Экономика

Тещин язык до Бухтармы доведет

Тещин язык до Бухтармы доведет

Дорожные строители приступили к работам на серпантиноопасных участках в районе Осиновского перевала и Тещиного языка. Теплая зима позволила почти на два месяца раньше срока вывести на участки технику и людей. Специалисты обещают, что к 2020 году дорога на Бухтарминское водохранилище будет короче, безопаснее и комфортнее.

Уже никто и не помнит имени острослова, который окрестил затяжной спуск Тещиным языком. Опасные повороты заставляют нервничать даже опытных водителей. Этот отрезок дороги считается одним из самых аварийных в области. Но любителям отдыха осталось потерпеть совсем немного.

Задача не из легких

А начнется все с реконструкции Осиновского перевала. Для автолюбителей эта дорога, как и Тещин язык, тоже не подарок. Подряд на проведение работ выиграла крупная строительная фирма из Астаны. Задача, которую предстоит решить, одна из самых сложных. Новая дорога пойдет в обход опасных мест.
Сейчас здесь снуют многотонные самосвалы. После взрывных работ остаются горы скальных пород, которые нужно выво-зить. На объекте трудятся 200 человек и 50 единиц техники, но уже к лету количество рабочих увеличится в два раза.

– По технологии проект очень сложный, – делится директор филиала подрядной организации Айдын Май-усов. – Желающих по тендеру было не так много. Здесь очень большие горные массивы, которые нужно перемещать – порядка 4,2 млн кубов только земляных работ. Также в проекте у нас предусмотрен мост. Необходимые специалисты у нас для этих работ есть. Думаю, что в процессе реализации мы сами приобретем гигантский опыт.

Евгений Андреев трудится на стройке водителем. Сам он из поселка Новая Бухтарма. Работать приходится в две смены, но тяжелый труд хорошо оплачивается. Шофер доволен, что крупная строительная компания гарантирует весь социальный пакет.

– Чего греха таить, в нашем поселке были проблемы с работой, – делится Евгений Андреев. – Сейчас почувствовал себя человеком. В семье все довольны. Дело, которое мы делаем, очень нужное. Дорога станет безопасной.

– Мне уже за 50 лет, и работу найти было сложно, – говорит водитель Александр Балгимбаев. – Не жалею, что попал сюда. Коллектив у нас сплоченный, работается хорошо.

Сами строим, сами проверяем

Два новых объезда по длине составят всего около 30 километров. Зато это будут не извилистые зигзаги, а прямые трассы. Экономия времени – почти 40 минут. До Бухтарминского водохранилища от областного центра можно будет добраться всего лишь за час. Поэтому к новым трассам предъявляются повышенные требования. У строителей есть собственная лаборатория. В ней колдует недавний выпускник строительного вуза Нияз Калымбетов. В родном Шымкенте парень остаться не захотел и переехал на другой конец Казахстана. Теперь в его царстве залежи самых разных пород, грунта и щебня. Опыты специалист проводит на специальном прессе, а если нужно, то даже замораживает строительные смеси.

– Это все нужно для того, чтобы проверить, как себя поведут материалы во время мороза, дождя и жары, – делится Нияз Калымбетов. – Гарантия нашей работы – 3 года, поэтому технология должна соответствовать самым жестким требованиям. Сейчас в прессе мы раздавили породу, и опыт показал, какой именно материал нужно использовать в этой местности.

– На самом деле у нас действует пятиступенчатая система проверки качества, – добавляет директор филиала подрядной организации Айдын Майусов. – Сейчас просто не выгодно делать брак. При малейшем нарушении контролирующая организация может предъявить санкции, а этого никому не нужно.

Дорожники работают на трассе с лета прошлого года и приняли решение использовать только свои, проверенные материалы. Первым делом они поставили переносной бетонный завод. Он расположен рядом с цементной компанией. По соседству вскоре появятся асфальтовое производство и битумная яма. Это позволит снизить затраты по доставке грузов и упростит строительные работы.

Мультипликативный эффект

Как известно, театр начинается с вешалки, ну а стройка наверняка с хорошей кухни. Прокормить массу людей, которая занимается физическим трудом, совсем не просто. Бизнесмен из Серебрянки Тохтарбек Бактыбек взялся за новое дело. Он обустроил кафе на окраине города и нанял профессиональных поваров. Его задача – обеспечить бесперебойным питанием бригады, которые постоянно трудятся на трассе.

– В меню у нас куырдак, бешбармак, сырне, домашние котлеты, – говорит Тохтарбек. – Блюда очень сытные, ведь рабочие постоянно находятся на воздухе. Я раскладываю порции по специальным термосам и сам увожу на участки. С приходом дорожников мой бизнес стал расширяться. Теперь подумываю организовать собственное крестьянское хозяйство, чтобы продукты были самые свежие.

Еще одна рабочая столовая тоже принадлежит частнику. Здание предварительно капитально отремонтировали и провели сюда все коммуникации. Хозяин просто не нарадуется. Такого количества посетителей у него никогда не было. Его не смущает даже ежедневный контроль за качеством продуктов и довольно придирчивые требования к меню.

– Каждый день специалисты СЭС берут анализы блюд, – поясняет предприниматель Марат Сарсембин. – Мы обязаны каждый день обеспечивать три вида первого и второго, чтобы у рабочих был выбор. С дорожниками работать приятно. Все проплаты проходят точно в срок. Поселок наш ожил, появилась дополнительная работа. К лету планирую запустить еще одну столовую.

Юрий Киселев в 90-е годы выкупил ремонтную базу в поселке Октябрьский. Площади простаивали последнее время, пока их в прошлом году не взяли в аренду дорожники. Они обустроили здесь свой офис, ремонтную базу и общежития.

– Я даже не ожидал, что за короткий срок так преобразятся помещения, – говорит предприниматель Юрий Киселев. – В общежития провели интернет, сделали тренажерный зал. Дорожная компания очень ответственная в социальном плане. Сотрудники помогают нашим ребятишкам, проводят очистку дорог в зимнее время.

Но, пожалуй, больше всех рад приходу гостей аким поселка Новая Бухтарма Марат Карибаев. По его подсчетам, новую работу на строительстве дорог получили уже 60 сельчан и желающих еще остается очень много. Кроме основной сферы деятельности предприятие вносит налоги и материально помогает малоимущим.

– У нас после прихода строительной компании из Астаны активизировался малый и средний бизнес, – подчеркнул Марат Карибаев. – Люди сдают жилье, машины, строительную технику в аренду. – После того как построят безопасную дорогу, ожидаем прибытия туристов и в наши места. Многие наши жители уже выкупают землю под кафе, гостиницы и парковочные стоянки.

Впрочем, о туристическом нашествии в эти края пока еще говорить рано. Безопасная дорога заработает только в 2020 году. Ну а те, кто все-таки любит экстрим, смогут проехаться по Осиновскому перевалу и Тещиному языку. Опасные зигзаги никуда не денутся, только останутся в стороне от основной трассы.

Дмитрий Крюкович
Фото Виталия Иванова

Еще новости

Back to top button