Происшествия

ХРОМЫЕ СТРОЙКИ, или Куда ушли казенные деньги

Очередное заседание областного Дисциплинарного совета прошло по-летнему горячо, с повесткой из девяти вопросов, иные из которых вызвали совершенно обоснованное и повышенное внимание со стороны прессы, а также всех заинтересованных в разрешении своих проблем управлений, акиматов и ведомств.
ХРОМЫЕ СТРОЙКИ,  или  Куда ушли казенные деньги

Были рассмотрены результаты проверок государственных органов Шемонаихинского района, а также четырёх областных управлений, по результатам которых приняты соответствующие резолюции. Особый интерес вызвали несколько дисциплинарных дел, в частности, касающихся областного управления строительства и чиновников Аягозского района.

Административные чудеса из Аягоза


Надо отметить, что здесь результаты проверки демонстрируют потрясающее равнодушие к закону. По данным областной прокуратуры, разъяснения по обращениям людей в местный отдел земельных отношений, возглавляет который Габит Разбеков, не были даны в 1975 случаях. Один заявитель ждал резолюции пять месяцев кряду, другие – не получили ответа вовсе. Стороннему наблюдателю остаётся только гадать, как местные жители умудрялись решать вопросы, связанные с оформлением земли. Областной Дисциплинарный совет в свою очередь рекомендовал акиму Аягозского района сделать господину Разбекову предупреждение о неполном служебном соответствии, которое, как известно, является для чиновников одновременно первым и последним.

Впрочем, одним этим случаем нелады в Аягозе не исчерпываются. Как выяснилось в ходе проверки, проведенной уже финполом, здесь весьма вольно относятся к приёму на работу сотрудников в государственных учреждениях. Например, госпожа Калиева стала методистом местного отдела образования, физической культуры и спорта без каких-либо проблем, хотя необходимого для получения этой должности пятилетнего стажа педагогической работы не имела. Документы её проверили «спустя рукава», руководитель же методкабинета о проблеме со стажем знала, но закрыла на это глаза. Более того, она ходатайствовала о приёме Калиевой на работу, причём свою рекомендацию дала в письменном виде.

Дисциплинарный совет, ознакомившись с вышеназванными административными чудесами, тоже дал одну рекомендацию, только вот звучит она несколько иначе. Теперь акиму Аягозского района Ануарбеку Мухтарханову предстоит решить вопрос о мерах дисциплинарного взыскания в отношении своих подчиненных, столь слабо знакомых с элементарными требованиями закона.

Как искали «козлов отпущения» в управлении строительства


Сколько стоит дом построить – сегодня знает каждый подрядчик, не говоря уже о заказчиках. Например, в отношении возведения школы в посёлке Молодёжный Уланского района, цена вопроса составляет 716,5 миллионов тенге казённых денег. Огромная сумма, и, что характерно, её нужно было освоить еще в апреле текущего года. Проще говоря, в середине весны строители должны были навести лоск на последние сантиметры штукатурки и сдать готовый объект. Ан нет, и к середине лета проверяющие из прокуратуры с удивлением обнаружили, что строительство не закончено, так мало того, еще и законных последствий в виде судебного иска от управления строительства это вопиющее обстоятельство не получило. Тем, кто не в курсе, сообщаем, что по закону обращение на нерадивого подрядчика в суд должно было воспоследовать в течение всего-то десяти дней…

И это только один пример. Между тем, по данным прокуратуры ВКО, опоздания с подачей исков зафиксированы по девяти компаниям. В их числе: – ТОО «Терме Ост», ТОО «Infiniti Communication», ТОО «Сары Асыл», ТОО «ПМК Курылыс», ТОО «СМУ Шыгыс», ТОО «РСУ АСАР», ТОО «Оскемен Курылыс», ТОО «Инком Шыгыс» и ТОО «Алау». К тому же ТОО «Сары Асыл» областное управление строительства претензии предъявило только через четыре месяца после срыва всех сроков сдачи объекта. Повторимся – это вместо законных десяти дней. Комментарии тут, как говорится, излишни.
Помимо прямых убытков для государства (как мы помним, нерадивый подрядчик должен платить неустойку за каждый день просрочки, а это миллионные суммы), есть еще одна важная сторона вопроса. А именно – участие в тендерах по государственным закупкам. Недобросовестный подрядчик, которого таковым признал суд, на подобный конкурс выйти не может, все пути получения бюджетных денег для него закрыты. Другое дело, если суда и самого обращения чиновников к Фемиде еще не было.

В этом случае по факту недобросовестный подрядчик есть, а вот юридически его так назвать нельзя и запретить ему участвовать в тендерах тоже возможности нет. Возникает уникальная по своей нелепости ситуация, когда компания, сорвавшая сроки сдачи объекта, нарушившая договор, оставившая детей без школы или детского сада вновь имеет все шансы выиграть госзаказ и без зазрения совести грести бюджетные деньги. Парадоксально, но это факт. И в свете вышесказанного позиция областного управления строительства – главного заказчика по всем этим стройкам – выглядит более чем странно.

Как объяснить то, что постоянные срывы сроков, неосвоение сотен миллионов тенге долгое время оставались безнаказанными? В управлении строительства говорят о том, что в этом виновны аж два должностных лица – начальник отдела строительства К. Курмангалиев и начальник финансово-экономического отдела Т. Калижанова. Все остальные как бы ни при чём. В этом случае, возникает законный вопрос: каким образом контроль расходования столь серьезных сумм и реализация весьма крупных проектов замкнулись на двух, прямо скажем, не самых ключевых фигурах ведомства? Кроме того, любопытно узнать, почему руководство управления строительства в лице его начальника Д. Сулейменова решать возникшую проблему взялось только постфактум – уже в ходе прокурорской проверки? Но это дело недалёкого будущего. В настоящее время надзорные органы региона продолжают проверку управления и рассчитывают подвести окончательные итоги в последней декаде августа. Кто знает, не встанет ли тогда вопрос о соответствии занимаемым должностям других чиновников того же ведомства, вне зависимости от их ранга и стажа.

Что касается Дисциплинарного совета, то он рекомендовал руководству управления строительства пересмотреть вопросы ответственности должностных лиц, причастных к вышеназванным проблемам, поскольку уже сейчас совершенно ясно, что двумя персоналиями, выявленными локальным внутриведомственным служебным расследованием дело явно не ограничится.

Владимир Рянжин

Еще новости

Back to top button