Образование

За научной степенью… в колледж

За научной степенью… в колледж

О том, что является залогом успеха работы частного колледжа и какие проблемы есть в системе ТиПО, в интервью нашей газете рассказала директор Колледжа строительства и транспорта Алтая Надежда Лиханова.

– Надежда Ивановна, в начале двухтысячных вы работали директором ПТШ, почему решили открыть свой частный колледж и насколько сложно это было сделать?

– Рядом с ПТШ разбирали здание общежития, смотреть на это было больно, решила, что должна использовать свой педагогический опыт и сделать что-то полезное для города. Написала заявление на выделение участка. Само здание нам досталось полуразрушенным, но мы его восстановили. Для этого пришлось взять кредит в 20 миллионов тенге под 28 процентов. Потом мы приняли участие в госпрограмме рефинансирования и полученную разницу в 6 миллионов потратили на пристройку к основному зданию.

Первое время приходилось непросто, нужно было платить людям зарплату, продолжать ремонт, закупать учебное оборудование, незаметно ушли все семейные накопления. Но вместе с ростом контингента начала появляться и уверенность в будущем. В 2006 у нас было всего 40 учащихся, сегодня вместе с заочной формой в колледже получают образование более 600 ребят.

– Насколько знаю, сейчас вы работаете и по госзаказу?

– Сегодня из 340 студентов очной формы обучения по госзаказу мы обучаем 120 ребят. Бюджетные места есть у горных электромехаников, техников-программистов и строителей. Но нам нужен госзаказ и по другим специальностям. Много способных ребят, которые хотели бы учиться, но не имеют для этого возможностей. Тем более что на рынке труда есть потребность в воспитателях, менеджерах, специалистах туристической отрасли, айтишниках.

– Во время последней рабочей поездки в район Алтай заместитель акима ВКО Асем Нусупова отметила, что нужно модернизировать работу госколледжей, так как в некоторых из них есть дефицит студентов. У вас же, напротив, всегда «полна коробочка». Как вам удается добиваться такого результата?

– Никакого секрета нет. Государственным колледжам не нужно бороться за каждого студента, они на гособеспечении. А нам же все время приходится доказывать свою состоятельность: если у нас не будет контингента – ничего не получим. Деньги приходят к нам вместе со студентами, поэтому мы за них боремся. Активно занимаемся профориентационной работой, трудоустройством выпускников, чтобы заработать хорошую репутацию.

Стараемся развиваться, идти в ногу со временем, открывать для абитуриентов новые и интересные им специальности. За годы работы некоторые из них (специальностей – «РА») не оправдали наших надежд, несмотря на то, что в каждую было вложено немало средств. Не пошло, к примеру, «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация дорожно-строительных машин», слабое развитие получили также делопроизводство и архивоведение. Небольшим спросом сегодня пользуются и строительные специальности из-за низких зарплат в этой сфере. Чтобы удержаться на плаву, мы занимаемся и курсовой подготовкой, выдаем аттестаты по промышленной безопасности, активно работаем с предприятиями, центром занятости.

– В прошлом году вы открыли специальность «Туризм», насколько сложно получить лицензию на новую образовательную программу?

– Это не быстро и затратно. Каждая новая специальность – создание учебно-материальной базы. Нужно подготовить документацию, приобрести все необходимые пособия, учебники, стенды, оборудовать мастерские. Сейчас работаем над запуском медицинской специальности. Чтобы учить студентов сестринскому делу, нужны не только специалисты, но и учебное оборудование. Уже заказали специальные тренажеры из Москвы. Плакаты давно делаем сами. Наши преподаватели создают электронные учебники. У нас некоммерческая организация: согласно уставу, всю прибыль тратим на содержание и развитие нашего колледжа.

– Сегодня новые технологии развиваются стремительно, удается ли с технической точки зрения соответствовать уровню прогресса?

– Приходится, как бы сложно это не было. У нас сейчас более 140 компьютеров, и мы уже трижды обновляли компьютерный парк. Чтобы обучать программистов, нужно именно современное оборудование.

– Какие проблемы, на ваш взгляд, мешают развитию системы ТиПО?

– Одна из актуальных для нас проблем – дефицит кадров и в целом для всей системы – недостаточно высокий профессиональный уровень преподавательского состава. Мы работаем над ее решением: набираем молодых специалистов, обучаем их. И уже есть перспективные преподаватели, добивающиеся неплохих результатов в работе. Магистр технических наук Данил Лапин, к примеру, изменил методику преподавания черчения. Сегодня ребята под его руководством работают в специальной компьютерной программе, что позволит им прийти на производство готовыми ко всем трудовым задачам. Магистр экономических наук Иван Зайцев хорошо владеет английским. И в будущем мы хотим начать внедрение преподавания отдельных предметов на иностранном.

– Есть ли проблема с трудоустройством выпускников?

– В 2018 году более 80 процентов наших выпускников трудоустроены.
– Работодатели любят критиковать качество знаний молодых специалистов, а участвуют ли наши предприятия в процессе подготовки кадров?

– Вот это, пожалуй, самая главная проблема всей нашей системы. Нам не удается найти взаимопонимания по этому вопросу с районной Палатой предпринимателей. С одной стороны, преимущество дуальной системы доказывать уже не нужно, но с другой – сами работодатели ведут себя пассивно, не хотят взваливать на себя дополнительные обязательства. А нам просто необходима помощь в виде производственной базы, где бы студенты могли получить свой первый трудовой опыт.

Само слово «дуальная» подразумевает, что профессионала воспитывают двое. С нашей стороны – обучение, со стороны работодателей – практика. Но у нас нет никаких рычагов воздействия на наши предприятия. Считаю, что привести всех к единому знаменателю должна именно районная палата, которая создана,
чтобы объединить предпринимателей разного ранга. Пока же многие работодатели ведут себя исключительно как потребители дешевой рабочей силы. В качестве положительного примера могу привести АО «Кэмонт», которое не только внедряет новые технологии в производство, но и активно участвует в обучении будущих специалистов этим самым технологиям.

– Название «Колледж строительства и транспорта» не охватывает все направления вашей работы, нет желания провести реб-
рендинг?

– Действительно, есть мысли по смене названия. Планируем стать Алтайским высшим колледжем.

– К чему обязывает слово «высший»?

– Планируем открыть в колледже прикладной бакалавриат, что позволит нам готовить так называемых младших инженеров. Они будут вооружены крепкими теоретическими знаниями и опытом работы в реальных производственных условиях. Прикладной бакалавриат – образование на ступень выше диплома о техническом и профессиональном образовании – позволяет выпускнику колледжа сразу поступить в магистратуру.

Мы уже разработали всю учебную документацию для программистов, согласовали идею с управлением образования. Работать собираемся в тандеме с ВКГТУ им. Д. Серикбаева и Казахской академией транспорта и коммуникации города Алматы. Подобный опыт уже есть в Семее, Астане и Костанае.

Ксения Мецлер
Фото автора

Район Алтай

Еще новости

Back to top button