Экономика

Автопром. Полет нормальный

Автопром. Полет нормальный

Казахстанский автопром получил прописку на международной арене. Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» стал 39-м членом Международной организации автопроизводителей (OICA). Сегодня поговорим о том, какие перспективы открывает такое сотрудничество, рассмотрим современное состояние отечественного автопрома.

В большом клубе

Международная организация автопроизводителей (OICA) является единственным объединением, аккредитованным при ООН в статусе официального представителя мировой автомобильной промышленности, и принимает непосредственное участие в разработке стандартов безопасности автотранспортных средств Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН).

В октябре 2016 года в Москве в ходе сессии Генеральной Ассамблеи OICA, объединяющей национальные ассоциации предприятий автопромышленности 35 стран мира, «КазАвтоПрому» был официально присвоен статус единственного национального объединения, полноправно представляющего автомобильную промышленность Казахстана в этой организации.

– Казахстан – новая страна на карте глобального автопрома. Но профессиональная работа казахстанских инвесторов позволила им в короткие сроки завоевать доверие технологических партнеров из числа крупнейших европейских, корейских, японских автоконцернов, –отметил президент OICA и глава Ассоциации автопроизводителей Кореи Йонг Гын Ким в ходе церемонии присвоения статуса. – Фундамент для дальнейшего развития отрасли создан, и я уверен, что вековой опыт членов OICA поможет нашим казахстанским коллегам реализовать их амбициозные проекты. Кроме того, представители «КазАвтоПрома» вместе с коллегами из 35 стран смогут принять участие в выработке отраслевых стандартов ООН в области безопасности автотранспорта.

– История автопроизводства в Казахстане насчитывает 14 лет, – заявил в свою очередь председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов. – За это время на территории республики были созданы пять производственных площадок, выпускающих легковые автомобили, грузовую и автобусную технику полутора десятка брендов. Их продукция завоевала доверие потребителя: сегодня каждый четвертый автомобиль, реализуемый в стране, выпущен на одном из казахстанских конвейеров. Авторитет отечественного автопрома растет и на международной арене. Вступление Казахстана в клуб крупнейших автопроизводителей планеты тому свидетельство.

Показатели отрасли

По итогам девяти месяцев 2016 года на территории республики было произведено 8332 транспортных средства общей стоимостью 51,6 млрд тенге. Только в сентябре отечественные автопредприятия выпустили продукции на сумму 9,6 млрд тенге, превысив тем самым прошлогодний показатель на 46 процентов. Эти цифры включают в себя в том числе грузовой транспорт и автобусную технику. Сегмент легковых автомобилей демонстрирует непрерывный рост с начала лета. По итогам сентября он составил 68,2 процента.

Вклад предприятий автопрома в структуру ВВП РК по итогам января – сентября 2016 года (51,6 млрд тенге) значительно превысил аналогичные показатели таких отраслей, как бумажная (32,3 млрд тг), фармацевтическая (28,1 млрд тг) и текстильная промышленность (27,1 млрд тг). И все это несмотря на продолжительный отраслевой спад, связанный с нестабильностью общих экономических показателей, потрясения на валютном рынке и снижение доступности кредитных ресурсов.

Казахстанский автомобильный рынок пребывает в состоянии спада со второй половины 2014 года. Он тяжелее других секторов потребительского рынка пережил девальвацию и другие макроэкономические потрясения. Но в текущем году продажи вышли на рыночное «плато», от которого авторитейл может оттолкнуться и начать движение вверх. Ежеквартально казахстанцы приобретают порядка десяти тысяч новых легковых автомобилей. Это стабильная цифра, которую мы наблюдаем с начала года. При этом все большее число покупателей предпочитают автомобили локальной сборки, – отмечают в «КазАвто-
Проме».

Если в первом квартале их доля не достигала 20 процентов, то к концу лета треть авторынка пришлась на модели, выпускаемые внутри страны.

Казахстанские автозаводы сегодня особенно активно работают над расширением линейки и уже в ближайшее время на их конвейерах появятся не только новые модели, но и бренды, продукция которых сегодня поставляется в страну в виде готового импорта. Тем не менее пациент скорее мертв, чем жив, потому что требует очередной порции вентиляции легких. Но с таким низким уровнем локализации производства это нормально. Значит, рассчитывать на то, что автопром можно будет отключить от «аппарата жизнеобеспечения», стоит лишь после того, как в Казахстане запустят полный цикл.

– Планомерному наращиванию отраслевых показателей препятствует, прежде всего, недоступность займов в национальной валюте, – подчеркнул Олег Алферов накануне вступления в OICA. – В сентябре средства госпрограммы льготных автокредитов были полностью освоены. Покупатель ждет расширения возможностей программы. 17 месяцев успешного сотрудничества государства, банков и автопроизводителей показали ее эффективность в оживлении отрасли. Более того, программа приносит Нацфонду гарантированный доход в размере более одного млрд тенге в год.

Будет не будет

Понятно, что «КазАвтоПром» лоббирует интересы своих участников, а их на данный момент шестеро. Наряду с «СемАЗом» и Daewoo Bus Kazakhstan, там четыре представителя группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Тем не менее в вопросе продвижения госпрограммы льготного кредитования они косвенно работают и на остальных представителей отрасли, задействованных в стране.

Притом, что лидирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает усть-каменогорский завод АО «АЗИЯ АВТО» – 4173 проданных автомобиля, или 53,1 процента суммарного сбыта отечественной легковой техники, с площадки того же ТОО «СарыаркаАвтоПром» была отгружена 2551 единица техники. Доля предприятия составила 32,5 процента. У АО «АгромашХолдинг» – 401 единица, или 5,1 процента, остальное – за ТОО «Hyundai Auto Truck & Bus», АО «КамАЗ-Инжиниринг» и ТОО «СемАЗ».

В октябре менеджеры банков-операторов госпрограммы, сидящие в автосалонах, откровенно скучали. Заявки они, может, и принимали, но первым ответом на вопрос о льготном автокредитованиии был: «Деньги закончились».

Намекая на доходность Нацфонда от льготных кредитных сделок, отечественные автопредприятия рассчитывают на новые вливания с его стороны. Это притом, что госпрограмма имеет револьверный эффект, то есть возвращаемые по кредитам средства вновь пускаются в оборот. Поддастся ли Правительство РК на эти уговоры или оставит отрасль заниматься самоспасением – вопрос.

Возможно, завесу тайны приподнимет новость, распространенная недавно в сети. Отныне предельная стоимость легкового автомобиля, который можно приобрести по программе, составляет пятнадцать млн тенге. Ранее машина не могла стоить выше девяти млн. Соответственно увеличиваются сроки, на которые выдаются кредиты: семь лет вместо прежних пяти. Кроме того, в качестве первоначального взноса гражданам республики было необходимо внести более 20 процентов от стоимости машины, теперь же банки самостоятельно решают, какую «первоначалку» установить для клиента. В Банке развития Казахстана оформлять кредиты по новым правилам обещали в начале ноября. Таким образом, в список «льготных» автомобилей теперь входит большинство собираемых на территории страны моделей.

В банках также намекают, скорее всего, вопрос с очередным траншем для стимулирования отрасли решится в конце года.

Возьму-ка «Гольфа»

Напоследок о рынке. С начала года официальными дилерами было реализовано 30759 новых легковых и легких коммерческих автомобилей производства разных стран. В целом сегмент просел на 59 процентов. Объемы продаж составили 569 млн долларов США.

Три четверти новых машин в казахстанском автопарке пришлись на импорт. Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по итогам отчетного периода возглавила Lada, следом Toyota, а тройку лидеров замыкает Renault. В десятке наиболее успешных брендов также Hyundai, KIA, Volkswagen, GAZ, UAZ, Nissan и Chevrolet.

Не оставляют без внимания казахстанцы и вторичный рынок. Недавние исследования показали, лидером в этом сегменте остается Toyota Camry, следом LADA Samara и Volkswagen Passat. По-прежнему нравятся народу Audi 100 и 80, Opel Vectra, VW Golf, Mazda 626, ГАЗ 3302 и ВАЗ 2107. В первом квартале этого года только таких машин в Казахстане продано более 41 тысячи.

Константин Шуваев

Фото Сергея Сурова

Еще новости

Back to top button