Экономика

Без государства речникам не выжить

Очередную навигацию открыли путейцы Верхнего Иртыша. Пользуясь случаем, мы побывали у речников в гостях и поинтересовались, как они сегодня живут, чему радуются, чему огорчаются?

Без государства речникам не выжить– Радостей, конечно, у нас в последние годы значительно больше, чем огорчений, – рассказывает директор Восточно-Казахстанского предприятия водных путей Анатолий Головков. – Главное, что работаем стабильно, задачи свои выполняем, водные пути и шлюзы в порядке содержим, развиваемся понемногу.
Все это благодаря регулярному финансированию из бюджета государства и высокому профессионализму, добросовестному отношению к своим обязанностям сотрудников предприятия.

– Что каcается огорчений, – продолжает дальше свой рассказ Анатолий Васильевич, – связаны они с относительным «безлюдьем» наших водных просторов. Мало судов ходит по самому Иртышу, да и водохранилища наши речниками используются по минимуму.

Причин такого положения множест-во, и главная из них, по мнению Анатолия Головкова, в том, что государство в свое время отдало эту отрасль на откуп мелкому частному капиталу.

Речному транспорту нужны крупные инвестиции, а где их взять мелким речным перевозчикам, для которых и десять миллионов тенге – огромные деньги. Кроме того, они разъединены, каждый, как говорится, сам за себя, их больше волнует сиюминутный результат, чем долгосрочные перспективы.

– Даже статистические данные у нас разнятся, – отмечает директор предприятия.– Мы фиксируем ежегодно на воде большое количество маломерных судов, которые занимаются оказанием услуг по перевозке пассажиров, и прогулочно-развлекательного характера плюс рыболовство. А между тем, статистика фиксирует только грузовые перевозки, в результате чего объемы грузо — и пассажирооборота мизерные. Другими словами, здесь совершенно не налажен учет, и общая картина искажается, никто сегодня толком не знает, что из себя представляет речной транспорт, в каком состоянии он находится, какие услуги может оказывать? Именно поэтому совсем недавно сотрудники областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог провели совещание с речниками (фирмами и компаниями, которые занимаются речными перевозками), пытаясь разобраться – кто есть кто, и что делать дальше? Увы, полной ясности в этом вопросе как не было, так и нет…

Все, о чем говорит Анатолий Васильевич, абсолютно верно, неэффективность использования водных путей к настоящему времени стала настолько явной и зримой, что не замечать эту проблему становится просто невозможным.

Не случайно только в последние два года эти вопросы на уровне областного руководства с участием представителей Правительства нашей республики поднимались несколько раз. Последний – в начале апреля текущего года, когда совещание с руководством компаний-перевозчиков нашего региона провел вице-министр транспорта и коммуникаций РК Кайрат Абсаттаров. Именно тогда был сделан вывод: многие беды восточно-казахстанских речников связаны с тем, что их проблемами никто не занимается. В том числе и сами речники. Кайрат Абсаттаров тогда подчеркнул:

– Всегда хочется помогать тем, кто движется вперед, а не стоит на месте. У вас же пока движения не видно, и потому вы должны сначала сделать анализ вашей прежней работы, определить слабые стороны, наметить первоочередные мероприятия, которые вам помогут стронуться с места.

– «Золотые слова», как говорится, и добавить к ним в принципе нечего, – замечает Анатолий Головков. – Мы много ошибок наделали в начале 90-х годов, когда отдали флот и всю инфраструктуру речного транспорта в частные руки. Сегодня все это восстановить чрезвычайно сложно. Да и восстанавливать по большому счету нечего: часть судов продана российским перевозчикам, многие порезаны на металлолом, остальные выработали свой ресурс. Начинать практически нужно с нуля…

Как считает заслуженный речник, опытный руководитель, здесь можно пойти несколькими путями. Объединить средства ныне действующих и здравствующих перевозчиков, разработать программу развития и совместными усилиями двигаться от проекта к проекту, от простого к сложному. Безусловно, координирующую роль в этом процессе должна выполнять местная власть.

Можно поступить и по-другому: создать государственное коммунальное предприятие, выделить ему в качестве уставного фонда приличную сумму средств или же материальные ценности в виде нескольких судов с соответствующей инфраструктурой. Для этого нужны не только миллиарды тенге, но и специальная долгосрочная программа развития и финансирования отрасли, анализ грузопотоков всех иных видов транспорта, целевое перенаправление грузов для перевозки их по воде.

И наконец, можно начать движение вперед по развитию грузовых и пассажирских перевозок на верхнем Иртыше на базе ныне действующего Восточно-Казахстанского предприятия водных путей (ВК ПВП).

– Со своими обязанностями мы успешно справляемся, – напоминает Анатолий Головков. – Ведем дноуглубительные работы на проблемных перекатах, готовим водные пути для безопасного судовождения, занимаемся ремонтом шлюзов (в основном зимой), обеспечиваем бесперебойную их работу в период навигации с мая по октябрь. Кроме того, периодически оказываем услуги по перевозке различных грузов предприятиям области.

Так вот, мы вполне бы могли создать структурное подразделение в составе нашего ПВП, которое бы планомерно занималось грузовыми, а в перспективе, возможно, и пассажирскими перевозками. Правда, для этого нужны дополнительное финансирование и, опять же, несколько единиц грузового и пассажирского флота.

По мнению Анатолия Васильевича, в любом случае что-то делать нужно. Нельзя, чтобы такое великое благо природы, как водные пути, дарованное нам совершенно бесплатно, использовалось лишь частично и эпизодически.

– Мы ежегодно тратим сотни миллионов тенге для обустройства и поддержания в надлежащем порядке водных магистралей, – подводит итог нашему разговору Анатолий Головков. – Многие меня спрашивают – зачем? Ведь на Иртыше год от года становится все «просторнее». Часами можно сидеть на берегу, прежде чем перед глазами появится самоходная грузовая баржа или прогулочный теплоход. Ответ на этот вопрос очень простой – если мы не будем этого делать, через пару лет по Иртышу можно будет пройти только на весельных лодках. Опять же нельзя оставлять без присмотра шлюзы, они должны всегда работать, как часы, иначе беды не избежать. Ну и последнее, на что надеется каждый речник: рано или поздно обязательно вернутся времена, когда на Иртыше и наших водохранилищах будет тесно от судов, а на берегах великой реки вновь ключом забьет жизнь…

…Завершилась моя беседа с речниками в центральном пульте управления Усть-Каменогорского судоходного шлюза. Гостеприимные хозяева: Ольга Куимова – заместитель начальника шлюза по общим вопросам, Александр Жданов – главный гидротехник, Артем Троеглазов – старший начальник вахты подробно рассказали, как проводятся шлюзования больших и малых судов, какова роль человека в этот момент (в принципе, процесс шлюзования предельно автоматизирован), что делается для того, чтобы это сложное гидросооружение, которому без малого 60 лет, безотказно работало.

Кстати, с начала навигации (с 16 мая т.г.) работники Усть-Каменогорского шлюза пропустили вверх и вниз по реке уже более 20 судов. И это только начало, поскольку за весь навигационный период (примерно за шесть месяцев) шлюзование на этом шлюзе (не считая Шульбинского и Бухтарминского) проводится более сотни раз. Словом, жизнь Иртыша продолжается, и руку на пульсе жизни реки уверенно держат работники Восточно-Казахстанского предприятия водных путей.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button