Образование

Трое в одной лодке… …или Почему полиязычие должно стать нормой для каждого?

Сіздің атыңыз кім? How do you do? Уже через три года школьники Восточного Казахстана должны уметь грамотно отвечать на вопросы на русском, казахском, английском языках. Новая региональная программа развития полиязычия, принятая в ВКО с этого учебного года, призвана значительно поднять лингвистический уровень коммуникации наших детей.

Трое в одной лодке… …или Почему полиязычие должно стать нормой для каждого?

Учиться и еще раз учиться

Развитие полиязычия в Казахстане – стратегическая цель для страны. Умение свободно изъясняться на английском, понимать и хорошо говорить по-казахски должны стать нормой для каждого выпускника.

Особое внимание изучению иностранного языка призывал уделить Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ в Плане нации «100 конкретных шагов». В одном из таких шагов Глава государства указал на необходимость поэтапного перехода на английский язык обучения в старшей школе и вузах.

«Главная цель – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора», – говорится в Плане «100 конкретных шагов».

Восточный Казахстан в числе первых регионов предложил вполне конкретную целевую программу, способную решить поставленные Президентом задачи.

На прошедшем в конце августа традиционном совещании педагогов аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ дал реальную оценку ситуации.

– Более 20 лет существует наша казахстанская педагогика, но мы должны откровенно признать, что в этой сфере мы не достигли тех результатов, которых ждет от нас население. Наши дети плохо говорят по-казахски и по-английски. Школьников, блестяще знающих языки, у нас единицы. А перед нами стоит задача дать возможность изучения этих предметов для тысяч детей, – сказал глава региона. – Думаю, проблема кроется в системной ошибке, которая исходит от педагогической базы. Системная ошибка дает системный результат. И, к сожалению, он не является положительным.

В соответствии с поручением Даниала АХМЕТОВА создана рабочая группа, которая подготовила региональную программу развития полиязычия на 2015-2018 годы.

По информации исполняющей обязанности руководителя управления образования ВКО Айнур Султановой, в рамках программы предлагается перейти на изучение казахской литературы, истории Казахстана и географии на казахском языке. Это касается всех школ вне зависимости от языка преподавания. А в старших классах на английском языке планируется преподавать информатику, физику, химию и биологию.

– Данная программа должна быть внимательно изучена в каждой школе, районе, необходимо подготовить учебно-методические материалы для реализации этой программы. А мы в свою очередь обеспечим эффективное финансирование, – отметил аким области. – Программа, которую вы, учителя, примите, будет доминантой на следующие три года. Я не ставлю перед вами цель достигнуть сумасшедшего результата. Но за это время вы должны отработать методологию, которая позволит достичь прогресса. Нужно сломать догматическое мышление советского периода, когда обучение основывалось на сухих методиках, не привлекающих наших детей. Мы должны дать возможность нашим детям быть конкурентными, и мы этой цели достигнем.

При этом Даниал АХМЕТОВ подчеркнул, что это касается не только русских, но и казахских школ, в которых на сегодняшний день русский язык преподается слабо.

Нельзя не признать, есть проблемы не только в обучении школьников, но и в подготовке учителей-лингвистов. Не помогает получению высокого уровня знаний будущим учителям сокращение в вузах часов для изучения языка для базовой и профилирующей подготовки по специальностям «Иностранный язык» и «Два иностранных языка», «Казахский язык и литература».

Президент КАСУ Ережеп Мамбетказиев считает, что необходимо повысить уровень проходного балла для поступающих на педагогические специальности и сократить число вузов в ВКО, имеющих право на подготовку учителей, повысить требования к ним.

– Более разумным считаю обучение будущих педагогов исключительно на базе университетов, гарантирующих фундаментальное образование, полиязычие, владеющих информационными технологиями, полноценной педагогической практикой. А в будущем, я думаю, мы перейдем к подготовке учителей только по магистерским программам университета, как в Назарбаев школе, – отмечает Ережеп Мамбетказиев.

Как есть

Один из разработчиков программы, кандидат педагогических наук, директор школы №29 Усть-Каменогорска Мария Кикина считает, что в Восточном Казахстане есть все предпосылки для успешного развития полиязычия.

Во-первых, учителя языковых дисциплин в наших школах имеют высокий профессиональный уровень. Почти 40 процентов педагогов-лингвистов имеют высшую и первую категорию. Во-вторых, обучение казахскому и английскому языку осуществляется с дошкольного возраста. В регионе есть несколько языковых гимназий. В большинстве учебных заведений области есть все возможности для использования современных цифровых образовательных ресурсов в рамках программы E-learning. В-третьих, в нашем многонациональном регионе давно функционируют различные дополнительные языковые центры. К слову, несколько школ области уже могут похвастаться неплохими результатами по развитию полиязычия. Это Назарбаев интеллектуальная школа, казахско-турецкий лицей для одаренных детей в Усть-Каменогорске, Семее, школа для одаренных детей, обучающихся на трех языках, имени Шакарима.

Однако вместе с тем, существуют и негативные факторы, которые до настоящего времени мешали преподавать язык в школах так, чтобы дети спокойно могли говорить на иностранном.

– К ним относится и частое изменение государственного общеобразовательного стандарта – как минимум один раз в два-три года, несовершенство учебно-методических комплексов по казахскому и английскому языкам в общеобразовательных школах, их несоответствие требованиям языковых компетенций обучающихся, – перечисляет Мария Кикина. – Кроме того, в школьной программе недостаточно часов, предусмотренных госстандартом на изучение иностранного языка – всего один-два часа в неделю. У лингвистов нет возможности совершенствовать свои знания, общаясь с носителями языка.

Анализ текущей ситуации показывает, что более половины восточно-казахстанских школьников знают языки на «4» и «5». Средний балл по итогам ЕНТ составляет от 16,8 до 18, что соответствует оценке «хорошо». Однако, как отмечает Мария Кикина, школьники не владеют ни казахским, ни английским на уровне функциональной грамотности. То есть выпускники не могут использовать языки в реальной жизни.

Учимся учить детей

Трехлетняя программа развития полиязычия в ВКО разделена на три этапа. В первый год в области должен быть разработан единый базовый лексический и тематический минимум по трем языкам, соответствующим стандартам уровней А1, А2, В1.

– Уже в этом учебном году будет выделено финансирование дополнительных ставок учителей английского языка. Это произойдет за счет увеличения количества часов и деления классов на подгруппы не более 10-12 человек в каждой, – говорит исполняющая обязанности руководителя областного управления образования Айнур Султанова. – Начнется работа по поэтапному переходу на единые учебники по английскому и казахскому языкам.

В настоящее время школы области закупают учебную литературу по данным предметам в семи издательствах. Теперь такую практику прекратят.

Один из наиболее важных этапов программы, на котором заостряет внимание Даниал АХМЕТОВ – это переобучение педагогических кадров. Известно, что курсы по совершенствованию практики устной речи и педагогической методики с участием носителей языка будут организованы в трех центрах – Усть-Каменогорске, Семее, Зайсане. И проходить обучение будут все педагоги-лингвисты. Инициаторы программы намерены пригласить на курсы около 80 преподавателей-носителей языка.

На втором этапе предполагается полный переход на единые учебники. Для проверки знаний будут разработаны тестовые задания. Кроме того, педагоги-новаторы займутся написанием учебных материалов на английском, казахском, русском языках, интегрированных с другими предметами: географией, биологией, математикой, физикой.

В программу заложены и инструменты финансового стимулирования лучших педагогов-лингвистов, обеспечивающих высокую результативность по итогам ЕНТ.
На завершающем третьем этапе будут подводить итоги, обобщать наработки, выпускать рекомендации. К слову, одним из инструментов для проведения среза знаний предлагается проведение международных экзаменов IELTS, TOEFL.

Знают, как надо

В Назарбаев интеллектуальной школе довольно успешно применяется своя программа развития английского языка. Международный замес-
титель директора Назарбаев школы Усть-Каменогорска Рональд Родригез сообщает, что для этого учебное заведение привлекает специалистов из-за рубежа. Они ведут уроки вместе с усть-каменогорскими учителями.

– Первоначально проведя анализ, мы поняли, что ученики хорошо усваивают новый материал, выполняют задания, но им сложно общаться, применять полученные знания в конкретных ситуациях, – говорит Рональд Родригез. – Поэтому наша задача переходить от лекций к практике, заставлять детей думать, развивать их критическое мышление.

Теперь главная задача педагогов, которая поставлена на три года вперед – это перенимать успешный опыт. Ведь время требует кадров новой формации. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, знание английского обязательно.

Ирина Осипова

Еще новости

Back to top button