Образование

Тест на профпригодность

Единое национальное тестирование позади. К сожалению, хвастаться особо нечем. Восточный Казахстан так и не смог вернуть себе статус одного из лидеров в сфере образования, заняв всего лишь восьмое место в республике. Средний показатель составил 78 баллов, хотя еще четыре года назад мы хвастались рекордом в 93 балла. Каждый пятый участник ЕНТ в ВКО провалил тестирование. Половина всех выпускников области не имеет шанса на поступление в казахстанские вузы в этом году.

Тест на профпригодность

Лучше, чем худшие

По данным руководителя управления образования Восточно-Казахстанской области Аскара Нургазиева, Единое национальное тестирование в этом году сдали 6734 выпускника. Это чуть больше 68 процентов всех 11-классников области. 32 процента учащихся выпускных классов даже не пытались пройти тест и предпочли сдать обычные экзамены. В этом году эти дети не имеют шанса поступить в высшие учебные заведения. Еще 19 процентов выпускников школ, сдававших ЕНТ, не смогли преодолеть пороговый уровень в 50 баллов. Такие низкие показатели также лишают их права подавать заявление на поступ-ление в вузы страны. Почти половина всех всех
11-классников Восточного Казахстана пока могут даже не мечтать о высшем образовании.

Аттестат «Алтын белгі» не смогли подтвердить 62 процента от заявленного количества. Обладателями аттестата особого образца стали только 65 выпускников из заявленных 133 (47 процентов). В некоторых районах и городах нет ни одного «круглого» отличника, претендовавшего на аттестат «Алтын белгі». Пример – Курчатов, Уланский район.

Средний балл ЕНТ в нашем регионе составил 78,04. Это выше прошлогоднего показателя на 5,6 балла. В сравнении с другими регионами Восточный Казахстан стоит на восьмом месте. Руководство управления образования области соотносит этот показатель с результатами ЕНТ 2013 года, когда ВКО занимала позорное 13 место. Но стоит ли радоваться тому, что наши дети показали результаты, которые лучше самых худших?

– Всегда образование в Восточном Казахстане было одним из лучших. И в советское время и после. В 2010 году наш регион занимал третье место по сдаче ЕНТ с результатом в 93 балла, – сказал аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек САПАРБАЕВ на одном из совещаний. – Это в последние несколько лет мы потеряли свои позиции и стали занимать 12, 13, 8 места. Я ставил задачу войти минимум в пятерку лучших регионов страны. Раз не смогли достичь этой цели в этом году, такая же задача перед управлением образования области будет стоять и на 2015 год.

Не достигли планки

Не удивительно, что руководство области строго спрашивает с чиновников от образования по результатам самого главного школьного экзамена. Каждый год финансирование образовательной сферы растет. Логично, что с улучшением условий, строительством новых школ государство ждет высоких показателей. Например, только в 2014 году расходы на систему образования выросли почти на десять процентов и составили 77 (!) миллиардов тенге. К концу декабря в области должно быть построено 40 новых школ (30 взамен аварийных, 10 – вследствие нехватки).

Почему наш край занял всего лишь восьмое место по результатам ЕНТ? Это главный вопрос, который глава региона задал Аскару Нургазиеву сразу после окончания тестирования.

– Если брать основные показатели, то Восточный Казахстан входит в пятерку лучших регионов. Например, по количеству участников, призеров олимпиад мы занимаем первое место, по охвату детей дополнительным образованием – также в лидерах. По функциональной грамотности школьники ВКО на третьем месте, по количеству выпускников, поступивших на гранты, – пятые, – издалека начал Аскар Нургазиев. – На то, что мы не вошли в пятерку по результатам ЕНТ, есть объективные и субъективные причины. Нам необходимо большую работу проводить по повышению педагогического мастерства учителей.

Аким области Бердыбек САПАРБАЕВ не согласен с такой постановкой вопроса. Глава области считает этот аргумент несостоятельным. По мнению акима, если не мастерство наших учителей, не видать бы нашим детям первых мест на олимпиадах республиканского, международного уровня.

– Недостаточно проводится агитационная работа, подготовка к тестированию. Почему бы нам не открыть в каждом районе пункты сдачи ЕНТ, как это сделано в Кокпектинском районе? Неужели нельзя обговорить данный вопрос с Министерством образования? За разрешение министерство денег не попросит, – обратился к руководству управления образования аким области. – А вы письмо направите и сидите, ждете, когда министерство вам все сделает. Вы сами должны ходить, хлопотать.

Чему учат в школе?

Руководитель департамента по контролю в сфере образования ВКО Баглан Данияров считает, что каждый год система национального тестирования совершенствуется, учитываются ошибки прошлых лет. Но нам необходимо обратить более пристальное внимание на функциональную грамотность. Другими словами, чтобы школьники не занимались просто заучиванием тестов, а хорошо знали программу в общем. Например, в этом году на ЕНТ было много вопросов на логику.
Организаторы тестирования намеренно включили задачи, для решения которых ребенок должен уметь думать самостоятельно.

Каждый год специалисты департамента по контролю в сфере образования области проводят аттестацию школ. Это своеобразная проверка, которая показывает, соответствует ли учебная программа, которую дает образовательное учреждение, государственному стандарту. Тому ли учат в школе?

– Результаты проверок последних двух лет показывают – 36 процентов школ не проходят аттестацию. Из 124 проверенных в этом году учреждений среднего образования 45 не прошли испытание. Практически в каждом районе есть такие, – говорит Баглан Данияров. – Это не значит, что данные школы будут закрыты. В случае выявления нарушений, мы накладываем административное взыскание и даем предписание об устранении. Срок исправления зависит от сложности и составляет от одного до шести месяцев. Далее – повторная аттестация.

Причин, по которым школы не аттестуют, несколько. Не выполняется госстандарт образования, учебные планы не соответствуют типовым. В профильных классах не соблюдается необходимая вариативная часть. Например, в математических классах упор должен делаться именно на углубленном изучении математики. Но никак не английского языка.

– Почему у нас такой невысокий процент участия выпускников в ЕНТ? Фактически треть 11-классников остаются «за бортом» и даже не готовы попробовать свои силы?

– Тот уровень участия, который есть, выше, чем в прошлом году. В некоторых районах в 2013 году процент участия был равен 27. Этим летом они хотя бы «подтянулись» до 41 процента. Причины, по которым дети не сдают ЕНТ, разные. Одни не хотят, другим не позволяет здоровье, третьи выбирают рабочую профессию и планируют учиться в колледже.
В таком случае дети сдают экзамены, а не ЕНТ. Но мы должны донести до родителей, что ребенок может поступить в колледж, даже если он не преодолел порогового уровня на национальном тестировании. То есть пробовать все же стоит, – отвечает на вопрос руководитель департамента.

– Подтвердите или опровергните мнение о том, что в некоторых школах области учителя давят на детей, которые имеют слабые оценки, не дают им возможности сдавать ЕНТ, дабы не портить общие показатели школы. И на ЕНТ от школы идут только хорошисты и отличники.

– Не исключаю, что такие факты могут иметь место. Я всегда был категорически против любого давления. Ведь ребенок может быть троечником, например, по одному-двум предметам только потому, что он имеет склонность к какому-либо другому направлению. Или имеет особые таланты в спорте. Данные факты можно выявить по обращениям родителей. В подобном случае за нарушение педагогической этики мы строго наказываем руководство школы, учителей. В прошлом году был один такой сигнал, в этом пока обращений не поступало.

– Были ли отмечены нарушения в процедуре проведения ЕНТ в этом году?

– Да. В первый день ЕНТ возле здания Восточно-Казахстанского государственного университета имени
С. Аманжолова полицейские задерживали родителей. Всего в пункте полиции оказались 12 человек. Мамы и папы подходили к окнам и пытались передавать шпаргалки, сотовые телефоны. Это естественное желание – помочь своему ребенку набрать как можно больше баллов. Но это желание противоречит закону. Все дети должны сдавать тестирование на равных условиях. Налицо конфликт интересов. С родителями провели разъяснительную работу и отпустили. Уже на второй день тестирования подобное нарушение не было допущено. В Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени Д. Серикбаева таких проблем не возникло – за ограждение вуза никого не пускали.

Что касается запрещенных предметов, изъятых у школьников, то меньше их не стало. «Улов» контролеров перед проведением тестирования – многочисленные шпаргалки, мобильные телефоны, фотоаппараты и т.д. Из аудиторий в этом году никого не выставляли.

Интересный факт

3,8 процента выпускников, проходивших тестирование, по некоторым предметам не смогли набрать даже по четыре балла и получили двойки. Половина из них получили низкую оценку по математике. Руководитель управления образования ВКО Аскар Нургазиев сообщает, что количество двоечников по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 37 процентов.

Наибольшее количество баллов – 124 смогли набрать всего два ученика – выпускница средней школы №16 Усть-Каменогорска Сая Сержанкызы и учащийся мужского лицея-интерната Семея Серик Адылканов.

Ирина Кирилюк

Еще новости

Back to top button