Почтальон Печкин в бизнес-пространстве
«С учетом новых внешних рисков для развития экономики нам нужны новые инициативы для стимулирования деловой активности и занятости…». Это строка из Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана НАЗАРБАЕВА как нельзя лучше стимулирует продвижение вперед во всех отраслях экономики страны.
Многие-многие годы почта отправляет из пункта А в пункт Б наши с вами письма, посылки, телеграммы, денежные переводы, доставляет подписчикам газеты и журналы. Но с внедрением современных интернет-технологий часть из перечисленных операций начала попросту изживать себя. Уменьшился поток писем – основная его «река» направилась в русло электронных сообщений. По доставке посылок на рынке появилось множество альтернативных перевалочных услуг. Для сохранения своего статуса в бизнес-пространстве, перед Казпочтой встал вопрос о коренном изменении сферы своей деятельности.
Из истории вопроса. Как известно, в нашей стране существует государственный холдинг по управлению государственными активами – «Самрук-Казына». Он был создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, что приобретает особое значение в рамках государственной программы Стратегия «Казахстан-2050», поставившей своей целью для нашей республики – войти в число 30-ти развитых стран мира. В составе холдинга насчитывается 400 национальных и государственных компаний. Для каждой специалисты «Самрук-Казына» разработали по восемь ключевых аспектов трансформации бизнеса. Что касается Казпочты, то программа трансформации здесь заключается в развитии трех глобальных направлений – оптимизации бизнес-процессов, использовании и внедрении новых технологий и, наконец, качественном изменении человеческого ресурса компании.
Бизнес-процессы, а проще говоря, то, на чем зарабатывает компания, не пересматривались с советских времен. Архаичные операции с применением сургуча, почтовых мешков, ручной сортировки писем и посылок требовали массу «почтальонов Печкиных». Если, допустим, в Голландии гигантское количество посылок сортируют в считанные минуты всего 10 человек, то у нас для такой работы потребовалось бы не меньше 100. «Вот так, детально, по каждому процессу, мы стали разбираться в каждом регионе Казахстана и выяснять: где и что надо изменить», – отметил в своем интервью «Казправде» еще в июле прошлого года председатель правления ОА «Казпочта» Багдат Мусин.
– В Восточно-Казахстанском областном филиале «Казпочта» изменения происходят в сфере упрощения рабочего процесса, – говорит заместитель директора Восточно-Казахстанского областного филиала Жанар Кайсинова. – А также в сфере улучшения сервиса. На сегодняшний день, например, в почтовых отделениях ВКО установлено 25 систем управления электронной очередью. В Семейском узле связи их шесть, в Зайсанском – два, в областном центре – 17.
Развивается «Мобильный Postman». Суть новшества в том, что с помощью переносных мобильных устройств жители области получают возможность оплатить коммунальные или налоговые счета (с выездом операторов в крупные торговые дома, предприятия и организации); получить пенсию. Пока такая услуга доступна жителям Шемонаихинского, Зайсанского, Глубоковского районов, городов Риддер, Семей и Усть-Каменогорск. Но она обязательно придет и в другие регионы области.
В феврале этого года в Черемшанке Глубоковского района, в селе Герасимовка Уланского, в Шемонаихе стартовал пилотный проект «Точка доступа в интернет». Местные жители могут теперь в режиме он-лайн связаться с родственниками из стран ближнего и дальнего зарубежья, с общественными организациями. Выпускники сельских школ, используя «скайп», – оперативно предоставить необходимую информацию при поступлении в вузы.
– Сейчас наша компания способна в считанные минуты сделать денежный перевод «Салем, тенге!», – перечисляет ассортимент новых услуг моя собеседница. – По системе «Юнистрим» клиент может в считанные минуты отправить денежный перевод более чем в 100 стран мира или же получить перевод в тенге, отправленный в валюте. Еще интересный проект – «Postmarket.kz» (онлайн-магазин). Он предполагает долговременное налаживание взаимоотношений между потребителем и производителем. Допустим, вы – предприниматель и производите прочные красивые изделия ручной работы. Но поскольку проживаете в далеком селе, то оповестить о своем товаре будущих покупателей не можете. Вам приходит на помощь Казпочта: используя страницы электронного магазина, компания во-первых, делает вашему предприятию соответствующую рекламу, а затем помогает наладить сбыт.
– Набирает обороты служба EMS-Kazpost, – добавляет к сказанному заместитель директора Болат Саргалинов. – Это ускоренная доставка вашей корреспонденции по принципу «Из рук в руки», «От двери к двери». Потребитель сам определяет, что для него удобнее: вызвать курьера в офис, на дом или самому зайти в отделение связи. Почтовая корреспонденция с курьерской службой отправляется в любую точку мира, в дальнее и ближнее зарубежье и по Казахстану.
Болат Александрович говорит о таком интересном терминале, как постамат: «Это автоматизированные системы по выдаче почтовых отправлений, а также товаров, заказанных в интернет-магазинах и по каталогам. Очень удобная услуга для занятых людей. Им теперь не нужно идти за посылкой в отделение связи, стоять в очереди в ожидании, когда оператор эту посылку найдет, оформит и выдаст. Посылка сама прибудет туда, где ее удобнее всего получателю взять. Например, в соседний торговый центр, бизнес-центр, развлекательный комплекс – всюду, где клиент чаще всего появляется по другим своим делам.
Получив сообщение на телефон и соответствующий пароль, человек открывает свою ячейку постамата и забирает посылку. Постаматы доступны почти круглосуточно. «Пока в Казахстане установлены 17 постаматов: девять – в Алматы, шесть – в Астане и два – в Караганде, – говорит Жанар Нурлановна. – Но в недалеком будущем появятся они и у нас, в Восточном Казахстане».
Успешно внедряется в жизнь и гибридная электронная почта, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами в электронном виде. При использовании этой технологии информация юридических лиц, предназначенная к рассылке, вместе со списком получателей по адресам регионов ВКО, направляется в электронном виде в ТОО «Электронпост.kz», где она распечатывается, упаковывается в отдельные конверты и доставляется адресатам.
Пункты гибридной электронной почты уже есть в центральных операционных участках всех районных отделений связи и в Усть-Каменогорске (отделение № 4).
Все, о чем мы рассказали выше, только часть того, что непосредственно связано с доставкой почты. Используя свое присутствие в самых отдаленных селах и районах, почта стремится стать незаменимым помощником всех параллельных государственных служб, оказывающих услуги населению. Например, она налаживает связи с ЦОНами.
В частности, оказание услуг ЦОНов предоставляется в таких отделениях связи, как СОПС Черемшанки Глубоковского района. Планируется вскоре оказывать такую услугу в Бобровке Глубоковского района, в селе Привольном Уланского, в Верх-Убе Шемонаихинского районов. У жителей этих населенных пунктов отпала необходимость отправляться в дальнюю дорогу за какой-нибудь справкой. Ее можно получить с помощью почты прямо на месте. С другой стороны, Казпочта обеспечила свое присутствие в ЦОНах Аягозского, Жарминского, Бородулихинского, Глубоковского, Зайсанского, Тарбагатайского, Урджарского, Уланского районов, а также в Семейском регионе, в Зыряновске и Усть-Каменогорске. Прием платежей за услуги ЦОНа там совершается тоже на месте, без всяких проволочек.
…Мы привели лишь несколько примеров из жизни почтовиков нашей Восточно-Казахстанской области. То же самое делается по всей стране. Вывод очевиден: программа трансформации бизнеса взяла уверенный разбег. Конечно, для того, чтобы все работало быстро и без перебоев, нужно время. Но перечисленные шаги не могут не радовать, ведь все это и есть та самая база, которая позволит качественно преобразовать глобальную почтовую инфраструктуру Казахстана.