Здравоохранение

Формула любви

Формула любви

«Формуле любви», пробуждающей материнские и отцовские чувства, родителей будут обучать… патронажные сестры и врачи общей практики. Как это будет происходить в практическом здравоохранении? Читайте в эксклюзивном интервью «Рудному Алтаю» с национальным тренером по интегрированному ведению болезней детского возраста и универсальной прогрессивной модели патронажной службы, кандидатом медицинских наук, доцентом, инфекционистом высшей категории Зауре Оспановой.

У молодых родителей есть всего три года, чтобы подготовить условия для успешной жизни своего ребенка. И условия эти – любовь, забота, прикосновения, поцелуи, объятия, внимание, общение и чуткость.

– Зауре Муратовна, вы прибыли в Семей, чтобы провести тренинг для заместителей директоров и старших медсестер детских стационаров и поликлиник по самой неожиданной для медицинских работников теме – обучению родителей детей младшего возраста правильно любить своего ребенка. Отныне медики становятся и психологами?

– Вы правы. Мы будем проводить активное обучение медицинских работников быть не только врачами и медицинскими сестрами, но и главными помощниками молодых родителей. В Министерстве здравоохранения РК была принята специальная программа по раннему развитию детей в возрасте до 3 лет. И в Семее прошел первый тренинг по теме «Универсальная прогрессивная модель патронажной службы».

Государство поставило перед медиками задачу: оказать молодым родителям любую помощь в том, чтобы вырастить здорового и успешного ребенка. Поэтому отныне люди в белых халатах будут обращать внимание не только на физическое состояние здоровья новорожденного, но и на его психоэмоциональное развитие. Сделать же это можно только в тесном сотрудничестве с родителями.

Современная наука доказала, что критически важный оптимальный возраст для принятия всех навыков по развитию архитектуры мозга до 3 лет. Именно тот возраст, когда дети находятся дома и воспитываются родителями, а не педагогами и психологами. И только медики ходят к ним домой на патронаж. Мы следим за весом, ростом, а за другим мы не следим.

– Другое – это что?

– Психоэмоциональное развитие ребенка. И сейчас крайне важно научиться этим навыкам и получить все необходимые знания врачам общей практики и особенно патронажным сестрам. Потому что психологи по домам не ходят, когда малышу меньше года. Когда наконец подросший малыш попадает к ним на прием, психологи, дефектологи и логопеды говорят, что время безнадежно упущено: у ребенка задержка психомоторного развития.

Впрочем, даже если представить себе эту ситуацию, то столько психологов по стране не найдется, которые бы занимались с каждым ребенком. Да и их услуги не всегда бесплатны. Поэтому забота о раннем психомоторном развитии детей в возрасте до трех лет обрела очертания государственной программы. Она стала продолжением реализации предыдущей госпрограммы – «Интегрированное ведение болезней детского возраста», когда мы, честно говоря, больше занимались лечебной медициной.

– То есть вопросы раннего развития малыша ложатся на плечи семейной медицины или первичных медико-санитарных учреждений?

– Конечно. И поэтому сегодняшние тренинги по универсальной прогрессивной модели патронажной службы мы проводим именно в Семее, где в течение почти 30 лет накоплен огромный опыт семейной медицины.

На тренинг мы собрали заместителей директоров по лечебной работе и старших медицинских сестер. Они должны не просто прослушать курс лекций, но и опробовать все полученные знания на практике в ходе самых разнообразных ролевых игр. Это помогает досконально разобраться в тех вопросах, которые мы никогда не изучали в медицинских вузах.

Это совсем непросто: научиться анализировать ситуацию в семье путем обычного наблюдения и общения с родителями. Эту работу будет проводить именно патронажная сестра, потому что у врача есть другие задачи. У него нет возможности приходить в эту семью столько раз, сколько этого требует каждая конкретная ситуация. В декабре 2017 года министр здравоохранения подписал новый стандарт оказания педиатрической помощи в нашей стране. Теперь от того, как мы полученные знания сможем передать родителям, зависит универсальная прогрессивная модель развития каждой семьи.

– Поведение ребенка отражает ситуацию в семье. Он, как зеркало, отражает семейные ссоры, неурядицы, недостаток любви. Можно ли повлиять на эту ситуацию?

– Можно и нужно. Мы прекрасно понимаем, что медицинский работник не может быть один в ответе за счастливую жизнь ребенка. Здесь огромную роль играют множественные социальные факторы. Это факторы влияния семьи и общей окружающей среды. Именно поэтому патронажные сестры должны работать в тесном контакте с социальными работниками, полицией, центрами занятости и другими заинтересованными службами и центрами помощи семьи.

– Существует миф, что в богатых семьях, где нет проблем с материальным обеспечением, не может быть детей с задержкой в развитии. И наоборот, бедность может стать причиной того, что дети в семье могут вырасти с большими проблемами в психоэмоциональном развитии.

– Это действительно заблуждение. На самом деле не нужно много финансовых затрат на то, чтобы научить родителей правильно выражать любовь к своему малышу. Ему надо всегда улыбаться, его надо как можно чаще обнимать, с ним надо смеяться.
Есть очень много детей, которые заразительно смеются, а мама или папа не смеются. И постепенно их ребенок тоже перестает смеяться. А если он перестает смеяться, он перестает расти. Потому что он начинает плохо есть, он грустит. А если он плохо ест, то он зимой часто болеет. А при болезни у ребенка хуже протекает когнитивное развитие, это предтеча умственного развития. Эта схема работает на простых вещах. Вы ребенка обнимаете, целуете, шутите с ним – у него возникает эмоция, а в головном мозгу начинают завязываться узелки, отвечающие за эмоции.

Надо требовательнее относиться к себе. Мама не любит улыбаться – значит ей придется выработать в себе эту привычку. Ей придется жить по такому принципу: «До свидания, личная жизнь, здравствуй, мама!». Женщина должна понять, что с рождением ребенка ее мир изменился. Впрочем, это должен понимать и мужчина, ставший отцом.

– Какое место в жизни ребенка занимает игра?

– Игра для малыша все равно что для взрослого человека работа. По сути, ребенок без игры погибает. Потому что у него не развивается мозг. А ведь не все родители знают, что у ребенка 100 миллиардов нервных клеток! И чтобы все они завязались друг с другом в определенной области, у нас есть всего три года! И поэтому заложить основной фундамент для будущего успешного развития малыша надо успеть сделать нам – «белому халату». Как? Научив родителей любить своего ребенка.

Когда отдельные области мозга завязываются в общую нейронную сеть, с течением времени можно будет увидеть, что у малыша наблюдается успехи в логическом мышлении, у него хорошая память и мыслительные процессы не вызывают у него особых трудностей.

И когда в 10, в 14 лет говорят: а откуда у ребенка способности к физике? Необязательно в этом «виноваты» гены. Вполне возможно, свою благотворную роль здесь сыграло правильное поведение родителей.

То есть ребенок таким образом учится выстраивать свои отношения с людьми, быть вежливым и внимательным. И люди, видя его старания, с малых лет проявляют к ребенку уважение, а не агрессию. Навыки терпения и спокойствия со временем обретают черты характера: уравновешенность, спокойствие, самообладание, самоуважение и уважение к окружающим.

– Насколько я понимаю, серьезное место в развитии малыша играет правильный рацион питания. Но ведь многие дети просто отказываются от еды. И родители буквально с ума сходят, чтобы хоть как-то накормить ребенка. Что вы посоветуете в данном случае?

– Представим ситуацию: ребенок 9 месяцев не хочет кушать кашу. Он плюется, капризничает, а уставшая, раздраженная мать, в конце концов, насильно пихает ему в рот эту давно остывшую и уже потерявшую все свои полезные свойства кашу. Правда, это всем знакомо?

Так вот ребенок никогда не будет кушать с аппетитом, если у мамы в этот момент злое, раздраженное выражение лица. Вот вы сами, взрослый человек, будете кушать, если рядом сидящий сосед злится и источает раздражение? Вряд ли. У вас пропадет всякое желание к приему пищи. Так же и ребенок.

Патронажные сестры и врачи общей практики, занимающиеся наблюдением маленьких детей до года, должны знать о правильном питании абсолютно все. И пока они сами не научатся варить каши, добавляя в гречку кабачок, мясо и другие продукты без соли и сахара, разработав меню для детей в возрасте до трех лет, они этого не поймут до конца. Поэтому в Семее следует открыть специальный ресурсный центр для обучения патронатных сестер премудростям детской кухни. И главное – донести эту информацию до родителей малыша.

– Существуют ли обучающие программы по данному направлению в медицинских колледжах и университетах?

– Программа ЮНИСЕФ в Казахстане вплотную занимается внедрением этих идей в образовательную среду медицинских колледжей и вузов. Они готовят преподавателей и тренеров, готовых работать со студентами. С 1 сентября в учебный процесс подготовки врачей общей практики, педиатров и патронажных сестер войдет и этот обучающий курс.

Мы же работаем с практическим здравоохранением. Теми медицинскими работниками, которые накопили достаточный опыт общения с семьями, но не знают многих нюансов, связанных с психоэмоциональным поведением членов семьи.

Екатерина Гуляева
Фото автора

Еще новости

Back to top button