Экономика

ВПЕРЕД К МИЛЛИОННОМУ АВТО

В канун открытия XI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием Президентов двух стран с конвейера автосборочного предприятия «АЗИЯ АВТО» сошел юбилейный 100000 по счету автомобиль. Он стал доказательством того, что автомобилестроение в Казахстане состоялось, как стабильно развивающаяся отрасль экономики.

ВПЕРЕД К МИЛЛИОННОМУ АВТОПервая легковая машина в Восточном Казахстане была выпущена в 2003 году. Как отметил аким области Бердыбек САПАРБАЕВ, в то время еще мало кто верил, что в стране начнет серьезно развиваться автомобилестроение.

– Идея основания автосборочных предприятий доказала свою правоту, – сказал глава региона. – И сейчас такого рода заводы оказывают влияние на развитие экономики страны. Стотысячный автомобиль – это гордость всего Казахстана. Это доказательство того, что наша страна может производить свои автомобили.

За восемь месяцев текущего года от автосборочного предприятия «АЗИЯ АВТО» в бюджет области поступило около 15 миллиардов тенге в качестве налоговых платежей. В прошлом году компанией произведено продукции на 100 миллиардов тенге. Это большая поддержка для Восточного Казахстана и всей страны, отметили участники торжества. Ведь автомобилестроение является двигателем других отраслей.

– По оценке экспертов, одно рабочее место в автомобилестроении обеспечивает работой до 12 мест в других отраслях, – сообщил депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Азат Перуашев. – Ведь оно требует деятельности химической, текстильной и других промышленностей. Чем больше мы видим машин с пометкой «сделано в Казахстане», тем сильнее радуемся за то, что создается все больше рабочих мест и развивается экономика нашей страны.

В 2002 году компания начинала свою деятельность коллективом в полсотни человек. Сегодня это крупное предприятие, где трудятся 860 человек, выпуская легковые машины разных классов.

– Благодарю президента «АвтоВАЗа» за то, что выбрал своим партнером именно компанию «АЗИЯ АВТО», – сказал Бердыбек САПАРБАЕВ.

– Я считаю, что недалек тот день, когда предприятие будет выпускать 100 тысяч автомобилей не за 11 лет, а за один год.

– Надеюсь, двухсоттысячный автомобиль сойдет уже с конвейера большого завода, благодаря поддержке наших партнеров, – пожелал председатель Совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.

Думаю, автосборочный завод полного цикла – это совместное казахстанско-российское предприятие. Благодаря его строительству компании «АвтоВАЗ» и «АЗИЯ АВТО» намерены удовлетворять запросы внутреннего рынка, а также экспортировать половину произведенных товаров в сибирские регионы России. Стоимость проекта – 100 миллиардов тенге. В прошлом году был заложен первый камень строительства. Сейчас освоено семь процентов средств.

– Деньги на строительство в бюджете страны есть, – заверил заместитель министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Альберт Рау. – Государство будет и дальше поддерживать, помогать развитию автомобилестроительной отрасли, а также обеспечит необходимой инфраструктурой. В первую пятилетку индустриализации автомобилестроение Казахстана сработало лучше всех. В этом ваша заслуга. Сегодня в стране произведено продукции на 1 триллион тенге. Со времен становления этой отрасли производительность возросла в десятки раз. Мы в вас верим. Задача второй пятилетки индустриализации освоить мощности нового завода.

Казахстан – это главный экспортный рынок для компании «АвтоВАЗ». Сейчас 1,3 миллиона машин марки «Lada» бороздят дороги нашей страны. Новый завод позволит наладить экспорт легковых друзей человечества в Россию. Но это задача не из легких.

– Сказать гораздо проще, чем сделать, – отметил президент компании «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерсон. – Но наши совместные усилия непременно позволят добиться успеха. Мы будем применять на новом заводе современные технологии, оказывать всяческую поддержку.

Первым автомобилем, сошедшим с конвейера «АЗИЯ АВТО», была Lada 4×4, в народе «Нива». Именно эта модель стала юбилейной стотысячной, что говорит о неугасаемой популярности машины, которая в свое время была единственным внедорожником в стране. Гость торжества – генеральный конструктор «АвтоВАЗа» Петр Прусов является создателем этого автомобиля. Разрабатывая модель, он не предполагал, что она станет легендой отечественного автопрома, единственной разработкой, которую в последующие тридцать лет купит зарубежная компания. По мнению автора проекта, популярность «Нивы» во время ее появления была обусловлена практичностью и сочетанием разных свойств и технических характеристик, которых прежде в автомобилях не было. В год «рождения» новой модели в Европе выдалась снежная зима, когда спрос на авто повышенной проходимости резко возрос. Но в 1977 году была только «Нива», и за границей она стала очень востребованной. Эта модель стала предвестником появившихся вскоре внедорожников кроссоверов и джипов.

Вот уже почти 40 лет Петр Прусов остается верен своему детищу как в работе, так и в жизни.

– У меня три автомобиля, из них две «Нивы», – рассказывает Петр Прусов. – Первый – старенькая «Нива», вторая «Niva Chevrolet» и третья «Kia Sorento».

Автомобилестроение – это показатель технического и технологического развития страны. А стотысячный автомобиль – это показатель становления отрасли, который говорит о том, что в Восточном Казахстане она имеет большой потенциал.

Гульмира Асипова

Еще новости

Back to top button