Внимание особенным детям

Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) – для многих родителей звучит как приговор. Но в современном мире дети с подобными особенностями поддаются коррекции. В Восточном Казахстане сформирован сильный штат педагогов и психологов, способных оказать помощь и детям с РАС, и их родителям. Главное – вовремя обнаружить характерные изменения в поведении.

Внимание особенным детямПо информации заместителя руководителя Управления образования ВКО Кажымукана Оспангалиева, в области на 1 октября 2019 года насчитывается 15616 детей с особенными образовательными потребностями, 478 ребят из них страдают РАС. К сожалению, количество таких детей растет: за последние три года зафиксировано увеличение почти в два раза. Наибольшее число детей с РАС проживает в Усть-Каменогорске – 307 ребят.

Своевременной диагностикой занимаются сотрудники аутизм-центра «Асыл Мирас». Учреждение открылось в 2016 году в Усть-Каменогорске в рамках миссии Фонда Булата Утемуратова. Основная задача таких центров: улучшение качества жизни детей с РАС посредством ранней реабилитации, инклюзивного образования и социальной интеграции. Центры «Асыл Мирас» действуют в восьми городах Казахстана – Алматы, Нур-Султане, Кызылорде, Усть-Каменогорске, Актобе, Уральске, Шымкенте и Петропавловске.

– Наша целевая группа – дети от рождения до 15 лет, их родители и близкое окружение, – рассказывает руководитель центра «Асыл Мирас» в Усть-Каменогорске Жанар Омарова. – С 2016 по 2019 год здесь прошли диагностику около 900 детей. К сожалению, у 74 процентов из них РАС подтвердилось.

Услуги в центре предоставляются бесплатно, и сюда может обратиться любой родитель, подозревающий у ребенка некоторые особенности. Первые признаки РАС специалисты могут заметить у трехмесячного ребенка. Современные методики, признанные высокоэффективными во всем мире, позволяют с точностью 100 процентов определить, страдает ли ребенок расстройством.

– Многие родители, прежде чем делать выводы, ждут, когда ребенок заговорит. Но это неправильно. Медлить нельзя. Нужно обращаться за помощью как можно раньше. Наши занятия рассчитаны на 3 месяца. Чем раньше выявятся нарушения, тем быстрее можно скорректировать поведение ребенка и обучить его базовым навыкам по специальным методикам, – отметила Жанар Омарова.

Специалисты аутизм-центра готовы проводить скрининги в медучреждениях города. В этом году такая практика применялась в шести поликлиниках Усть-Каменогорска. Жанар Омарова поясняет, что было бы правильным включить подобные обследования в плановые мероприятия. К примеру, в обязательном порядке обследовать ребенка, когда ему исполнится год или полтора. Тестирование занимает 5–7 минут, но за короткое время педагог получает ценные данные для определения или исключения диагноза.

– Мы можем сами координировать эти осмотры  либо обучить врачей. Также мы готовы выезжать в районы и города области, оказывать консультативную, обучающую помощь медработникам, соцработникам и педагогам, – добавила Жанар Омарова.

Дети в зависимости от того, как протекает расстройство, могут обучаться в общеобразовательных школах, в школах для детей с задержкой психического развития, во вспомогательных школах для умственно-отсталых детей и для детей с нарушениями речи. В регионе реализуется программа по развитию инклюзивного образования на 2018–2020 годы, создаются кабинеты психолого-педагогической коррекции, во вспомогательных школах открываются дополнительные группы и классы для детей с РАС. Большой проблемой является дошкольное образование: в государственных специальных учреждениях наблюдается очередь, а обучение ребенка в частных организациях может позволить не каждый родитель.

Эту проблему обсудили за круглым столом в центре «Асыл Мирас». Его участники предложили перевести специальные дошкольные организации на подушевое финансирование, чтобы деньги, которые выделяются на конкретного ребенка, оставались в этих учреждениях, а у родителей не только была возможность отправить ребенка на обучение незамедлительно, но и самостоятельно выбрать тот или иной центр. Однако в этом вопросе немало трудностей, разрешать которые следует сообща.

– Мы на протяжении многих лет говорим о межведомственном взаимодействии: нужна совместная работа управлений здравоохранения, соцзащиты и образования, – подчеркнула директор школы-интерната «Ак Ниет» для детей с особыми образовательными потребностями. – В чем-то мы этого взаимодействия добились, но останавливаться не стоит.

Кристина Кирдяпкина

Фото Дмитрия Франчука

Ответить