Культура

Саундтрек к Наурызу

Саундтрек  к Наурызу

Вся страна отмечает праздник Наурыз, встречая приход весны и даря друг другу хорошее настроение. Музыкальный подарок жителям Усть-Каменогорска традиционно преподносит оркестр казахских народных инструментов имени Байжигита и фольклорный ансамбль «Алтай».

Народные мелодии и современные мотивы тесно переплелись в музыкальном орнаменте народных ансамблей. Уже 16 лет в областном центре слух публики услаждает оркестр казахских народных инструментов, репетирующий на базе колледжа искусств. Неспроста он носит имя кюйши Байжигита – самого крупного представителя восточно-казахстанской домбровой традиции, жившего во времена Абылай хана. Байжигит сочинил порядка 300 кюев, часть из которых так и не дошла до наших дней. Он оказал большое влияние на школу казахской народной музыки.
Поэтому, чтобы увековечить память кюйши и отдать дань уважения, было принято решение назвать в его честь народный оркестр.

– Коллектив был создан на основе действующего ранее оркестра колледжа искусств, чтобы исполнять национальную музыку и доносить ее до населения, а также пропагандировать национальную культуру и традиции, – говорит главный дирижер Шалкар Рысханов. – В нашем оркестре вы можете услышать живую, виртуозную и профессиональную игру на домбре, кобызе, шертере в сочетании с баянами и флейтами, виолончелями и контрабасами, литаврами и малыми барабанами. Духовые инструменты открывают новые просторы для творчества, струнные добавляют в звук басовой силы, а классические ударные создают ритмические узоры поверх звучания народных инструментов. Такие неординарные сочетания приятны на слух и необычны.

Несмотря на свою народную направленность, музыканты оркестра не перестают экспериментировать. Например, в некоторых композициях использовались редкие академические инструменты: ксилофон, вибрафон, металлофон. Это особый вид музыкальных «орудий», звук из которых извлекается ударами специальных палочек по деревянным или металлическим пластинам. Такое специфичное сочетание добавило непередаваемый колорит и, на удивление, хорошо легло на домбровое тремоло.

– Мы никогда не прекращаем экспериментировать со звуком, всегда пытаемся найти что-то новое, – говорит Шалкар Рысханов. – Важно постоянно поддерживать интерес слушателей новым звучанием и свежими композициями. Стараемся под каждое отдельное мероприятие составлять новый репертуар, включать музыку современных авторов как казахстанских, так и российских, зарубежных. Часто играем на праздниках и к каждому из них тщательно готовимся: на 9 Мая, к примеру, делали «День Победы», «Катюшу» и другие военные песни в творческой обработке. Стараемся не повторяться, разбираем что-нибудь новое. В этом году на Наурыз мы впервые исполнили «Акку» Нургиса Тлендиева, народный кюй «Кара жорга», «Palladio» Карла Дженкинса.

Удивительно, что среди кюев и национальных песен нашлось место саундтрекам из знаменитых фильмов. К примеру, один из концертных номеров, который всегда принимают на ура – музыка из «Пиратов Карибского моря». Также на домбрах и кобызах прекрасно звучит музыка классических европейских композиторов – от Моцарта до Бизе. Знаменитый «Турецкий марш» Вольфганга Амадея уже стал своеобразной визитной карточкой оркестра.

– На наших выступлениях всегда присутствует публика разной возрастной категории: те, кто постарше, среднего возраста, молодые. И каждая из этих групп хочет услышать разные произведения, – говорит Шалкар Рысханов. – Всем не угодишь, особенно если составлять строгий тематический репертуар. Поэтому мы стараемся делать своеобразный микс из композиций различных периодов, стран, народностей и времен.
Другой ансамбль Шалкара Рысханова – «Алтай» – больше ориентирован на фольклорное творчество. В нем играют 12 человек, некоторые из них также являются преподавателями колледжа искусств. Здесь инструменты уже национальные казахские, нет виолончелей и флейт, единственный «иностранный» инструмент в коллективе – баян. Причем некоторые национальные инструменты не на слуху у рядового слушателя: помимо стандартных домбр и кобызов здесь есть, к примеру, казахский аналог гуслей – жетыген и маленький глиняный духовой инструмент саз сырнай. Однако, несмотря на это, «Алтай» играет не только народные казахские кюи, но и фольклорную музыку разных народностей в целом. Это и русские народные песни, и еврейские, армянские, узбекские. «Алтай» заработал признание и уважение по всей республике, много гастролировал, неоднократно становился лауреатом и дипломантом международных фестивалей.

Оркестр народных инструментов имени Байжигита не раз играл на одной сцене с другими оркестрами, например, вместе с нашим симфоническим оркестром; а в прошлом году музыканты ездили на республиканский фестиваль народных инструментов «Серпер», проходивший в Астане и приуроченный ко Дню столицы. В нем участвовали оркестры из пяти регионов: Акмолинской, Мангистауской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областей и из Астаны. Фестиваль продолжался в три дня: в первый день выступали столичные артисты, во второй – из регионов, а в третий – все вместе на одной сцене. В получившемся «сложенном» оркестре играло более 300 человек одновременно. Таким огромным составом были исполнены кюи Курмангазы, Таттимбета, Ыкыласа.

– Мы долго готовились к этому событию, репетировали, нам выслали из Астаны партитуры, – рассказывает Шалкар Рысханов. – Мощь невероятная. Мы подготовили обширную программу, которая целый час звучала на главной площади столицы. Это был незабываемый концерт.
Но есть у оркестра и проб-лемы. Одна из них, с которой в последнее время сталкивается народный оркестр, – нехватка кадров. Сегодня в составе музыкального коллектива состоит 41 человек, есть вакансии, но достойных кадров не так много. На это влияет сразу несколько факторов: узкая специфика оркестра, высокие требования к исполнительскому мастерству и утечка кадров в более крупные города республики.

– Действительно, трудно найти профессиональных музыкантов на постоянную работу, – говорит Шалкар Рысханов. – Многие талантливые молодые люди, отучившись у нас, едут покорять Алматы или Астану и чаще всего остаются там. Однако, несмотря ни на что, мы гордимся своим составом. Среди наших музыкантов не только опытные педагоги колледжа искусств и просто профессионалы, закаленные многолетней практикой, но и молодые студенты училища, проявившие себя с лучшей стороны. Кстати, на этом Наурызе один из наших учащихся солирует на домбре – это большая ответственность, но вместе с тем большой шаг вперед для исполнителя.

Но даже у самых подготовленных профессионалов случаются казусы. Так как в репертуаре оркестра сотни композиций, держать все партитуры в голове проблематично – всего и не упомнишь. Здесь на помощь приходят ноты, в которых все композиции записаны и структурированы.
Дирижер смотрит в нотный стан, «слышит» на несколько тактов наперед и уверенными движениями руководит музыкантами.

– На одном из выступлений вышло так, что я забыл все ноты за кулисами, – рассказывает Шалкар Рысханов. – Понял это, только когда уже вышел на сцену и артисты заиграли первую композицию. Старался не показывать свои эмоции ни музыкантам, ни зрителям, но сильно волновался. Пришлось импровизировать, дирижировать, как говорится, по наитию… благо оркестр у нас сыгранный, сплоченный, и все прошло отлично.

Эдуард Кунгурцев

Еще новости

Back to top button