила, что в общеобразовательных школах облас-ти будут открыты спортивные, а также кадетские классы «Шығыс ұландары». Кроме того, в 27 пилотных школах ВКО стартует обучающий курс «Я – инженер», позволяющий ребятишкам постигать азы передовых технологий, 3D-моделирования и проектирования.

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Выступая перед педагогической элитой Восточного Казахстана, вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева подчеркнула, что сегодня перед отечественным образованием стоит задача – выйти на более высокий качественный уровень, который будет способствовать вхождению Казахстана в число передовых стран мира. С этого года, по ее словам, начинается поэтапный переход на обновленное содержание образования. В свою очередь он повлечет за собой и другие преобразования. Среди них – пятидневная учебная неделя, 12-летнее обучение, электронные дневники.

– С 1 сентября первоклассники начинают учебу по единому базовому учебнику, что позволит выровнять уровень образования во всех школах страны. В этих же целях продолжится работа по оснащению сельских малокомплектных школ интерактивным оборудованием, – сказала Эльмира Суханбердиева.
Обновление учебных прог-рамм планируется и в системе ТиПО. В этом плане, по словам вице-министра, будет обобщен опыт Восточного Казахстана, признанного в республике флагмана профессионально-технического образования.

От имени министра МОН РК Эльмира Суханбердиева поблагодарила главу региона Даниала АХМЕТОВА за то, что Восточный Казахстан первый в стране приступил к внедрению трехъязычия.

Завершая выступление, вице-министр МОН РК подчеркнула значимость национальной идеи «Мәңгілік Ел» в формировании подрастающего поколения казахстанцев.

– Начало нового учебного года – это важное событие. И первый урок мы посвящаем патриотическому акту, – отметила Эльмира Суханбердиева.

По словам акима Восточно-Казахстанской области Даниала АХМЕТОВА, августовское совещание накануне празднования 25-летия Независимости РК – это сверка действий по реализации пяти институциональных реформ и 100 конкретных шагов, обозначенных Главой государства. Одна из задач, стоящих перед местной исполнительной властью, – это создание современной инфраструктуры. Так, из 12 строящихся школ семь начнут работу в этом году. Наряду с этим Даниал АХМЕТОВ отметил, что ремонтная компания всех оставшихся школ должна быть завершена в следующем году.

– Это возможно, – сказал глава региона. – Очевидно, что текущая жизнь будет вносить коррективы. Но один раз рассмотреть и решить проблему мы в состоянии.

Кроме того, Даниал АХМЕТОВ дал поручение своему заместителю Жаксылыку Омару в скором времени проработать вопрос с приобретением недостающих 28 школьных автобусов за счет средств областного бюджета. В свою очередь глава региона обозначил пробелы в повышении качества знаний юных восточноказахстанцев. Тревожные показатели, по его словам, выявлены при проверке гимназий и лицеев на соответствие высокому статусу. Это и низкий уровень ЕНТ наших выпускников. Если все факты перевести на экономические показатели, цифры, то местный бюджет несет большие убытки.

– Вы можете сказать, что дети сами не хотят учиться, – обратился глава региона к собравшимся учителям. – Но на то и родители, педагоги, казахстанское общество – мы должны создавать мотивацию для повышения знаний, уберечь наших детей от легких знаний.

Примером для подражания должны стать сами преподаватели. Для решения кадровых проб-лем аким области предложил управлению образования провести анализ ситуации, тестирование среди учителей, разработать критерии оценки деятельности директоров организаций образования. Серьезного изучения требует и вопрос повышения имиджа местных вузов, а также целевой подготовки высококвалифицированных специалистов для восточноказахстанских предприятий. По словам главы региона, мы должны дорожить нашим интеллектуальным потенциалом и создать все условия для его сохранения и развития.
Предложения, озвученные Даниалом АХМЕТОВЫМ в ходе августовского совещания работников образования, в последующем лягут в основу новой региональной программы.

Кульминацией форума педагогов ВКО стала торжественная церемония награждения нагрудными знаками «Почетный работник образования РК», «Ы. Алтынсарин». Лучшей организацией образования в этом году признана школа-лицей № 44 им. О. Бокея. Коллектив учреждения выиграл грант на сумму 18 млн тенге.

Дарья Шавлева

Фото Гылымбека Сабитова

Еще новости

Back to top button