Культура

К свету звезд большой величины

К свету звезд большой величины

Казахская труппа областного драмтеатра готовится выступить с премьерой нового спектакля «Безрукая женщина» в Казахском академическом драматическом театре им. М. Ауэзова в Алматы, где состоится международная конференция, посвященная 150-летию Акыта Улимжиулы.

Акыт Улимжиулы – одна из выдающихся личностей, который, как и Абай, «с тьмой боролся один». Жил в Восточном Туркестане, имя его было широко известно в Китае, России, Монголии, первые книги вышли в свет в Казани. Дела его были триумфальны, судьба – трагична. В своих трудах, мечетях и медресе, открытых им, учил людей как вечным духовным ценностям, так и современным наукам. Объездил целый ряд восточных стран, научные концепции Аристотеля, Платона, аль-Фараби и других рассматривал в одной связке.

В основу спектакля легло одно из поэтических произведений Акыта, где бескорыстная братская любовь обездоленных, беззащитных людей, которых свела между собой беда, одерживает блестящую победу над сильными мира сего, «хозяевами жизни», одержимыми ненавистью к другим. Еще одной особенностью постановки является то, что инсценировку поэмы Акыта на эту тему осуществил художественный руководитель театра Сахан Акелеев, он же является ее постановщиком.

ЛОГИКА РЕЖИССЕРА

Мы не будем раскрывать заранее ни сюжет, ни тайну замыслов автора пьесы. Но вот такой факт из жизни: почти все из двадцати четырех детей Акыта повторили триумфальные дела отца и трагическую судьбу. Не только они – факел знаний и идею добра несли дальше многие его ученики. Выучили целый ряд языков, от китайского до арабского и фарси, на их основе – многие науки. По логике режиссера, мудрое слово, добрые дела эхом расходятся по земле, пробуждая умы, затрагивая, волнуя сердца. Люди крепко-накрепко связаны одной нитью, живительными соками питают друг друга, вредными – травят.

…Бывало, соберутся люди в их тесном доме. Заведут разговор – предстанет перед глазами золотая старина, ушедшая в историю. Запоют в одном конце аула – услышат в другом. У отца Долди был мощный оперный голос. Заиграют на домбре – сердце затрепещет от волнения. Сахан, самый младший из 15 детей в семье, бывал участником всех этих взрослых «посиделок». И все услышанное и увиденное впитывал в себя.

Пристрастился к чтению, пению, к игре на домбре. В школьные годы, как и все сельские дети, перечитал все книги, что были в библиотеке аула Тасбастау в Шиликтинской долине. Отец подарил ему домбру, учитель музыки организовал в школе ансамбль домбристов. Его участником Сахан стал с первого дня.

ГРЕЗЫ О ТЮЗЕ

Приезжал с гастролями Ораз Какеев – живая легенда из Зайсана, певец, актер и режиссер, выступавший в Москве на сцене Кремлевского театра. И Кенес Байтогасов – из Акжара, певец, окончивший ГИТИС, чей неповторимый живой голос был записан в фонде бывшего Всесоюзного радио. Все это вместе взятое предопределило выбор – после школы и службы в армии Сахан поступил в культурно-просветительское училище в Усть-Каменогорске. Быть бы ему киномехаником в родном ауле и, как тогда говорили, культмассовиком.

Но круто изменилась его творческая судьба во время выпускных экзаменов. Роль акына в спектакле, ставшем дипломной работой Сахана, пришлась председателю экзаменационной комиссии Аскару Токпанову, корифею казахского театрального искусства. Он пригласил выпускника на актерские курсы, которые открывал вместе с еще одной легендой национальной культуры Асанали Ашимовым в Алматинском институте изобразительного искусства. За четыре года учебы здесь попал в поле зрения таких выдающихся деятелей театра и кино, как Идирис Ногайбаев, Фарида Шарипова и певец, неувядаемый Бекен Жылысбаев.

Выпускная экзаменационная комиссия предрекла Сахану работу в Театре юных зрителей в Алматы. Минкультуры же республики решило по-другому – выписало направление в драматический театр в Семее для обязательной отработки после учебы в вузе. А душа его хотела только в ТЮЗ. Так он с профессией актера театра, но без диплома в руках несколько месяцев стучался в разные двери, пока совершенно случайно не встретил его Бекен Жылысбаев. Он привел парня к ректору Алматинской государственной консерватории композитору Газизе Жубановой. Сахан был зачислен студентом в это авторитетное учебное заведение.

У него, еще не состоявшегося актера театра, отсутствовала нотная грамотность. Поэтому пришлось Сахану Акелееву сначала окончить двухгодичные подготовительные курсы, только затем продолжить учебу по выбранной специальности – оперный певец, преподаватель. Семь лет, проведенные в стенах альма-матер казахского искусства, стали для него годами неустанного поиска своего дальнейшего творческого пути.

«БРАВО!»

На Всесоюзном конкурсе имени Глинки перед нашим героем чуть было не открылись горизонты, о которых было страшно даже помечтать.

Заметим, среди конкурентов Сахана были знаменитости: лауреат Госпремии им. Глинки Дмитрий Хворостовский, Ленинской – Евгений Нестеренко и другие. А во главе конкурсной комиссии стояла сама Ирина Архипова, которую нет нужды представлять специально. Так, Ирина Константиновна, гений оперного искусства, порекомендовала молодому неизвестному певцу из Казахстана ехать учиться в Ла Скала.

Но, увы, было одно условие, ставшее камнем преткновения на пути к этой заветной, ставшей такой реальной мечте. Обучение там было бесплатное, а вот проживание и все остальное – за счет самого обучающегося. И это все стоило пятьдесят тысяч «зеленых». И хотя наш герой к этому времени уже работал солистом-вокалистом в Государственном театре оперы и балета им. Абая, а в Государственной консерватории преподавал вокал, такая сумма не могла ему даже присниться.

Один известнейший человек в мире казахского искусства вызвался помочь, оплатив половину этой суммы. Но от этого С. Акелееву не стало легче. В свободное от работы время снова стал ходить, стучаться в разные двери, но все тщетно. И в один из таких дней его попросили выступить перед гостями из Италии в Мин-обороны нашей республики. Бенефис прошел на славу: гости восторгались как дети и знакомым им от рождения неаполитанским песням, и экзотичным казахским народным в исполнении нашего героя. То и дело звучало «Браво!»

РЕГАЛИИ ПОДОЖДУТ

Вскоре Сахана Акелеева лично принял министр обороны РК, Герой Советского Союза, Халық Қаһарманы Сагадат Нурмагамбетов. Предложил работу. «Я еду учиться в Ла Скала», – ответил Сахан. Душою и сердцем он уже «жил» в Милане. Министр сразил его тем, что пообещал должность, хороший оклад и квартиру. Все это сразу и в «едином флаконе». Он не мог, естественно, не вспомнить о своем бездомном существовании в большом городе, растущих на глазах ценах на съемные квартиры, заработках актера солидного театра в столице, бессильных покрыть даже часть расходов, необходимых для мало-мальски нормальной жизни. И двоих своих детях, которых он, уезжая в Милан, должен был оставить со всеми этими проблемами. Ему не оставалось ничего, как скрепя сердцем помахать ручкой журавлю в небе, ухватить за хвост синицу в руках.

Министр выполнил все свои обещания – Сахан Акелеев стал художественным руководителем Центрального ансамбля песни и пляски Министерства обороны Республики Казахстан. Правда, этот коллектив было решено переименовать в ансамбль песни и танца, у казахов нет такой традиции – пляска. Но не в этом суть. Лейтенант, а там и майор Сахан нашел здесь ту самую точку приложения своих знаний и сил, которую неустанно искал везде и всюду, а в себе – неиссякаемый кладезь идей. Они, эти идеи, находили неизменную поддержку со стороны самого министра.

Так был организован традиционный фестиваль молодых талантов в погонах «Жас ұлан». Создан фольклорно-этнографический ансамбль «Сарбаздар», с которым удалось выступить в Сочи, объездить Черноморское побережье, республики Средней Азии. А в апогее всех этих исканий нежно и сладкоголосо запел эстрадно-симфонический армейский оркестр. Актер высшей категории, режиссер, солист-вокалист, педагог
С. Акелеев за десять лет работы в Минобороны обрел для себя новую черту – руководителя, организатора.

Генерал С. Нурмагамбетов представил майора Сахана Акелеева к званию Заслуженного артиста Республики Казахстан. Не согласился с этим… сам номинант, предпочтя заслужить любое поощрение своим трудом, но не благодаря неоспоримому авторитету своего протеже.

ПРИЧАСТНОСТЬ К ЖИЗНИ

А дальше были годы работы в Республиканском колледже эстрады и цирка им. Ж. Елебекова, Музыкально-драматическом театре им. Ж. Шанина в Южно-Казахстанской области, Академии национального искусства им. Т. Жургенова. Директором ВКО драматического театра им. Жамбыла, а ныне – худруком областного драматического театра в Усть-Каменогорске, где, очарованный философией мудрого Акыта, как сказано выше, готовит постановку по его поэме, пробуя себя в качестве одновременно драматурга и режиссера.

Своей новой постановкой он хочет донести до читателя главную и вечную мысль Акыта Улимжинова о родстве всех людей на земле, о том, что все хорошее или плохое, что несет в себе человек, эхом передается к другому, всему окружающему, заряжает энергией жизни или травит. Ум, талант, мудрость, данные тебе, это – достояние многих. Ты обязан делиться ими, помогать другим.

По логике героя нашего рассказа, эта вечная и великая мысль нашла свое проявление в его собственной жизни. Никто из тех людей, о которых рассказано, не был ему ни агашкой, ни апашкой, его агашки и апашки остались там, в ауле Тасбастау в долине Шиликтинской. Причастность к жизни, делам, судьбе других – вот что является главным условием будущности народа.

Шакерхан Азмухамбетов
Фото Гылымбека Сабитова

Еще новости

Back to top button