Образование

«Угадай-ка» – тормоз мышления

В канун нового учебного года в Минобразования нашей страны озвучили информацию о результатах исследований, которые проведены и обнародованы Международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

«Угадай-ка» –  тормоз мышленияВыводы, содержащиеся в докладе, утверждают, что казахстанские дети, учащиеся общеобразовательных школ, по уровню знаний заметно отстают от сверстников, обучающихся в странах зарубежья, входящих в эту организацию.
Как было сообщено, по математике и естествознанию отставание составляет год-два, по чтению – два с половиной года. Весть не совсем утешительная, хотя ОЭСР объединяет в своих рядах 34 развитых страны мира, преимущественно входящих в Евросоюз. Из республик бывшего Союза в ней на сегодня числится только Эстония.

Зрячий, да увидит

В недавнем прошлом мы были горды, причем вполне обоснованно, отечественной системой образования. Она входила в число наиболее эффективных в мире, обеспечивая прочные фундаментальные знания школьникам и студентам. Так что, по большому счету, даже в «соседстве» со странами вышеупомянутой уважаемой международной организации нам не резон рассчитывать на какие-либо скидки.

Но факт налицо, над ним стоит задуматься. В первую очередь над тем, что предметы, на которых было акцентировано внимание, можно считать ключевыми в школьном образовании. Хотя нет уверенности в том, что по другим предметам, которые ни в коем случае нельзя отнести к второстепенным, наши дети опережают ровесников из стран зарубежья.

Казалось бы, нет никаких реальных предпосылок для того, чтобы мы, то есть наши дети, вдруг начали терять позиции, существенно отставать от ровесников из других, безусловно передовых стран мира, с которыми по уровню образования только вчера конкурировали более чем успешно. Только незрячий может не видеть того, какие перемены происходят ныне на образовательном пространстве страны.

Плясать от печки

Прекрасные новые школы даже в самых отдаленных населенных пунктах. Высокоинтеллектуальные, элитные по своему характеру – в городах. Настоящий рывок в их материально-техническом обеспечении, суперсовремен-ные средства связи на руках у каждого школьника, обеспечивающие доступ к ресурсам, которые могут снабдить любой информацией в любую минуту. Ничего подобного не снилось не то что матерям и отцам детей, обучающихся ныне, но и их старшим братьям и сестрам, окончившим школу всего 10-15 лет назад.

Тем временем, все, что происходит сегодня в быту, экономике, во всех сферах жизни, по-новому раскрывает глубинный смысл древней как мир поговорки «ученье – свет…». Уже никому не надо объяснять, что без фундаментальных знаний заказан путь к высокому профессионализму, что, в свою очередь, является базовым условием конкурентоспособности как отдельной личности, так и общества в целом во всех отраслях жизни.

Вместе с тем, к большому сожалению, сегодня не трудно заметить невооруженным глазом заметную потерю позиций по общему уровню знания наших детей. Для ясности «танцуем от печки». То есть от того, что каждый день и каждый час у всех перед глазами. Когда-то нас называли людьми самой читающей страны в мире. Признаемся искренно: много ли читают сегодня наши дети?

Какие зреют плоды?

Не раз до этого мы делились с читателями «Рудного Алтая» впечатлениями, полученными от конкурсов по языкам: казахскому и русскому. Там, как правило, даже самые лучшие из конкурсантов «выезжали» на домашней заготовке, то есть исключительно на материале, вызубренном на заданную тему. Было всегда трудно, почти бессмысленно ожидать, чтобы хоть кто-нибудь из них добавил к нему нечто свое, внятно высказал собственную мысль. По крайней мере, мог адекватно реагировать на наводящие вопросы членов жюри!

В памяти сразу же возникают ответы ученицы выпускного класса средней школы, претендовавшей на одно из призовых мест, в то же время не сумевшей к всеобщему недоумению присутствующих, назвать ни одного писателя (ни казахского, ни русского), которые писали о Великой Отечественной войне. Не могла она и вспомнить хотя бы одно произведение на эту тему. Почему? Да потому что она их не читала. Также как, надо думать, большинство ее сверстников. Не забудем, что это были наиболее подготовленные из числа учащейся молодежи, которые накануне успешно прошли предварительный отбор в городах и районах.

Не с этого ли начинается отставание, упомянутое в вышеупомянутом докладе ОЭСР? Неспроста, наверное, нашим народом избирательное, доб-рое чтение всегда считалось непременным условием интеллектуального, культурного, мыслительного и эмоционального развития людей в их молодые годы. Не горькие ли плоды этого «самоотлучения» от вековечной традиции зреют ныне на образовательных просторах нашей страны?

Мимо бинома Ньютона

Переиначивая известный афоризм, можно сказать, что чтение – мать учения. От азбуки, от слова, являющегося не чем иным, как генным кодом нации, все начинается. Но если подойти комплексно к проблеме, затрагиваемой в настоящих заметках, не составит труда обнаружить у нее причины, имеющие более обширный, скажем так, системный характер. Об одной из них не первый год в один голос говорят все, кто не равнодушен к будущему сегодняшних школьников – родители, педагоги, общество. Речь идет о ЕНТ.

Как ни били себя в грудь «крестные отцы» этого новшества, невесть откуда проникшего в отечественное образовательное пространство, доказывая бесспорную его «прорывность», у общества в целом сложилось иное, прямо противоположное мнение. Его, это мнение, можно сформулировать так: ни в процессе обучения, ни в оценке полученных школьниками знаний ему, тестированию, за все прошедшие годы не удалось показать себя сколь-нибудь действенным инструментом.

Более того, единое национальное тестирование дало учащимся иную, резко отличающуюся от традиционной, ориентировку. Эта ориентировка, увы, нацелена не на погружение в суть и смысл бинома Ньютона, свойств химических элементов, математических функций или же, скажем, во внутренний мир Наташи Ростовой и Тогжан, а исключительно на то, как бы половчее проскочить ЕНТ, поджидающее впереди учащихся выпускных классов.

Троянский дар

Так, в этом году официально было сообщено, что в первый день тестирования у двадцати двух тысяч его участников изъято 11 тысяч средств мобильной связи. И по «шпорам» улов оказался не беднее. Картина, судя по информации, не изменилась и в следующие туры. Люди, вовлеченные в этот процесс, комментируя сообщение, в личных беседах утверждали, сколько этих средств изъяли, столько, а может быть, и больше, дети сумели пронести. «Ходы и выходы» этого продуманы, хорошо отработаны и известны всем.

При этом не надо заблуждаться на счет того, что кто-то на местах, в школах, районах, городах препятствует этому успевшему укорениться явлению. Наоборот, всеобщему прохождению в мир знаний и науки через черный ход вынуждены потворствовать все, кто заинтересован в результатах ЕНТ: родители, которым важно, чтобы дитя «успешно» прошло в вуз, учителя – для подтверждения категории, ведомству – чтобы не снизился «показатель», не упал рейтинг.

Как «фишка» ляжет

Между тем, язык не поворачивается высказать хоть слово упрека в их адрес. Все они заложники навязанной обществу «угадайки», имя которой тестирование. Не зря светила научной мысли в соседней России в один голос называют ЕГЭ, «собрата» нашего ЕНТ, не иначе, как троянским конем, оставляющим на образовательном поле бывшего Союза одни только развалины.

По общему мнению, даже лучших среди школьников старших классов тестирование нацеливает больше на зубрежку, чем на постижение сути изучаемой темы. Нет времени на углубленное изучение школьной программы, поиск, может быть, не оригинальных, но собственных решений. Не до этого – впереди, вызывая страх, маячит ЕНТ, где кому как повезет, как «фишка» ляжет.

Вот почему большинство их, если не все, не приучены делать выводы из полученной информации, связать между собой факты и явления. Из уроков исчезли устные ответы – школьники не могут своими словами выразить мысль. Отказались от сочинений по литературе – и… началась сплошная письменная неграмотность.

В поход за дипломом

Все эти экспериментальные выверты, по общему мнению, не могут не аукнуться в будущем. И не когда-нибудь, а уже в стенах вузов, куда придут за дипломом о высшем образовании выпускники школ, кому на ЕНТ повезло. На этом моменте участники дискуссий, продолжающихся не первый год на страницах серьезных СМИ, делают особый акцент: не за знаниями идут, а преимущественно за дипломом.

Нет проблем купить поначалу рефераты, оказывается, есть такие каналы – за деньги по интернету, затем – готовые курсовые и дипломные работы у лиц, промышляющих торговлей на «черном рынке» когда-то полученным знанием в стенах тех же вузов. Помимо того, российские обозреватели, со ссылкой на оценки ЮНЕСКО, говорят о взятках в сфере образования РФ, составляющих в год сотни млн долларов США. «Коррупция в школах в эпоху ЕГЭ (напомню: «собрат» нашего ЕНТ) выросла в 20-25 раз», – пишут они.

…Как-то из деревни в Харьковской области приехал мальчик по имени Виктор поступать в МГУ. По билету ему достался вопрос о логарифмах, который он не знал. Тогда абитуриент попросил экзаменатора дать их определение и самостоятельно вывел все их свойства. Это был академик Виктор Садовничий, нынешний ректор МГУ.

К тому привожу этот эпизод, что мышление, с юных лет получившее развитие, пробьет себе дорогу везде. А вот единый национальный тест, связывающий человека невидимыми нитями зубрежки, как раз не дает в нормальном направлении развиваться важнейшему инструменту – мышлению. Без него трудно рассчитывать на какие-либо открытия в науке, технике, технологиях, которые так необходимы нашей стране.

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Back to top button