Культура

У репрессий женское лицо?

Накануне Дня единства народа Казахстана в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре состоялась громкая премьера психологической драмы «А.Л.Ж.И.Р.».

Впервые актёры трёх трупп собрались на одной сцене, чтобы сказать зрителям о важном: дружба, сплочённость, мир, согласие и взаимопомощь – это те самые ценности, которые помогают преодолеть даже самые страшные трагические события в истории.

Разобраться в непростых взаимоотношениях государства и человека пытаются уже не одно столетие. Поиск ответа на вопрос: кто кому служит – человек государству или государство человеку, продолжается и сегодня. Зачастую для анализа происходящего современники обращаются к истории. Так, объектом пристального внимания, изучения у молодого режиссера-постановщика молодёжной труппы театра Абая Даулетулы стал Акмолинский лагерь жён изменников родины, где с 1938 по 1953 год содержались свыше 18 тысяч женщин, прошедших этапом, и около восьми тысяч женщин, отбывающих срок от звонка до звонка. Для сбора материала и написания инсценировки Абай специально ездил в мемориальный комплекс «АЛЖИР», изучал разные архивные и документальные источники. Поисковая экспедиция, длившаяся в течение года, дала режиссёру пищу для серьёзных размышлений.

Эффект присутствия

Женщин под конвоем проводят через зал, тем самым «взламывая» четвёртую стену – невидимый барьер между актёрами и зрителями. Героинь отличает лишь одеяние в духе сталинской эпохи. На этом разница с нами и заканчивается. И каждый сидящий в мягком кресле мгновенно забывает обо всём, лишь чувствуя затылком дуло оружия конвоиров.

А если бы трагический перст судьбы указал на кого-то из нас в зрительном зале, если бы кто-то из нас оказался на месте той или иной узницы АЛЖИРа? От одной только ужасающей мысли в жилах стынет кровь.

Эффект присутствия усиливается тем, что конвоиры, надсмотрщики не спешат уходить за кулисы, а остаются в зрительном зале на протяжении всего сценического действия!

Каково это – исполнять сольную партию в балете или покупать в магазине продукты для семейного ужина, а уже через несколько часов быть с корнями выдранной из привычной устоявшейся жизни и брошенной в невыносимые условия? Первая эмоция – растерянность. Вскоре её сменяют крайнее отчаяние, истерика. И лишь со временем приходит понимание безысходности, принятие действительности.

«Пусть видят в нас женщин!»

Драматической глубиной и точностью созданных сценических образов актрисы трёх трупп театра мощно, потрясающе «вскрывали» боль, затаённые переживания, страхи тысяч узниц АЛЖИРа.

Перед зрителями предстали жёны известных государственных, политических и общественных деятелей: Гульжамал Майлина, Дамеш Жургенова, Рабига Асфендиярова, Галина Серебрякова, Гертруда Платайс, Капитолина Поль, Надежда Каландадзе-Мисабишвили, Лидия Русланова и другие. Эти женщины совершенно разные – по возрасту, характеру, национальности, сфере деятельности. Их жизненные параллели точечно и экспрессивно раскрываются во время допросов. Но, попав «под колпак», каждая из них оказалась способна на героический поступок! Какую огромную выносливость и неимоверное терпение проявили они, пережив бесчисленные издевательства, пытки, работу на 40-градусном морозе, вынеся многие страдания – смерть мужей, разлуку с детьми! Но в отличие от единственной в своём роде – грубой, циничной и безразличной старосты барака Ольги Матрёниной они сохранили верность себе, Родине, своим нравственным идеалам, родным и близким людям, несмотря на дорогую цену, которую они за это заплатили. «Пусть видят в нас женщин, людей! Это лучше, чем номер», – в сердцах восклицает Капитолина Поль.

Цена слова, или эхо истории

Они свято верили, что однажды справедливость всё же восторжествует над тоталитарной волей. И их глас будет услышан. Но это произойдёт ещё совсем нескоро.

Даже после закрытия АЛЖИРа и освобождения бывшие узницы лагеря долгие годы молчали, потому что было нельзя, потому что с них взяли расписку о неразглашении.

Однако какая-то доля правды всё-таки дошла нас, современников, несмотря на то, что многие документы того времени были уничтожены, а система наказания и исполнения была сложной и запутанной. Из художественного вымысла в иную, документальную плоскость нас, зрителей, выводят мужские персонажи – начальник лагеря, надсмотрщик, старший конвоир. Они обращаются к нам за микрофоном. И такие пронзительные «стендапы» придают ещё большую смысловую остроту постановке.

– В 1937–1938 годах была уничтожена практически вся интеллектуальная элита республики, – замечает режиссёр-постановщик спектакля Абай Даулетулы. – Необразованными людьми легче управлять – такая установка существовала во времена тоталитарного режима. Вместе с тем на примере многочисленных трагических судеб мы видим, что несгибаемый характер, благородство и честь не подвластно сломить ни голоду, ни страданиям, ни унижениям.

Недаром ещё издревле наши предки подметили: «Легка ноша, поднятая сообща». Выстоять перед лицом агрессии и жестокости героини смогли, чувствуя рядом плечо, о которое можно было опереться, или в которое можно было выплакаться. Грудью закрыли узницы Гертруду Платайс от одного из надсмотрщиков, который хотел выместить на ней злость за наступление фашистской Германии и начало войны. Волна теплоты, гордости и уважения накрыла зрителей в другом значимом эпизоде спектакля, когда местные жители – старики и дети – бросали узницам курт, подкрепляя их силы и веру в то, что мир не без добрых людей.

Казалось бы, с тех пор уже столько воды утекло, сменились поколения. Однако зримы и осязаемы страшные события. Играющая сценография – трансформер Шоты Чоговадзе позволяет рассмотреть лагерный быт, почувствовать угнетающую психологическую атмосферу, усиливаемую художественным световым оформлением. Достаточно небольшой рекомбинации предметов – и зритель переносится из барака на озеро или в кабинет допросов, возвращается в сегодняшний день.

Женскими монологами и стенаниями, пронзительными письмами и документальными материалами спектакль напомнил об истории, доказывающей нам, что человечество совершает одни и те же ошибки. И разомкнуть этот круг, вырваться из него можно лишь извлекая уроки из прошлого.

Чтобы лучше понять

По признанию актёров, участие в спектакле «А.Л.Ж.И.Р.», оставило неизгладимый след в их сердцах. Давящая, выжимающая энергию атмосфера сценического действия, грубые высказывания и физическое насилие дались многим из них нелегко.

– Прежде чем приступить к репетициям, у нас была серьёзная и тщательная подготовка, погружение в эпоху, материал. Мы смотрели документальные фильмы, сохранившуюся хронику, – рассказывает «ҚР Мәдениет саласының үздігі» Алла Латфи. – Мы понимали, что режиссёр молодой. Поэтому старались всячески ему помочь. Вспоминали истории из жизни наших бабушек и дедушек. Кстати, репрессии коснулись и моих родных. Они не любили об этом сильно распространяться. Только уже с возрастом я осмыслила то, что пришлось им пережить. Такое и врагу не пожелаешь!

– Героинь в спектакле много, – продолжает Аяулым Турусбекова. – И каждая не должна была затеряться в массе, должна была донести свою боль, страдания. Мы не играли, мы проносили это через себя.

– Это, пожалуй, одна из самых серьёзных моих работ, – поделилась Юлия Волобуева. – Прежде чем начать репетиции, мы составляли подробную автобиографию своей героини. Как она жила до лагеря, чем занималась, какой была её семья, были ли у неё дети. И даже сейчас, когда образ, казалось бы, уже создан, после спектакля мне требуется время, чтобы вернуться к себе, своему «я».

То, что премьера спектакля «А.Л.Ж.И.Р.» стала громким событием в культурной жизни региона, отметили посмотревшие спектакль известные театральные деятели Казахстана: доктор искусствоведения, профессор Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Бакыт Нурпеис и театровед, президент Международной ассоциации театральных критиков Казахстана Анар Еркебай. О несомненном успехе коллектива Восточно-Казахстанского областного драматического театра они рассказали в эксклюзивном интервью «Рудному Алтаю».

– Обращает внимание серьёзность темы, колоссальный объём работы и хороший потенциал актерского ансамбля, – уже после спектакля сказала Анар Еркебай. – Каждый актёр видел, слышал друг друга на сцене, что немаловажно. Режиссёр сумел сплотить всех единым замыслом спектакля. Чувствовались продуманность, тщательность, выверенность в построении каждой мизансцены. Большой интерес представляет и то, что параллельно раскрываются как авторское отношение к тем страшным событиям, так и видение каждого героя. Вместе с тем, на мой взгляд, если в сценическое повествование добавить ещё больше исторических, документальных, публицистических фрагментов, то воздействие на зрителей было бы гораздо сильнее. Но так или иначе, я считаю, что репертуар театра пополнился очень хорошей постановкой. Увидеть её должно как можно больше зрителей.

Дарья Шавлева

Фото автора

Еще новости

Back to top button