Общество

Беспилотные авто: будущее не за горами

Уникальная площадка для изучения технологий передового автомобилестроения и подготовки кадров действует на базе мастерской «Лу Бань» в Восточно-Казахстанском техническом университете имени Д. Серикбаева. Недалёк тот день, когда по улицам Усть-Каменогорска начнут разъезжать автомобили без водителей, управляемые искусственным интеллектом.
В мастерской «Лу Бань»


обучаются в общей сложности около 400 студентов, сочетая теорию с практическими занятиями, по специальностям «транспорт, транспортная техника и технологии», «организация перевозок, движения, эксплуатации транспорта». Они получают знания и оттачивают навыки работы с транспортными средствами, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду. Это электромобили и гибридные автомобили, выгодно отличающиеся от обычного транспорта с двигателями внутреннего сгорания, работающего на бензине, дизельном топливе или газе.


ИДЕАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН


Мастерская «Лу Бань» открылась в конце 2023 года в Усть-Каменогорске с участием министра науки и образования Казахстана, партнёров из Китая, руководства Восточно-Казахстанской области и ВКТУ.


Договорённость о сотрудничестве была достигнута весной 2023 года в городе Сиане (КНР) во время встречи глав государств Казахстана и Китая.


В рамках соглашений в короткие сроки была проведена большая работа и решены все вопросы по открытию мастерской «Лу Бань», организации в ней учебного процесса. В феврале 2024 года её посетил во время рабочей поездки в Восточный Казахстан Президент Касым-Жомарт Токаев, ознакомившись с ходом реализации совместного проекта.


Работа казахстанской и китайской стороны рассчитана на долговременную перспективу, отмечают представители ВКТУ имени Д. Серикбаева, ответственные за реализацию проекта.
Проректор по академическим вопросам Асия Машекенова рассказала о причинах выбора тематики партнёрства с китайской стороной.


– Для Восточного Казахстана из-за особенностей географического местоположения транспорт всегда имеет большое значение, – говорит она. – Особая нагрузка ложится на автомобильный транспорт, поэтому у нас всегда были сильны традиции подготовки кадров по этому профилю.
Действительно, резко континентальный климат Восточного Казахстана с большими сезонными и суточными перепадами температур от –40 градусов мороза до +40 градусов жары, а также разнообразный горный и степной рельеф делают регион идеальным полигоном для испытания новых автомобилей, тестирования современных технологий.


ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ «ЛУ БАНЬ»


Не секрет, что в прежние годы на Востоке Казахстана готовили кадры, востребованные в самых разных городах, регионах, странах Содружества независимых государств.


Впрочем, сегодняшняя меж-дународная повестка, в том числе глобальные проекты декарбонизации, отказа от источников энергии, оставляющих углеродный след, курс на развитие «зелёной» экономики, задают новые тренды. В случае ВКТУ нововведения касаются вузов двух стран.


– Это наш совместный проект с партнёрами из Китая, – говорит директор департамента по академической деятельности Самат Байгереев. – При выборе тематики мы исходили из потребности рынка. Во всём мире и в нашей стране растёт число как электромобилей, так и гибридных автомобилей. Поэтому нужны кадры, умеющие работать с ними, а их необходимо готовить со студенческой скамьи.


По его словам, сначала надо учиться самим, чтобы учить других. Поэтому 15 преподавателей ВКТУ прошли специальное обучение в Китае. В свою очередь более 20 китайских преподавателей помогают в обучении наших студентов. Недавно занятия для них проводил ректор Тиньцзяньского профессионального института, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.


Разумеется, для полноценной образовательной деятельности требуется материально-техническая база. Поэтому для создания мастерской «Лу Бань» университетом были предоставлены помещения, а партнёры из КНР безвозмездно выделили электромобиль, гибридный автомобиль, зарядные станции, оборудование, учебные стенды со всеми необходимыми запчастями и аксессуарами.
– Деятельность мастерской «Лу Бань» основывается на пяти принципах. Это принципы равного сотрудничества, адаптации к местным условиям, приоритета качества, формирования и укрепления профессиональных навыков, интеграции промышленности и образования, которым следуют в работе мастерской, – рассказал Самат Байгереев.


Он также пояснил, что Лу Бань – это полумифический герой, народный умелец, мастер на все руки. Исходя из этого, подобные мастерские работают во всём мире по самым разным направлениям деятельности.


С ТОЧНОСТЬЮ ДО ДЕТАЛИ


Нам показали, как студенты подкрепляют теоретические знания практикой. Места обу-чения для них спланированы и созданы по всем законам эргономики. На одном участке занятия ведёт профессор Мурат Муздыбаев, на другом – старший преподаватель Святослав Семёнов.


Большое внимание уделяется именно тем узлам, что обеспечивают электрическую тягу автомобилю – «сердцу» транспортного средства. Особенно это касается батарей, работе с которыми посвящены отдельные стенды, а также элементов освещения, электрического оборудования. В общем ряду имеется место и для классического мотора.


– На нашем стенде установлен реальный двигатель автомобиля, но только без салона и подвески, – сообщил Святослав Семёнов. – На нём студенты учатся проводить диагностику, выявлять всевозможные неисправности. Тут можно намеренно закладывать самые различные ошибки, вариантов огромная масса, а студенты должны их найти.


По словам студента третьего курса Артёма Бережного, китайское оборудование, методика обучения и работы на стендах соответствуют самому высокому уровню, всё точно и чётко рассчитано. На стендах с различными преподавателями отрабатывается всё, что необходимо для эксплуатации, ремонта, монтажа автошин, балансировки колёс и прочее.


– Я выбрал эту специальность, потому что она мне ближе всего, – говорит третьекурсник Диас Исаканов. – С детства увлекался машинами: тогда играл с ними – теперь учусь и занимаюсь. Буду по профессии инженером-механиком.


ВРЕМЯ ГАДЖЕТОВ


По информации ВКТУ, на следующем этапе партнёрства реализуется проект мастерской «Лу Бань 2». Работа будет ориентирована на обучение интеллектуальным автомобильным системам. Условия оговорены в трёхстороннем соглашении между двумя вузами из Казахстана и КНР, а также китайской компанией. Многое участники договора рассчитали на годы вперёд.


– Мы должны готовить специалистов не просто для обслуживания автомобилей – это уровень профтехобразования, – а у нас стоит задача подготовки инженерных кадров, умеющих решать сложные задачи в отрасли автомобилестроения.


Как рассказали в университете, в мастерской «Лу Бань» уже побывали сотрудники автозаводов Алматы, Костаная, Караганды, проявляющие большой интерес к проекту. Возможно, это выльется в полноценное сотрудничество, поскольку индустрия экологичного и интеллектуального автомобилестроения имеет неплохие перспективы и сегодня в Казахстане находится на подъёме.
У ВКТУ уже имеется практика обмена компетенциями, обучения на базе вуза представителей из Актюбинской области, которые для участия в международных соревнованиях приезжали за помощью в Восточный Казахстан. На базе университета и мастерской «Лу Бань» проведены тренинги, которые позволят землякам чувствовать себя увереннее на зарубежных соревновательных аренах по WorldSkills.


Характерно, что в мастерской вы не увидите слесарей в промасленных спецовках с большой кувалдой в руках. Всюду умные приборы и стенды, а управляются они с помощью современных гаджетов. Тот случай, когда не хочется за уши оттаскивать молодёжь от новомодного оборудования. В частности, тренажёр отработки навыков вождения моделирует самые непредвиденные ситуации на дороге, а студенту за рулём надо вовремя среагировать. По итогам заезда на мониторе высвечивается его результат.


БЕЗ ПИЛОТОВ ЕСТЬ ПОЛЁТЫ?


Современная жизнь полна парадоксов. В их числе острая нехватка опытных водителей общественного транспорта, маршрутных автобусов. С другой стороны, в жизнь и быт властно вторгаются беспилотные машины, о чём ещё совсем недавно мы не могли даже подумать.
У студентов же есть стенд для изучения беспилотных авто.


– Если искусственный интеллект заметит, что водитель засыпает за рулём, он может сразу остановить автомобиль, – говорит Самат Байгереев. – Может сделать так, чтобы машина припарковалась в безопасном месте. И такие возможности, подобное будущее – не за горами.
По его словам, проект будет продолжаться в рамках развития интеллектуальных автомобильных систем. Разработаны совместные планы, чертежи, в ближайшее время начнётся возведение объекта. При этом ещё один глобальный тренд будущего заключается в интеграции автомобиля, дороги и облачных систем.


– Условно говоря, автомобили смогут в перспективе общаться, разговаривать друг с другом, – поясняет наш собеседник, – а также принимать определённые решения.


На SMART-столе, где изу-чается взаимодействие автомобилей, размещены действующие макеты авто, а также узнаваемые в Республике здания, сооружения, в том числе корпус ВКТУ.


– Сейчас у нас уже формируется инновационная образовательная программа, называется она «SMART-технологии», – это искусственный интеллект транспортного машиностроения. Возможно, летом студенты уже смогут поступать и обучаться по этой программе с использованием возможностей мастерской «Лу Бань», – поделился перспективами Самат Байгереев.

Таир Сапаргалиев
Фото Валерий Шведов

Еще новости

Back to top button