Феномен Толе-би
В нынешнем году исполняется 350 лет со дня рождения знаменитого героя казахской национальной истории, легендарной личности, оставившей яркий след в судьбе народа, Толе-би.
В исторической сокровищнице казахов духовное наследие Толе-би является бесценным алмазом мудрости и жизнестойкости, примера верности избранному пути справедливости и миролюбия. Говорят, что на этот путь его благословил почти столетний старейшина рода Анет баба, сказав: «Мне казалось, что ты сын своего дома, но оказывается, ты сын своего народа. Стань восходом утренней зари, звездою счастья в его судьбе».
Трудно найти в казахской истории личность, сравнимую с Толе-би, который сыграл поистине историческую роль на стыке двух веков, наполненных судьбоносными для народа событиями. Один период его жизни был связан с эпохой хана Тауке, когда мир и покой царили в казахском обществе. Другая, более значительная часть жизни Толе-би пришлась на трудное время, когда над полутора миллионами казахов нависла угроза существования. Угрозу представляли джунгарская агрессия и соседство с сильными государствами. Тогда перед народом встал поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть?
Историографическое осмысление личности Толе-би началось после обретения Казахстаном суверенитета. Как известно, историография советского времени настаивала на негативной оценке роли биев и суда биев. Во многом такая позиция происходила из того, что бии являлись представителями знати. Однако без Толе-би невозможно представить полноценную историю казахского народа, особенно период, связанный с укреплением казахско-русских отношений.
Более того, Толе-би являлся действительным историографом пережитых событий, обобщая предыдущий опыт и извлекая из него уроки.
Неслучайно для управления Старшим жузом хан Тауке назначил именно Толе-би. Его общественно-правовая деятельность органично вписывалась в стройную систему государственного аппарата, который строил хан. В связи с этим академик Манаш Козыбаев, характеризуя объединительные тенденции в казахском обществе периода казахско-джунгарских войн, особо выделял вклад биев. Он писал: «В эпоху хана Тауке возглавившая народ военная элита в лице батыров, авторитетные бии под предводительством Толе смогли продолжить традиции предков, они показали себя настоящими поборниками чаяний и интересов казахского народа, подняли его самосознание на государственный уровень. Курултай в Ордабасы стал символом единства казахского народа, общности земли и государства».
Нужно отдать должное прозорливости хана Тауке, который знал, что принципы судопроизводства, предложенные Толе-би при создании свода законов «Жеті жарғы» («Семь уложений»), будут восприняты казахским обществом.
Пережив хана Тауке почти на сорок с лишним лет, Толе-би смог сохранить верность жизненному кредо. В практической деятельности бия как судьи Толе-би исходил не только из практики доказательной словесности. Он выступал новатором, когда вводил в суд биев эксперименты, основываясь на богатом жизненном опыте и наблюдательности.
Мегазвезда крупного государственного и общественного деятеля, мыслителя, правоведа и дипломата, получившего еще при жизни звание «отца биев», Толе Алибекулы взошла на небосклоне истории казахского народа три с половиной столетия тому назад. Согласно историческим документам, он родился летом 1663 года на территории современной Жамбылской области. Джайляу Жайсан, что прилегает к реке Шу, располагалось рядом с Аулие-Ата. Сама природа этих мест словно желала, чтобы именно здесь начинались истоки творчества будущего великого мудреца, в жизни которого было много звездных вершин, крутых поворотов и прозы бытия.
Дата его кончины в разных источниках разнится. В большинстве из них называется 1756 год. Скончался Толе-би в местности Акбурхан Орда, что находится в Южно-Казахстанской области, в районе, которому присвоено сегодня его имя. Однако похоронили любимого народом Толе-би в Ташкенте рядом с ханом Юнусом – дедом великого Бабура по материнской линии. Мавзолей сегодня носит имя Толе-би. Народное уважение и любовь были настолько глубоки, что редко кто осмеливался называть Толе-би по имени. Все больше его звали Тобе-би – Верховный би, Бала би, Единственный би, справедливый Толе, беспристрастный Толе, критик Толе или Настоящий би, который придерживался только одного принципа «У настоящего би не бывает понятия родства».
В историографии все еще не до конца проработана концепция о роли Толе-би как стратега и идеолога знаменитой Анракайской битвы 1730 года, в результате которой казахи одержали победу над джунгарами. В литературе лишь подчеркивается равное участие влиятельных лиц и политической элиты казахского общества в подготовке Анракайской битвы. Фигуры биев, как правило, даже в художественных фильмах показаны лишь в пределах их участия на курултаях и наблюдателей за ходом битвы. Между тем, будучи знатоком военных операций времен хана Тауке, Толе-би не мог оставаться в стороне от обсуждения хода предстоящей решающей битвы.
Феномен Толе-би состоит в том, что пример его жизни и его наследие продолжают оставаться актуальными и сегодня. Опираясь на глубокое знание обычного права казахов и прогрессивных канонов ислама, Толе-би предостерегал от лжепатриотизма и извращенной религии. Современное поколение казахстанцев переживает период ренессанса национальной истории. Нам повезло, что мы реально пожинаем плоды обретенной независимости, фундамент которой закладывали такие славные сыны казахского народа, как Толе-би. Благодаря политике, проводимой Президентом страны Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, в нашем обществе реализуются широкомасштабные проекты по возрождению исторической памяти, обновлению и укреплению исторического сознания. Главный акцент при этом ставится на том, что история нужна не только обновленной нации, а грядущим поколениям. Причем история должна быть «без купюр», объективной и толерантной. Задача будущего – извлекать из нее достойные уроки. Об этом же мечтал и аксакал Толе-би.
г. н. с. института истории и этнологии им. Ч. Валиханова, доктор исторических наук, профессор, академик МАИН
«Казахстанская правда», 28 июня 2013 г.