Образование

Скульптор детских умов

Скульптор детских умов

В рамках программы перехода на трехъязычие Ольга Мелехова в числе первых педагогов ВКО начала преподавать на английском языке.

Невозможно переоценить момент, когда в голове подростка рождается мечта стать, например, врачом или палеонтологом. Возможно, благодаря правильному выбору профессии еще в школе через 10-20 лет этот ребенок спасет сотни жизней, придумает лекарство от рака или найдет останки ранее неизвестного науке динозавра.

Помочь понять старшекласснику, кем он хочет быть, заинтересовать наукой о живых существах, «заразить» страстью к биологии. Именно такие цели ставит перед собой Ольга Мелехова, учитель биологии школы-лицея № 11 Усть-Каменогорска. В рамках программы перехода на трехъязычие, Ольга Владимировна в числе первых педагогов ВКО начала преподавать на английском языке.

Каждому учителю приятно, когда ученики любят именно его предмет, выбирают его при участии в олимпиадах, при сдаче государственных экзаменов. Ольга Мелехова не исключение. Когда я попросила учителя биологии рассказать о своих достижениях, она начала говорить не о себе, а о своих учениках, призерах городских, областных предметных олимпиад.

– В прошлом году наш ученик стал призером на Международной научно-практической конференции. Мои дети нередко занимают призовые места в городских и областных олимпиадах по биологии. Они – моя гордость, мои медали: Арсений Смирнов, Яна Баус, Анна Бримм, Адлет Кажитаев, Адель Баспакова, Максим Зарубич и многие другие, – рассказывает педагог. – Команда талантливых учеников нашей школы каждый год принимает участие в соревнованиях «Юный биолог», организованных Назарбаев интеллектуальной школой. В прошлом году мы взяли Гран-при, в этом году у нас второе место.

В школе-лицее № 11 Усть-Каменогорска дети уже в 8 классе выбирают начальную специализацию. Можно пойти в класс М (с математическим уклоном) или в класс Е (с акцентом на естествознание). Но нередко так бывает, что выпускники М-классов, влюбленные в науку о живых существах, после окончания школы выбирают для сдачи тестирования биологию и в дальнейшем поступают в медицинские вузы. Когда Ольга Владимировна рассказывает об этом, глаза ее светятся.

– Вы ведете профориентацию целенаправленно или все выходит само собой во время урока биологии?

– Конечно, цель профилизации присутствует, но это происходит как-то непроизвольно. На уроках мы часто разбираем жизненные истории, например, изучая анатомию. Так легче воспринимать материал. Разыгрываем ситуации, играем во врачей и пациентов. Узнавать что-то новое в таком виде детям гораздо интереснее, чем просто зазубривать текст.

Чтобы заставить ребенка мыслить, творить, делать самостоятельные выводы, нужен творческий подход при выборе каждого педагогического метода. Нередко возникают сомнения – а сработает ли? Наверное, талант учителя как мастера раскрывается именно тогда, когда у ребенка горят глаза, когда он чувствует уверенность в себе, силу и желание творить.

Мне действительно очень приятно, когда выпускники выбирают биологию при сдаче ЕНТ и затем поступают в вузы на профильные специальности. Потом, уже студентами, приходят в гости и говорят: «Спасибо за базу знаний, что вы нам дали. Нам легко учиться».

– Вы преподаете биологию на английском. Где вы так хорошо выучили иностранный язык?

– Начиная с нового учебного года, я преподаю биологию на английском языке в одном экспериментальном классе. Изучение предмета пока идет по старой программе. Базовый уровень английского я получила еще в школе, вузе. А углубленное изучение мне посчастливилось пройти во время курсов, которые проходили на базе Национального центра повышения квалификации «Өрлеу». В прошлом году учителя-предметники со всей области сдавали предварительное тестирование на знание английского. Прошли всего 18 человек, в их числе и я. Мы в течение четырех месяцев совершенствовали свои знания, общались с носителем языка, работали по технологии CLIL (интеграция предмета и языка).

Но одно – знать язык и свой предмет, и совсем другое – соединять знания воедино на уроке. Прежде чем вводить новшество, мы решили узнать мнение родителей об этом на собрании. В основном мамы и папы восприняли новость спокойно. Детям предложение изучать биологию на английском понравилось. Больше половины ребят экспериментального класса неплохо знают английский язык, ведь изучают его много лет. Для школьников, которым предмет на английском дается сложнее, я провожу дополнительные индивидуальные занятия. У меня нет цели занижать оценки по предмету, если кто-то хуже владеет английским.

С 2019 года во всех школах ученики 10-11 классов должны перейти на изучение некоторых профильных предметов на иностранном языке. И чтобы нововведение принесло как можно больше пользы, нужно преодолеть еще немало сложностей. Допустим, добавить часы при изучении предмета на английском. Ведь прежде, чем погружаться в предмет, нужно отработать терминологию. Большое значение имеют методические материалы, которые еще нужно разрабатывать.

– Профессию учителя нельзя отнести к самой престижной и стрессоустойчивой. Почему вы выбрали именно этот путь?

– Это не я выбрала профессию, это профессия выбрала меня. Я мечтала о том, что стану учителем, еще в раннем детстве. Окончила медико-биологический факультет, правда, с правом преподавания. Вариантов, куда пойти с этим дипломом, у меня на самом деле было не так уж и много. Как же мне повезло, что диплом дал мне право пойти работать в школу! Этого я на самом деле и хотела. Мне нравится общаться с детьми, с ними интересно, они такие искренние.

За 20 лет работы в школе были разные трудности. Работая учителем, сталкиваешься с такими ситуациями, которые порой кажутся неразрешимыми. Сама пыталась сказать себе «Стоп». У меня есть второе образование, я еще и финансист. Был момент, когда я уходила, но вернулась сюда снова. Считаю, что в каждой профессии есть свои плюсы и минусы, но нужно находить больше хорошего.

– Что помогло преодолеть кризис самоопределения?

– Умение анализировать свой выбор не с точки зрения выгоды. Нужно честно ответить себе на вопросы: «Это действительно то, что я хочу делать?», «Как я смогу себя реализовать?», «Что могу дать детям?». Не думаю, что в качестве банковского работника я могла бы оставить какой-то след. Лучше быть хорошим учителем, чем посредственным менеджером банка.

– Я глубоко убеждена – учитель должен верить, что все дети талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.

Ирина Осипова
Фото из личного архива героини

Еще новости

Back to top button