Современное государство для всех: пять институциональных реформ
Выступление Президента Республики Казахстан, Председателя партии \»Нур Отан\» Н.Назарбаева на XVI съезде партии
Вчера в Астане прошел XVI съезд партии «Нур Отан» под председательством Главы государства. В работе очередного съезда партии приняли участие около 2000 человек. В их числе – более 1200 делегатов, избранных на региональных конференциях, депутаты Парламента, руководители органов государственного управления, национальных холдингов и компаний, представители научной и творческой интеллигенции, главы неправительственных организаций, представители дипломатического корпуса, международных организаций и средств массовой информации.
Делегатами съезда принято постановление о выдвижении от партии «Нур Отан» кандидатуры Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Президенты Республики Казахстан.
Кроме того, на мероприятии рассмотрены итоги работы Политического совета партии и Центральной контрольно-ревизионной комиссии за отчетный период, а также избраны их члены. В своем выступлении Глава государства подчеркнул, что с учетом существующих условий перед страной стоят новые задачи.
ҚЫМБАТТЫ ҚАЗАҚСТАНДЫҚТАР!
ҚҰРМЕТТІ ДЕЛЕГАТТАР
МЕН СЪЕЗ ҚОНАҚТАРЫ!
Баршаңызды съезд жұмысының басталуымен құттықтаймын. Сіздер байтақ Қазақстанның барлық аймақтарын қамтитын 850 мың партия мүшесінің атынан келіп отырсыздар. Мен барша партиялас серіктеріме еліміздің гүлденуі мен өсіп-өркендеуі үшін төгілген өлшеусіз тер мен ортақ патриоттық еңбектеріңіз үшін зор ризашылығымды білдіремін.
Алдымызда еліміз үшін тағы бір тағдырлы, тарихи науқан тұр. Қазақстан халқы Ассамблеясының кезектен тыс Президент сайлауын өткізу туралы бастамасы халықтың тарапынан қызу қолдау тапты. Санаулы күнде маған бұл мәселеге қатысты мыңдаған хат келіп түсті. Құзырлы органдар бұл бастаманы еліміздің заңдарына сәйкес деп тапты. 26 сәуірде кезектен тыс президент сайлауын өткізу туралы менің Жарлығым халқымыздың бастамасына жауап болды. Бұл – Отанымызды, бейбітшілік пен келісімді нығайтудағы біздің бағытымызды жалғастыруға жалпыхалықтық ұмтылыс пен бірліктің дәлелі.
За годы Независимости мы прошли Великий путь. Наша страна вошла в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. ВВП вырос в 20 раз и составил в 2014 году на душу населения 13 тысяч долларов. Сегодня мы работаем над достижением главной цели Стратегии «Казахстан-2050» – войти в число 30 наиболее развитых стран мира.
За предыдущие 4 года достигнуты все задачи, о которых я говорил в ходе кампании 2011 года.
Во-первых, объем ВВП в среднем ежегодно рос на 5,7 процента. Завершен Первый пятилетний план форсированного индустриально-инновационного развития.
Во-вторых, мощный импульс развития получил аграрный сектор.
В-третьих, большие перемены произошли в инфраструктурных отраслях.
В-четвертых, развивается малый и средний бизнес.
В-пятых, Казахстан встал на путь социальной модернизации. С 2010 года доходы населения увеличились на 43 процента, а среднемесячная заработная плата – на 64 процента, приблизившись к 130 тысячам тенге. Размеры государственных социальных пособий выросли в 1,4 раза, минимальной пенсии – 1,8 раза.
В-шестых, за 4 года проведена масштабная административная реформа. Реформирован государственный аппарат, 60 процентов функций Правительства передано на уровень министерств и акиматов. С 17 до 12 оптимизировано количество министерств. 9 агентств сокращены и перешли в состав министерств в качестве комитетов. Введена выборность акимов городов районного значения, а также сельских акимов. Идет глубокая реформа правоохранительных органов и судебной системы. Ведется жесткая борьба с коррупцией. Укреплен светский характер государства как базовая основа межконфессионального согласия и мира.
В-седьмых, крепнет международный авторитет страны.
В целом, все, что запланировано, мы достигли! Совершен гигантский шаг вперед! Это наш общий победный марш!
В настоящее время обстановка в мире осложняется. Обрушение цен на мировых рынках энергоресурсов и металлов резко увеличило экономические риски. Почти все государства испытывают серьезные геополитические и экономические вызовы.
Ответом Казахстана на экономические риски стала новая экономическая политика «Нұрлы жол». Она включает, во-первых, меры противодействия экономической турбулентности в рамках государственных программ инфраструктурного развития, а во-вторых, продолжение курса индустриализации во вторую пятилетку. Социальная политика также четко определена. Жесткая бюджетная политика и экономия не затронут социальные обязательства государства.
Вместе с тем, глобальные вызовы и риски настолько глубоки, что ставят вопрос об устойчивости и успешности каждого государства. Поэтому перед нами стоят новые задачи.
Во-первых, не допустить негативного сценария воздействия внешних факторов на государственное строительство. Во-вторых, сохранить набранные темпы развития. В-третьих, подготовить условия для дальнейшего развития. В-четвертых, продолжить продвижение в 30 развитых государств мира.
Необходим нестандартный и сильный ответ на глобальные вызовы нашей государственности. Нельзя стоять на месте. На базе наших успехов мы должны двигаться вперед для укрепления нашей государственности. Поэтому я выдвигаю пять институциональных реформ.
Первое – Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.
Сегодня нельзя не видеть, что административная государственная служба зависима от политического уровня. Это политизирует принятие решений, даже в тех случаях, когда необходимо профессиональное управление без всякой политики. В государственном аппарате вокруг определенного покровителя формируются команды. Такой патронат создает условия для коррупции, порождает кумовство и снижает кадровый потенциал. При этом государственная служба остается малопривлекательным сектором из-за низкой оплаты труда. Зачастую у государственных служащих нет четких карьерных перспектив, а продвижение по службе зависит от пресловутых покровителей. Я знаю, что важные государственные программы и проекты «страдают» из-за некомпетентности отдельных чиновников различного уровня.
Поэтому важная задача – сделать корпус государствен-ных служащих профессиональным и автономным. Выборы, перемена министров, акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы. Следует перейти от текущей позиционной к карьерной модели государственной службы. Каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени.
Надо внедрить новую систему оплаты труда государственных служащих по результативности их вклада в управленческий процесс. Необходимо по итогам каждого года предусмотреть выплату бонусов для политических служащих и премий для административных служащих по результатам их деятельности и достигнутых успехов в экономике. Хорошо работают – получают бонус. Плохо работают, нет роста экономики и результатов – соответственно, снижается и оплата.
Сейчас настало время открыть новые каналы поиска талантливых кандидатов в государственные служащие, в том числе из частного сектора. На определенные должности целесообразно привлекать зарубежных менеджеров. И незнание языка, гражданство здесь не должны быть препятствием. Так поступают многие успешные страны.
Должны быть ужесточены квалификационные требования для приема на государственную службу. Надо провести полную аттестацию государственных служащих всех уровней. Важно наладить системную работу по защите принципов меритократии и недопущению коррупции. Для этого следует выделить в структуре Агентства по делам государственной службы отдельное самостоятельное подразделение по борьбе с коррупцией. Меритократия должна стать всеобщим принципом не только для государственного аппарата, но и для всего государственного сектора, включая суды, правоохранительные органы, национальные компании и холдинги.
Нам потребуется разработка нового Закона о государственной службе, внесение изменений в Закон о борьбе с коррупцией. Служба государству должна быть основой для укрепления единства нашего общества. Государственной службе следует стать прототипом справедливого казахстанского общества, где всем предоставляются одинаковые возможности для самореализации на основе принципа меритократии независимо от этнической принадлежности.
Второе – Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.
Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики.
Открытость – это лекарство от коррупции в судейских рядах.
Непрозрачна для общества работа и органов внутренних дел. Полиция должна работать так, чтобы повысить доверие общества к себе. Сегодня граждане слабо верят, что офицер дорожной инспекции может оштрафовать акима или министра за нарушение правил дорожного движения. Здесь можно привести недавний пример с Государственным секретарем США. Джон Керри был оштрафован за то, что не убрал снег перед своим домом.
Поэтому необходимо повысить статус полицейского и его ответственность перед гражданами. Надо выработать пакет мер по обеспечению прозрачности правоохранительных органов, развитию информационных технологий, оснащению патрульной службы видеорегистраторами. Важно внедрить новую систему профессионального и психологического отбора в полицию, обеспечить регулярное повышение и подтверждение полицейскими своей квалификации. Следует ужесточить квалификационные требования к судьям. Кандидат, претендующий на место в судейском корпусе, должен иметь не менее 5 лет стажа работы в судебной системе, а не нота-риусом, в полиции или юридическом вузе.
Кандидаты должны проходить жесткий тестовый отбор как условие для судебной стажировки, проводимой в судах на освобожденной основе и не менее одного года. Любой вышестоящий судья должен поработать в нижестоящих судах. Важно также ввести для начинающих судей испытательный период длительностью не менее одного года, после успешного прохождения лучшие из них выбираются в судьи.
Зарубежные и отечественные инвесторы должны быть уверены в справедливости казахстанского правосудия. Для повышения доверия к нему надо привлекать к рассмотрению инвестиционных споров зарубежных судей и рассмат-ривать такие споры по лучшим стандартам зарубежных и международных судов.
Особый вопрос – модернизация Вооруженных Сил страны. Они должны быть современными, мобильными, профессиональными. Следует обеспечить повышение боеспособности армии за счет профессионализма и оснащения передовым вооружением и техникой.
Третье – Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.
Профессиональная государственная служба и верховенство закона создают условия для реализации комплекса экономических реформ для ускоренного формирования среднего класса. Для выхода на качественный рост и диверсификацию экономики мы реализуем программу индустриализации. Она является своевременной и исключительно необходимой мерой. Индустриализация – не только инструмент экономики, но и важный фактор развития государства и формирования среднего класса. Однако индустриализация и обрабатывающий сектор пока не стали настоящими драйверами экономического роста. Правительству надо с этим разобраться.
Имеются перекосы и в системе государственной поддержки сельского хозяйства. Аграрному сектору из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей с низкой добавленной стоимостью. Причем сельские производители почти не платят налогов. Сегодня важно развивать сектор переработки сельскохозяйственного сырья на основе новой комплексной программы. В этом плане необходимо приступить к реализации порядка 10 крупных проектов с участием транснациональных компаний в перерабатывающей отрасли. Индустриализация также направлена на создание рабочих мест через малый и средний бизнес и развитие экспортного потенциала страны.
Сейчас таможенные процедуры отнимают много времени, тарифная политика является сложной и запутанной, нетарифные барьеры идут вразрез с мировой практикой. Необходимо провести масштабную работу по упрощению тарифной политики в рамках Евразийского экономического союза. В перспективе главная задача состоит в том, чтобы обеспечить динамику экономического развития. Итогом работы должно стать возникновение новых З-4 экспортных продуктов за счет диверсификации экономики.
Ключевым направлением является развитие в сфере услуг малых и средних сервисных предприятий. Следует принять новую программу развития туризма.
Это важный вопрос абсорбирования избыточных трудовых ресурсов в сельской местности. У нас слабая урбанизация. 43 процента населения живет в сельской местности.
В ходе интеграционной политики Казахстана в предыдущие годы сформированы важнейшие инструменты для расширения вовлеченности нашей экономики в мировые хозяйственные связи. Процесс создания финансового центра в Алматы должен обрести повышенную динамику. Здесь важно законодательно закрепить специальный статус Алматы.
Четвертое – Нация единого будущего.
Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Вместе с тем, необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства.
Мемлекет құрушы ел ретінде қазақ халқына айрықша жауапкершілік жүктеледі. Қазақтар Жаңа Қазақстанның болмысын қалыптастыруда барша ұлыстарды ұйыстырушы рөлге ие. Бұл – қазақтың ұлттық сипатын сақтап, дамытудың және еліміздің қазақы болмысын нығайтудың басты факторы.
Развитие триединства языков – казахского, русского и английского – это залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности. Надо обеспечить эффективные социальные лифты для всех граждан Казахстана без каких-либо различий и ограничений. Наша главная цель, чтобы казахстанцы ставили новые общенациональные ценности – верховенство права, государственные традиции, казахстанские ценности – выше своих этнических поведенческих моделей. Объединяющей идеей для всех казахстанцев выступает евразийская идея, которая реально синтезирует в казахстанце лучшие качества и азиата, и европейца.
Средний класс должен рассматриваться как основа казахстанской нации, источник для формирования профессионального государственного аппарата. Это движущая сила, наиболее заинтересованная в верховенстве закона и подотчетности государства народу и стабильности в стране. Поэтому именно широкий средний класс является ядром формирования национальной идентичности. Системой общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел, оформленная в важнейший документ государства. В школах необходимо ввести в программу обучения преподавание ценностей всеказахстанской идеи Мәңгiлiк Ел.
В нашей стране в мире и согласии проживают представители 17 конфессий. Наиболее крупные из них – ислам, православие и простестанство. Ханафитский ислам, исторически сложившийся на территории Казахстана, отличается умеренностью и терпимостью, здравой интерпретацией исламских ценностей.
Православие, свойственное большей части славянского населения в Казахстане, ставит во главу угла вопросы совести и нравственного выбора человека, добра и сострадания. В последние годы в Казахстане отмечается рост последователей протестантских церквей. Протестантизм в центр жизни человека ставит успешный и производительный труд, ценности бережливости и добродетельный жизни. Таким образом, у каждой религии есть свои достоинства. Они должны всегда объединять казахстанцев, служить делу мира и согласия, развитию общества и экономики, укреплению государства.
Пятое – Транспарентное и подотчетное государство.
Казахстанское общество поэтапно адаптируется к переменам. Это важный фактор, позволяющий нам избегать обострения внутренних противоречий, укреплять политическую стабильность. Опыт многих стран показывает, что нарушение принципа «сначала – сильное государство и экономика, а потом – политика» ведет к катастрофам, «разламывает» общества. В одних происходит разрушение политических режимов, в других – развал экономики, возникают конфликты и даже гражданские войны. Мы хорошо это знаем из истории разных стран и сегодня видим воочию во многих государствах. Череда последних гражданских войн и кровавых конфликтов в разных регионах мира показала, что непродуманная и форсированная демократизация не гарантирует стабильность государства и не обеспечивает успешную экономическую модернизацию.
Саяси мәдениетсіз сайлау-дың салдарын көптеген елдердің қазіргі ахуалынан бағамдауға болады. Соңғы жылдары кейбір елдердің азаматтары еңбек етуді ұмытты. Наразылық шерулері сәнге айналды. Адамдары митингке шығуға күнделікті жұмысқа барғандай асығатын болды. Сол үшін оларға арандатушылар жалақы төлейтін болды. Сайлау жұртты біріктіретін емес, бауырларды бөлетін, ағайынды араздастырып, өзара қару кезендіретін болды. Көшедегі қарабайыр саясатшылдық пен тек сайлаудан сайлауға дейін өмір сүру ақылды елдің жолы емес. Елге қызмет ету үшін емес, мансап үшін билікке ұмтылу да абырой әпермейді.
Осы аяда Ұлы Абайдың қара сөздерін еске түсіремін. Ол үшінші қара сөзінде былай дейді: «Үш жылға болыс сайланады. Әуелгі жылы «Сені біз сайламадық па» деп елдің бұлданғанымен күн өтеді. Екінші жылы кандидатпен аңдысып күн өтеді. Үшінші жылы сайлауға жақындап қалып, тағы болыс болып қалуға болар ма екен деп күн өтеді. Енді несі қалды?».
Сайлау – әншейін сайлау өткізу үшін емес, елді бірлікке шақырып, жұртты еңбекке ұйыту үшін болса, ғанибет. Сондықтан жоғарыда айтылып кеткен төрт мақсатты орындап, содан кейін саяси мәселелерге көшкен жөн. Бұл жолды дүниежүзілік тәжірибе көрсетіп отыр.
Пять институциональных реформ – это пять шагов, которые страна должна пройти именно в такой последовательности. Только в таком случае наши реформы будут эффективны, а общество и государство будут едины и стабильны. Именно такой путь прошли все успешные государства.
Во-первых, следует расширить практику отчетности руководителей государственных органов. Во-вторых, обеспечить прозрачность процесса принятия решений. Через механизм «открытого правительства» граждане должны активно вовлекаться в процесс принятия решений государственными органами всех уровней. Основой для этого станет новый Закон о доступе к публичной информации, который предстоит разработать и принять. Важно усилить роль общественных советов при государственных органах и акимах. В-третьих, следует внедрять гражданское бюджетирование. Речь идет об участии представителей гражданского общества в распределении бюджетных средств в регионах. В-четвертых, важно укрепление системы обжалования. В законодательстве должны быть расширены возможности граждан по обжалованию действий государственных служащих. В-пятых, надо обеспечить широкое внедрение саморегулирования в обществе. Необходимо поэтапно сокращать зоны ответственности государственных органов, передавая полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг, институтам гражданского общества по мере их готовности.
С достижением позитивных результатов по этим пяти направлениям можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов. Поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству с учетом наших традиций.
В совокупности эти пять реформ создают условия для укрепления казахстанской государственности и вхождения в 30 развитых стран мира. Это путь к выполнению «Стратегии-2050». Каждая из пяти институциональных реформ – это огромный вызов и большая работа для страны. Успех таких реформ может быть обеспечен только при твердой воле власти и народа. Как подсказывает мировой опыт, для становления сильного государства, развитого и либерального общества необходимо 40-50 лет стабильного движения страны вперед.
Предлагаемые меры кардинально изменят систему общественных отношений. Для их проведения я предлагаю создать Национальную комиссию по модернизации при Президенте. Она будет координировать реализацию всего комплекса реформ. Таким образом, наша центральная задача в предстоящие годы – это запустить и поэтапно осуществлять эти пять институциональных реформ.
За несколько дней я получил великое множество писем и обращений от граждан, трудовых коллективов, образовательных учреждений, общественных объединений нашей страны о поддержке досрочных выборов Президента и с просьбой выдвинуть мою кандидатуру на этих выборах. Большое спасибо всем за высокие оценки моего труда на благо Казахстана и казахстанцев! Нет большей награды, чем обладать таким доверием своего народа. Я сердечно благодарен всем, кто сказал сегодня с трибуны съезда теплые слова в мой адрес.
Я заявляю о своем согласии баллотироваться кандидатом в Президенты от партии «Нұр Отан» на предстоящих выборах. Я призываю вас, мои соратники – нуротановцы, всех казахстанцев вновь сплотиться и победить! Наша общая духовная сила и высшая цель: Мәңгілік Ел – Вечная Родина! Она будет наполнять энергией прогресса наше развитие в XXI столетии.
Тәуелсіздікті алу үшін қандай қажыр-қайрат керек болса, оны баянды ету үшін одан да зор қажыр-қайрат керек. Кейінгі ұрпаққа кемел Қазақстанды табыстау – бәрімізге ортақ парыз. Біз әлемдегі ең мықты 50 елдің сапына еркін қосылып, енді ең қуатты 30 елмен иық тірестіру жолына түстік.
Біздің ашық аспан астында ештеңеге теңгермейтін бір ғана Отанымыз бар, ол – Тәуелсіз Қазақстан! Бізге ХХI ғасырда бағдар болатын бір ғана стратегия бар, ол – «Қазақстан-2050»! Баршамызды ерен істерге жетелейтін бір ғана ұлы мақсат бар, ол – Мәңгілік Ел! Осы жолда күллі халқымызды біріктіруге, мақсатымызды орындауға жұмылдыратын «Нұр Отан» партиясы! Қасиетті Отанымызды нұрландыра түсу үшін бір тудың түбіне жиналып, жарқын болашаққа бірге қадам басайық!
Біз қашанда біргеміз!
Алға, Нұр Отан! Алға, Қазақстан!