Получим нобелевских лауреатов и… нервный тик?
С сентября казахстанские первоклассники занимаются по обновленной программе образования. Малыши перестали носить в дневниках двойки и пятерки. Теперь они, как студенты, получают зачеты и зарабатывают баллы. Уже в первом классе ребята проходят объемные фигуры, занимаются конвертацией единиц измерения, знакомятся с первыми понятиями астрономии, физики и биологии…
«Обновленка», как образовательное ноу-хау называют в школах, вызывает постоянные споры. Одни родители говорят, что насыщенность учебного материала – хороший задел на будущее, другие хватаются за голову, считая, что детей готовят не иначе как в космонавты, лишая их самого главного – детства и попутно здоровья. Мы попытались разобраться в плюсах и минусах программы, побывав в начальной школе № 2 города Зыряновска.
В школе работает профессиональный коллектив. В конце апреля на базе учебного заведения пройдет семинар для директоров школ района, где педагоги поделятся опытом.
– На первых порах учителя критиковали новую программу, – говорит директор школы Вера Морозова. – Но сегодня мы видим первые результаты: дети проявляют интерес к учебному материалу, усваивают его. Есть, конечно, в системе и места, требующие доработки. Мы озвучиваем возникающие вопросы на совещаниях и семинарах, доводим до вышестоящего руководства.
Среди несомненных плюсов «обновленки» – качество учебной литературы. Новые учебники и рабочие тетради – хорошо продуманные, интересные. Детей привлекает обилие иллюстраций. Текст идет не единым блоком, а разбит на части. Сегодня, открывая страницу любого учебника, мы видим, какие ключевые понятия должен усвоить ребенок. Материал соответствует возрасту, сформулирован от простого к сложному. В программе много сквозных тем, которые одновременно изучаются на разных уроках. К примеру, ребята говорят о путешествиях на уроках грамоты, английском, казахском языках. И даже на математике в заданиях звучат слова по теме: «Англия», «альпинист», что расширяет кругозор учеников. Ребенок сегодня является исследователем, который, опираясь на свой опыт, усваивает новую тему.
Учебники нового поколения заслуживают положительных отзывов, но ровно до того момента, пока их не сложишь в портфель. Большие книги и прописи формата А4 делают рюкзак современного первоклассника неподъемным.
Наш корреспондент провел эксперимент, взвесив абсолютно одинаковые с виду портфели первоклассника, окунувшегося с головой в «обновленку», и второклассника, который пока учится по старинке.
У Ивана, ученика второго класса, портфель совсем легкий – около двух килограммов. Как говорит сам мальчик, носить его несложно, даже если прихватишь в школу пару трансформеров, чтобы показать друзьям.
У маленького Данила рюкзак весит почти пять килограммов (!!!), это не считая пакета со второй обувью. Сам первоклассник дошел только до двадцатикилограммовой отметки, то есть ребенку приходится носить одну четвертую от своего веса. Представьте, если вы весите 80 килограммов, вам положена рабочая сумка в 20 кг. Даже тяжелоатлеты так не прогуливаются! Родители переживают, как бы наука не обернулась проблемами с осанкой и позвоночником.
Звучит критика в адрес формата учебников и от педагогов. Если два ученика разом открывают нужную страницу, на парте не остается места для тетрадок. Решить эти проблемы возможно за счет внедрения электронных учебников, которые уже разработаны.
Еще один спорный момент – насыщенность программы. Теперь за партами первого класса изучают то, что раньше узнавали только в 3-4-м и даже в 6-м классах!
К примеру, на математике первоклашки уже научились определять по часам время. На познании мира школьникам рассказали о сакских племенах, на естествознании познакомили со свойствами магнитов и электричества.
Родители говорят, что от обилия тем в учебниках у них появляется нервный тик. По новым правилам, в первом классе не должно быть такого понятия, как домашнее задание. Но чтобы успевать за насыщенной программой, мамам и папам приходится усиленно заниматься дома, помогая ребенку закреплять пройденный материал.
Новая программа основана на опыте Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ), образовательный уровень учеников которых – гордость всей страны. Но в НИШах дети находятся на продленке, педагоги работают с ними и после обеда. Родители отмечают, что были бы не против такого расклада.
– Программа на самом деле насыщенная, – соглашается Вера Морозова. – Не хватает времени на повторение и закрепление материала. На уроках грамоты, к примеру, предусмотрено мало часов для отработки навыков беглого чтения, письма. В целом, программа рассчитана на хорошо подготовленного к школе ученика. У нынешних первоклассников разный уровень подготовки, но в следующем году этого уже не будет, так как в предшколах сегодня тоже занимаются по новой программе.
Директор школы отмечает, что изменилось не только содержание программы, но и форма работы:
– Если раньше большую часть урока говорил педагог, а ребенок пассивно слушал, то сегодня ученики ни минуты не сидят без дела. Они постоянно задействованы в учебном процессе. В течение урока нужное правило звучит несколько раз и его все усваивают. Ученик учится общаться, выражать свои мысли, чувствует себя увереннее. Несомненный плюс программы – нацеленность не просто на получение конкретного объема материала, а на общее развитие ребенка. Дети учатся высказывать свое мнение, анализировать полученную информацию, развивают в себе память, внимание, мышление и самостоятельность.
В новой программе наконец-то учли все слова критики, которые звучали в адрес методики изучения иностранного и государственного языков. Долгие годы на уроках казахского и английского не одно поколение казахстанцев усиленно учило грамматику, тоннами поедая правила, но повального знания языка это не вызвало.
Сегодняшние уроки нацелены именно на разговорную речь. Первоклашек учат строить предложения не в теории, а на практике. Уроки очень насыщенные. Дело не только в количестве материала, но и в видах деятельности. Дети участвуют в диалогах, соревнуются, играют, выступают в роли учителя.
– Готовясь к семинару, мы организовали уроки английского и грамоты для самих педагогов, – говорит директор школы. – В роли учеников были учителя, многие из которых не учили язык. Занятия проходили по новой программе. Всего за сорок минут даже те, кто совсем не знаком с английским, запомнили нужные слова. Возможно, аналогичный мастер-класс проведем и для родителей, чтобы они лучше понимали специфику новой программы.
Учить языки стало интереснее, что обязательно должно привести к результату. Но вот с проверкой знаний авторы программы немного перемудрили. В четвертной работе по казахскому дети должны читать и переводить небольшой рассказ, расставлять по порядку предложения, которых нет в тексте, но они могли бы быть в нем, так сказать, между строк. Такое задание под силу носителям языка, но никак не тем ребятам, кто только знакомится с ним.
Есть надежда, что подобные недостатки скоро исправят. Ведь на старте учебного года предполагалось, что дети будут сдавать тестирование даже по физкультуре и музыке, но в итоге его благоразумно отменили.
Еще одно нововведение программы – отсутствие текущих оценок. Учитель уже не «судья в последней инстанции», а, скорее, консультант, который помогает ребенку в процессе получения знаний. Он не ставит двойки и пятерки, баллы в конце четверти просчитывает электронный журнал на основании результатов проверочных работ.
– Новой программой предусмотрено критериальное оценивание, – поясняет Вера Морозова. – Оценка складывается из определенных составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся. Усвоив новый раздел, дети пишут суммативную оценочную работу (СОР), еще одну делают в конце четверти (СОЧ). Результаты суммируются автоматически.
Сложнее всего привыкнуть к такой системе оказалось самим родителям, для которых оценки в дневнике – своеобразный сигнал к действию. Если появились тройки, двойки – нужно поднажать. Сейчас же в течение четверти дети получают только смайлики и слова похвалы: «Молодец», «Умница» или же подбадривающие: «Ты можешь лучше», «Старайся» (формативное оценивание). Когда же появляются итоговые баллы, исправить уже ничего нельзя.
Впрочем, даже успешная работа на протяжении всей четверти не является стопроцентной гарантией высокого балла. Не каждый малыш в шесть лет уже способен сконцентрировать свое внимание и понять важность и серьезность проверочной работы. Ребенок просто может хотеть спать и поэтому даже не станет особо вникать в вопросы, которые решают его судьбу.
Последние две недели третьей четверти стали для первоклашек самой тяжелой в этом году. Дети осилили десять проверочных работ. Растянуть их на более длительное время было нельзя, так как сроки проведения оговариваются программой. Пропустившим контрольный урок, пусть и по уважительной причине, пересдать СОР и СОЧ необходимо в двухнедельный срок, то есть на длительную болезнь современные первоклашки могут не рассчитывать.
– В остальном новая система оценивания доказывает свою состоятельность, – считает директор. – К примеру, в 1 «А» из всего класса 15 ребят учатся лучше всех, быстрее схватывают новую тему. У них, по подсчетам автоматической программы, вышли пятерки, у менее активных – четверки, у слабеньких – тройки. В целом, первоклассники Казахстана показали хорошие результаты, что положительно говорит о самой программе.