Экономика

Зона общих интересов

Возникшие без малого восемь лет назад на территории Казахстана индустриальные зоны развития так и не нашли тогда своего места в экономике страны. Сегодня они переживают второе рождение, постепенно превращаясь из аморфной полугосударственной предпринимательской структуры в один из перспективных инструментов государственного стимулирования реального производства. Дополнительными гарантиями того, что этот механизм будет эффективно функционировать, является то, что в настоящее время он действует в рамках реализации государственных программ форсированного индустриально-инновационного развития.

Зона общих  интересов

С чего начиналось?

Основные положения, касающиеся деятельности индустриальных зон, а также технопарков и бизнес-инкубаторов, отражены в Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (№ 124 от 31 января 2006 года) и в Постановлении Правительства Республики Казахстан «О Концепции формирования и развития индустриально-инновационной инфраструктуры» (№ 1294 от 26 декабря 2007 года).

В этих документах под индустриальной зоной подразумевается земля несельскохозяйственного назначения, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности в порядке, установленном Земельным кодексом и иными законами Республики Казахстан.

В 2007-2009 годах в стране были созданы семь индустриальных зон – в Караганде, Алматы, Актобе, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Кызылорде и Шымкенте.
Точнее сказать, были разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок создания этих зон, организованы структуры, которые в дальнейшем занимались всей организационной и финансово-экономической работой.

В Восточном Казахстане поначалу руководители акционерного общества «Восточно-Казахстанский центр развития бизнеса» (создано постановлением областного акимата в апреле 2007 года) замахнулись аж на четыре индустриальные зоны – «Өркен-КШТ» (Усть-Каменогорск, площадь 35 га); «Өркен-Каменный карьер» (Усть-Каменогорск, площадь 79,4 га); «Өркен-Овечий ключ» (Усть-Каменогорск, площадь 97 га); «Өндіріс» (Семей, площадь 92 га) и столько же зон приграничной торговли – «Уба» (Шемонаихинский район, площадь 30 га); «Жезкент» (Бородулихинский район, площадь 48 га); «Бахты» (Зайсанский район, площадь 50 га); «Майкапчагай» (Урджарский район, площадь 50 га).

К сожалению, по ряду субъективных и объективных причин из этой затеи ничего не получилось, к настоящему времени в регионе созданы и функционируют с переменным успехом (в составе СПК «Ертiс») всего две индустриальные зоны – в Усть-Каменогорске и в Семее. Ну об этом чуть позже.

Мировой опыт

Само понятие «индустриальная зона» появилось в 1896 году в Великобритании. С самого начала эти территории использовались в качестве инструмента развития отдельных областей или даже целых стран. В Италии, Турции, Израиле и США индустриальные зоны были инструментом развития экономически слабых районов страны.

Индустриальные зоны, в формате особых экономических зон (то есть территорий с особыми экономическими полномочиями), получили широкое развитие во время реформирования экономики КНР. Самая успешная индустриальная зона в Китае — Шеньчжэнь, который всего за 30 лет превратился из рыбачьей деревушки в город с населением почти пять миллионов человек. Эта индустриальная зона в значительной степени обусловила успех китайских экономических реформ.

Вьетнам создал 135 индустриальных зон, расположенных по всей территории страны, для экономического развития и привлечения иностранных инвестиций.
Весьма интересен и поучителен опыт Турции. Индустриальные зоны в этой стране представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющие свою деятельность на определенной территории. На этих территориях существуют специальные льготы в налогообложении, кредитовании, стоимости энергоресурсов и другие поощрительные меры. В настоящее время в Турецкой Республике действует 253 индустриальные зоны.

Анализируя этот опыт (в первую очередь турецкий) в 2011 году Главой нашего государства Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ было дано указание о создании в Казахстане совместных индустриальных зон с участием казахстанских и турецких инвесторов. Тогда же был подписан меморандум между правительствами Казахстана и Турции о создании совместных индустриальных зон, а год спустя в ходе визита премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в Казахстан был создан план действий по реализации данного меморандума. Создание совместных индустриальных зон также заложено в основу совместной экономической программы «Новая синергия».

Словом, о том, насколько популярен этот региональный инструмент развития экономики, говорит тот факт, что в мире сегодня насчитывается более 20 тысяч индустриальных зон.

Зоны успеха

В ноябре прошлого года на одной из своих пресс-конференций аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек САПАРБАЕВ в очередной раз подчеркнул важность индустриальных зон для развития нашего региона.

– Мы недавно познакомились с опытом создания таких зон развития бизнеса в Турции, – отметил он. – Они там работают повсеместно, почти в каждом городе или крупном поселке. Предприниматели там имеют налоговые льготы, тесно сотрудничают с органами власти и институтами развития. Именно единство целей, главная из которых развитие страны через развитие каждого отдельного предприятия, и делает турецкие индустриальные зоны зонами общих интересов и общих заметных успехов. У нас пока такого единства нет, но к нему нужно стремиться. Ведь главное достоинство индустриальных зон в том, что они позволяют достичь высоких результатов за очень короткое время, при этом необязательно с участием крупных зарубежных капиталовложений. Первостепенную роль здесь играют государственная поддержка и внутренние частные инвестиции.

Чем же располагают сегодня восточно-казахстанские предприниматели в своих индустриальных зонах, на что они могут здесь рассчитывать?

По словам Шакарыма Буктугутова, руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, на территории индустриальной зоны в Усть-Каменогорске имеется вся необходимая инфраструктура для размещения различных производств. В ближайшее время здесь планируется разместить четыре промышленных объекта. Это заводы по производству горно-шахтных машин и оборудования (ТОО «Balum Kaz Service», проектная мощность 150 самосвалов, буровых установок и погрузчиков в год, стоимость проекта – миллиард тенге, 150 новых рабочих мест, запуск в эксплуатацию – осень текущего года); базальтового утеплителя (ТОО «Техстройновация», стоимость с учетом чешских инвестиций – 4,5 млрд тенге, запуск в эксплуатацию – июнь 2015 года); топливных брикетов (ТОО «НурБилдинг», стоимость 20 млн тенге); выпуску бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения (ТОО «УК бумажная фабрика», стоимость проекта – более 52 млн тенге, запуск в эксплуатацию – вторая половина 2014 года). Со всеми инвесторами на данный момент подписаны соглашения об их участии в проектах, они готовы приступить к строительству заводов и поставке оборудования для них.

В Семее, на площадке индустриальной зоны «Өндiрiс», два предприятия уже работают – это завод по производству тормозных колодок для железнодорожного подвижного состава и ТОО «Биовторполимер», занимающееся утилизацией медицинского оборудования и отходов медицинского производства.

Кроме того, выделено место для размещения еще нескольких промышленных и сельскохозяйственных объектов. В их числе предприятие по переработке использованных автомобильных шин (заявитель проекта КХ «Игеру»), современный тепличный комплекс (ИП «М.К. Демеубаева»), завод по глубокой переработке шерсти и завод по выпуску осветительных диодных ламп (ТОО «Бельсан и К»).

Общая сумма средств, которые планируется использовать на реализацию данных проектов, составляет около 20 млн долларов США. Строительство начнется в текущем году и займет от шести до двенадцати месяцев.

Как отметил Шакарым Буктугутов, все объекты индустриальных зон Восточного Казахстана жизнеспособны и давно могли бы выйти на проектную мощность, однако ряд несоответствий в действующем законодательстве мешает ускорить работу по их строительству и запуску.

Так, например, сегодня нет вообще никакой нормативно-правовой базы для создания индустриальных зон и дальнейшего управления ими. Нет и достаточных стимулов, способствующих привлечению в индустриальные зоны предприятий малого и среднего бизнеса.

Из всей предшествующей работы по созданию зон индустриального развития (и не только на Востоке республики, но и во многих других регионах) видно, что основная проблема здесь состоит в недостаточно быстром строительстве инфраструктуры и отводе земельных участков под это строительство. А происходит все это из-за отсутствия налоговых и иных льгот для предпринимателей, скудного выделения финансовых средств из государственного бюджета, а также отсутствия привлекательности размещения в индустриальных зонах новых производств.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button