Экономика

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый

Бухтарминское водохранилище – один из «козырей» Восточно-Казахстанской области. С одной стороны, это топливо для гидроэнергетики, с другой – уникальный ресурс для развития туристической отрасли. Можно подумать – сплошные плюсы и выгоды. Но на деле все не так просто.

Есть для людей, живущих на побережье (в основном в Курчумском и Катон-Карагайском районах), один минус. Один, но зато какой.

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый

Вот билет на «балет»

Правый берег отрезан от областного центра огромным рукотворным озером. Чтобы попасть «в цивилизацию», им необходимо проделать неблизкий и порой небезопасный путь. В сентябре прошлого года все прелести паромной переправы журналисты «Рудного Алтая» смогли испытать на себе. Тогда наш автомобиль чуть не скинуло с берега груженым КамАЗом, а после, перед самой погрузкой, протаранило старым джипом, оторвав боковое зеркало.

– Да у нас тут всегда так, – сказал тогда Серик, родившийся и выросший в Курчуме. – Мы этот «балет» всю жизнь наблюдаем. Сегодня ничего такого и не произошло. Даже серьезных аварий нет, так что зря вы так напугались.

Справедливости ради надо отметить, что на публикацию материала о беспорядках на переправе «Кызыл Ту», которую чаще называют Казнаковской, районные власти отреагировали незамедлительно. В официальном письме на имя автора было сказано: «Во избежание стычек автомобилистов на паромной переправе установлены шлагбаумы и бордюры по обочине проезда к парому, которые вмещают только одну машину. Движение автотранспорта урегулировано в двух направлениях – на паром и с парома. Здесь уже не выстраиваются автомобили в четыре ряда перед узким проездом. Порядок на паромной переправе установлен».

Порядок установлен. Этот факт добавил оптимизма, однако проблему не решил. Паромная переправа по-прежнему вызывает массу нареканий со стороны тех, кто вынужден ею пользоваться. Нередко техника выходит из строя, а значит, нарушается график движения. Но и это не самое главное. Не стоит забывать, что паром – это роскошь летнего периода. Зимой, когда водная гладь покрыта толстым льдом, движение парома невозможно. Трассу прокладывают прямо по ледяной тверди. Думаю, кому хоть раз приходилось преодолевать эти сотни метров, никогда не забудут этого приключения. Хруст резины по мелкому снегу, скрип огромного ледяного тела, под которым хоть и неясно, но все же прослеживается колыхание водной громадины… Все это романтично только в приключенческих книжках. На деле же – кровь стынет в жилах от ужаса. А ранней весной курчумские таксисты-сорвиголовы и вовсе устраивают экстрим-шоу. Как вам поездка по непрочному льду с открытыми дверьми, на случай, если придется выпрыгивать из авто?

Грандиозные планы

Как обеспечить транспортом отдаленные районы, сделать жизнь сельчан более комфортной? Над решением этого вопроса власти районов и области бьются не первый год. Первый шаг сделан – паромы «Енисей» и «Курчум» после долгого «плена» в частных руках возвращены в коммунальную собственность. Второй, более кардинальный шаг – строительство моста через водохранилище.

В феврале 2013 года был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве между акиматом ВКО и корейской компанией «Роsсо Е&С» в рамках государственно- частного партнерства. Стороны договорились о совместном сотрудничестве по строительству и эксплуатации нового мостового перехода через Бухтарму с выходом на дорогу областного значения Улкен Нарын – Курчум.

Проект воистину грандиозный. Моста протяженностью около километра (именно столько имеет в длину самое узкое место водохранилища) в нашей области еще не было.

В мире есть примеры и помасштабней, усмехнутся скептики. Однако не стоит забывать, что, во-первых, эксплуатация этого сооружения будет производиться в крайне сложных погодных условиях, при резких скачках температур. Во-вторых, строительство такого путепровода требует колоссальных денежных вливаний. Стоимость проекта оценивается в 20 с лишним млрд тенге.

Новость о строительстве моста вместо паромной переправы уже потеряла свою свежесть. Однако чем более осязаемой становится эта мечта, тем жарче разгораются cпоры на интернет-форумах и на кухнях восточноказахстанцев. Противников у такого строительства нет, есть только сомневающиеся, что этот проект вообще удастся реализовать. Однако областные власти делают все возможное, чтобы этот дерзкий и амбициозный, в самом лучшем смысле, план все-таки удалось реализовать.

Не скоро дело делается

Если все пойдет по плану и строительство моста начнется без отставания от намеченного графика, то первый автомобиль сможет проехать по путепроводу не раньше, чем в 2018 году. А это значит, паромная переправа еще несколько лет останется единственной связующей нитью жителей правобережья с «большим миром».

Анастасия Бродовская

Еще новости

Back to top button