Президент

Будущее нации – в достойных руках

В 2008 году по инициативе Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана НАЗАРБАЕВА запущен проект по созданию сети Интеллектуальных школ, которым позже дадут имя Главы государства.

Будущее нации – в достойных рукахСегодня в составе автономной организации образования «Назарбаев интеллектуальные школы» два десятка учебных заведений по всей республике. Два из них в крупнейших городах востока страны – Усть-Каменогорске и Семее.

Решение о создании интеллектуальных школ было вызвано острой необходимостью в профессионалах с высоким уровнем технических, управленческих и лидерских компетенций. В первые годы работы, да и сейчас, интеллектуальные школы – это экспериментальная площадка, осуществляющая разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ.

19 января 2011 года был принят Закон Республики Казахстан «О статусе Назарбаев университета, Назарбаев интеллектуальных школ и Назарбаев фонда». С того времени школы имеют право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

Сегодня в НИШ используют интегрированную образовательную программу, которая предусматривает симбиоз лучшего отечественного и мирового опыта.
Важная составляющая – международный бакалавриат, дипломная программа которого дает ученику возможность получить образование, соответствующее общепризнанным стандартам, и в дальнейшем присоединиться к студентам топовых вузов мира. Главным образом за счет принципов трехъязычного обучения.

В настоящее время 20 школ обучают по всей республике более 13,5 тысячи представителей будущей научной, технической, медицинской элиты Казахстана.
Преподаванием в школах занимаются почти четыре тысячи отечественных педагогов и зарубежных учителей из таких стран, как США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Финляндия, Германия, Китай и Нидерланды.

Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления в Усть-Каменогорске основана 13 сентября 2010 года. Своей миссией школа заявила воспитание справедливого, заботливого, уверенного в себе человека, способного служить обществу и учиться в течение всей своей жизни.

Подавляющая часть учащихся – обладатели образовательного гранта Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации «Өркен», который учрежден Указом Главы государства 13 января 2009 года для оплаты обучения одаренных детей в специализированных организациях образования «Назарбаев интеллектуальные школы».

Храм знаний, нет более подходящей метафоры, чтобы передать всю полноту ощущений от визита в школу. Просто образовательный праздник какой-то, причем каждый день. В такой школе учиться не просто можно или нужно, а хочется.

Это подтверждает ученица 10 класса Джамиля Желпакова, с которой удалось поговорить в перерыве между занятиями. В начале ноября Джамиля победила в областном конкурсе лучших инновационных проектов школьников, студентов колледжей и вузов. Ее тема, шутка ли, «Разработка системы коммерциализации инновационных способов ремонта автодорог». Приходит на ум, может быть эта девочка, наконец, решит проблему наших дорог?

Джамиля говорит, что ее заинтересовала эта проблема, потому что касается она нас всех. Мы каждый день ездим по дорогам, видим, в каком они состоянии, особенно междугородние или даже международные трассы.

– Я сравниваю те способы ремонта автомобильных дорог, которые существуют сейчас, и какие можно было бы применить для более рационального использования в плане экономики. Например, программа «Нұрлы жол» предусматривает строительство, скажем, 10 тысяч километров дорог. А как же оставшиеся 70 тысяч? Существующие сегодня инновационные способы ремонта дорог, разработанные научным руководителем моего проекта, доцентом ВКГТУ им Д. Серикбаева Нурланом Нугумановым, к примеру, позволяют значительно снижать издержки строительства путем вторичного использования материала. Мной был разработан экономический эффект от применения кирковщика, одного из видов используемого в технологии оборудования.

Получилось, что если мы будем вести ремонт с использованием фрезы, старого оборудования, то километр дороги обойдется в пять миллионов тенге. Если же использовать кирковщик, тот же самый отрезок может стоить 250-300 тысяч тенге.

Свое будущее Джамиля Желпакова хотела бы связать с экономикой, заниматься эффективностью применения того или иного вида промышленного оборудования.

– Вначале сложно было разобраться в механической теме, – говорит она, – но я быстро учусь. Мне объясняли те или иные нюансы, потом я начала интересоваться темой, вникать в нее. Все это привело к тому, что я сама начала развивать тему. Сейчас занимаюсь разработкой математической модели электронного устройства по инвестируемым затратам в строительство дорог.

В том, что десятиклассница с интересом занимается строительством, экономикой или механикой, нет ничего удивительного, считает инспектор по профориентационной работе Назарбаев интеллектуальной школы химико-биологического направления Усть-Каменогорска Еркин Амире.

– У нас ведется узконаправленная профориентационная работа не только с учениками, но и их родителями. При этом обеспечивается абсолютный индивидуальный подход с учетом интересов, способностей ребенка. Ориентируемся, конечно, и на конъюнктуру рынка, и на перспективные отрасли отечественной экономики, – говорит он.

– А в целом, с чего начинается выбор профессии? Со знания того, какие вообще есть профессии, отрасли. Профэкскурсии – это обязательно, знание региональной экономики никогда не будет лишним. Профориентационные встречи – также обязательный атрибут нашей работы. Недавно мы организовали встречу школьников с медработниками для того, чтобы им было понятно, какими личностными качествами должен обладать сотрудник этой сферы. Это только часть большой работы по профпросвещению. У нас действуют два социальных проекта. «Возьми ребенка на работу с собой» – учеников 7-8 классов родители на один день берут на службу. Здесь два положительных момента: помимо того, что дети узнают новое о профессии, они своими глазами видят, как родители зарабатывают. Тогда им становится очевиднее ценность труда, – заключает Е. Амире.

Второй проект охватывает старшие классы. Это летняя практика. По согласованию с родителями и работодателями ребята пять дней по четыре часа практикуются на том или ином предприятии. Именно в старших классах формируются те или иные профессиональные предпочтения, считают педагоги.
Сегодня даже у детей есть четкое понимание того, что выбор будущей профессии – очень важный момент. При этом наравне с качеством образования в учет принимается главное требование рынка труда, когда важно наличие не диплома, а – знаний.

Из 361 выпускника Назарбаев интеллектуальной школы Усть-Каменогорска более 100 сегодня являются студентами ведущего вуза Казахстана – Назарбаев университета, 18 из 20 выпускников, получающих высшее образование за рубежом, – обладатели грантов иностранных вузов.

Более 75 процентов всех выпускников школы выбрали дальнейшее обучение по химико-биологическим, медицинским и инженерным специальностям. Будущее нации – в достойных руках.

Константин Шуваев

Еще новости

Back to top button