За жатками в Запорожскую область
Каждый год, в период завершения посевной кампании, вспоминаю одну свою командировку – непростую и неблизкую. Подробностями той поездки тридцатипятилетней давности в Запорожскую область хочу поделиться с читателями областной газеты «Рудный Алтай».
В то время я, успев окончить Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт по специальности «инженер-механик», а затем отслужив два года офицером в дорожно-строительных войсках, начал работать инженером-контролёром ремонтных мастерских в колхозе им. Ленина Большенарымского района. Потом, в 1990-х годах был главным инженером в родном колхозе. В 2006 году меня избрали акимом Алтынбельского сельского округа. Более десяти лет я посвятил этой работе.
Неожиданное предложение
Наш колхоз организовали в 1956 году путём объединения семи хозяйств, занимавших значительную территорию района. Три хозяйства находились в горной зоне. Новому колхозу, самому крупному сельхозпредприятию в Восточном Казахстане, присвоили имя Ленина. Председателем правления избрали Бошая Китапбаева. Мой отец Нураш Жексембаев, руководивший колхозом им. Амангельды (село Майемер), в объединённом хозяйстве возглавил овцеводческую подотрасль.
В конце июня 1987 года, когда в колхозе после завершения посевной кампании все отделения занимались подготовкой техники к сенокосу и уборке урожая, меня вызвали к председателю. Бошай-аға поинтересовался, как я устроился, похвалил за хорошую работу. В конце беседы сказал, что штатные колхозные снабженцы сейчас в командировках, и поэтому мне следует отправиться в город Бердянск Запорожской области на Первомайский завод сельскохозяйственных машин. Необходимо было приобрести для колхоза валковые навесные жатки ЖРБ-4.2. Эти машины предназначены для скашивания зернобобовых культур и просто незаменимы на свале полеглых хлебов при раздельной уборке.
Предложение было неожиданным, я даже несколько растерялся. Но председатель быстро развеял мои волнения, заверив, что обеспечит необходимую поддержку, даже находясь в Новоберёзовке (ныне – село Алтынбель). Так как командировка предстояла непростая и неблизкая, он поручил присутствовавшему при разговоре главному инженеру подыскать мне напарника. Выезд наметили через три-четыре дня. В последний момент главный инженер уговорил меня ехать одному – сейчас горячая пора, нет свободных людей. Пришлось согласиться.
Перед отъездом Бошай Китапбаевич ещё раз подробно объяснил, как добраться до Бердянска, вручил официальное письмо директору завода и решил вопрос с авиабилетом до Москвы. Затем я на автомашине отправился в Усть-Каменогорск, где в облсельхозтехнике получил доверенность на приобретение жаток. Эта доверенность ничего не гарантировала. Она была необходима для оформления сделки, если руководство завода нашло бы возможным удовлетворить прошение председателя колхоза.
В Москве с немалыми трудностями удалось приобрести железнодорожный билет до Бердянска. В летний сезон десятки миллионов отпускников с семьями устремлялись на южные курорты. В аэропортах и на железнодорожных вокзалах к кассам выстраивались огромные очереди.
Сойдя с поезда, сразу же направился на завод. В приёмной директора передал секретарю письмо и записался на приём. Секретарь предупредила, что к директору попасть очень сложно и придётся ждать не меньше недели.
Ночной звонок
В городских гостиницах, как и следовало ожидать, мест не оказалось. Бердянск, расположенный на северном побережье Азовского моря, будучи портовым городом, являлся также и курортом, причём, многофакторным – морским, климатическим и грязевым. Более того, республиканского значения. Улицы города были полны отдыхающих. Но без особых проблем снял квартиру, поскольку в таких городах многие жители в летний сезон зарабатывали сдачей жилых помещений отпускникам. После этого телеграммой сообщил председателю колхоза о благополучном прибытии.
Мой день начинался с посещения приёмной завода, но по нашему письму – никаких движений, полная тишина. Мне оставалось только ждать, оставив секретарю номер телефона съёмной квартиры. Наконец, на третий день утром хозяйка квартиры пригласила меня к телефону. Звонившая из заводской приёмной секретарь обрадовала словами: «Директор Сахаров Владимир Александрович ждёт вас».
За полчаса добрался до заводоуправления. Секретарь доложила, что представитель колхоза из Казахстана пришёл. Директор приветливо встретил в своём просторном кабинете, с улыбкой протянув для пожатия руку.
Директор начал разговор с расспросов о нашем председателе. Я рассказал, что председатель ветеран войны, инвалид первой группы, Герой Социалистического труда, делегат съезда КПСС, кандидат экономических наук, избирался депутатом Верховного Совета. Добавил несколько слов о колхозе.
Выслушав меня, он рассказал, что ночью в его квартире раздался междугородний телефонный звонок. Поднявшая трубку жена разбудила его, пояснила, что звонят из Казахстана, причём этот человек звонит уже второй раз. Не отошедший от сна Сахаров недовольно ворчал, но жена настаивала, и трубку пришлось взять. Он, как бы оправдываясь, сказал мне, что даже руководители республики не тревожат его поздними звонками. Ночной разговор растянулся на полчаса.
Я сразу догадался, что это на связь с директором Бердянского завода вышел наш председатель. Видимо, днём ему не удалось перехватить руководителя предприятия в служебном кабинете.
Энергетика Бошая Китапбаева, умение в любой ситуации найти необходимые слова произвели впечатление на Сахарова, многоопытного руководителя, уже десять лет возглавляющего одно из головных предприятий в системе Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР. Он подчеркнул, что проникнулся уважением к нашему председателю, который по телефону увлечённо рассказал ему про свой далекий казахстанский колхоз, воздаёт должное его заслугам и настойчивости беспокоящегося за дело человека. И при этом недоумевал, как тому удалось найти его домашний телефон.
Помощник передал шефу письмо и доложил, что согласно утверждённому графику жатки для Восточно-Казахстанской области будут отгружаться осенью. Но директор распорядился о выделении колхозу имени Ленина двенадцати жаток ЖРБ-4.2 из резервного фонда завода.
Затем Владимир Сахаров поручил помощнику поселить меня в заводскую гостиницу без взимания оплаты за проживание и выдать пропуск на территорию завода, чтобы я мог наблюдать и контролировать процесс погрузки жаток на железнодорожные платформы. Прощаясь, он сказал, чтобы по всем возникающим вопросам обращался к помощнику, передавал большой привет председателю колхоза.
Заветные жатки
Бердянск во время Великой Отечественной войны два года находился под оккупацией. В октябре 1941 года завод сельхозмашин эвакуировали в столицу Киргизской ССР город Фрунзе (ныне – Бишкек). После освобождения Бердянска завод продолжал свою деятельность в Киргизии, а на месте эвакуированного предприятия менее чем за три года заново отстроили Первомайский завод сельскохозяйственных машин. Фрунзенский завод сельхозмашиностроения вырос в крупного производителя сенокосной техники. Выпускаемые им пресс-подборщики поставлялись по все уголки СССР и даже пользовались спросом за рубежом.
После приёма у Сахарова, в течение недели, наши жатки погрузили на две железнодорожные платформы и отправили в колхоз имени Ленина на станцию Зубовка города Зыряновска (ныне – Алтай). Бошай-аға ежедневно звонил мне в гостиницу, интересовался новостями.
У него такого не было – дал человеку командировочное задание, а дальше пусть сам крутится, думает, как решать поставленную задачу. Он всегда был готов прийти на помощь. Следует добавить, что по распоряжению директора завода отгруженную партию дополнили широкой номенклатурой запасных частей к наиболее ответственным узлам машин.
Кабдыргалий Жексембаев
Фото из архива автора