Экономика

Осенне-бензиновое дежа-вю

В России дорожает бензин, а Казахстан пока в раздумьях…

Осенне-бензиновое дежа-вюОдной из самых обсуждаемых тем сегодня является грядущий рост цен на бензин. О том, что повышение произойдет, если не в августе, то в сентябре, говорят уже не только по сарафанному радио. Экс-министр нефти и газа, ныне вице-министр энергетики Узакбай Карабалин на последнем брифинге в службе центральных коммуникаций сообщил – ГСМ в Казахстане не подорожает минимум до сентября. Прямо какое-то осенне-бензиновое дежа-вю.

Бензиновая тема на самом деле касается не только автолюбителей. Даже если у вас нет машины и вы ходите только пешком, рост цен на ГСМ так или иначе скажется на ваших расходах. Ведь затраты на горюче-смазочные материалы заложены в стоимость различных товаров и услуг. Поэтому, вероятнее всего, после скачка цен на топливо (пусть и разрешенного Правительством) снова начнет расти стоимость продуктов питания, одежды и т.д. С большой долей вероятности можно говорить о том, что цены на товары первой необходимости, такие как хлеб, картофель, молоко, будут удерживаться в определенном ценовом коридоре. Но ведь, согласитесь, наш ужин состоит не только из хлеба с картошкой.

– Вообще, должен заметить, что обсуждение корректировки цен на ГСМ происходит ежемесячно, – сказал господин Карабалин на встрече с журналистами. – Предложения озвучиваются и в рамках заседаний межведомственных комиссий в АРЕМ, в Минэкономики, в отраслевом министерстве, и в целом в Правительстве. Однако это не означает, что бензин дорожает ежемесячно. Как вы видите, стабильность сохраняется.

К слову, в прошлом году бензин подскочил в цене именно осенью. И в 2012 году была такая же история. И в 2011… Сезонное явление?

Таким образом, то, что скачок произойдет уже в ближайшее время, известно доподлинно. Теперь самый главный вопрос – насколько увеличится стоимость бензина и дизельного топлива?

На республиканских интернет-порталах эксперты делают разные прогнозы. Звучат цифры 130-141 тенге за литр бензина марки АИ-92. Однако официально никто из уполномоченных представителей Министерства нефти и газа или Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) с заявлениями по поводу новой цены не выступал. Вице-министр энергетики тоже воздержался от собственных прогнозов.

– Если бы я знал, я бы с удовольствием рассказал. Каждый месяц мы проверяем наши запасы, производство, пока мы держимся на прежнем уровне. Посмотрим, как дальше будет. Прогнозов у меня нет. Мое мнение, что сегодня мы находимся в окружении высоких цен, и если будет угроза тому, что из-за этого не будет нам импорта, или будут сложности в нашем хозяйстве, тогда придется принимать меры, но сейчас сказать конкретно не могу, – заключил зам главы ведомства.

Основной причиной будущего повышения Узакбай Карабалин назвал общее экономическое положение в нефтегазовой отрасли в соседних странах, поставляющих автотопливо в Казахстан. Безусловно, речь идет, в первую очередь, о России.
В соседней республике цена на бензин и так выше, чем у нас, а она еще и растет. Вот вам две цифры для сравнения. В июле стоимость бензина марки АИ-92 в РФ составила в среднем 31 рубль (155 тенге). В Казахстане топливо с аналогичным октановым числом пока держат в пределах 115 тенге. Разница очевидна.

Эти доводы скептики и критики, конечно, могут парировать данными по объемам добываемой в Казахстане нефти, стабильной работе собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). И с этими аргументами нельзя не считаться.

Другое дело, что казахстанские НПЗ поочередно периодически закрывают на реконструкцию. Совсем недавно после ремонта вновь начал работать Павлодарский НПЗ, в октябре еще один завод на полтора месяца временно приостановит свою деятельность. По данным, размещенным на сайте бывшего Министерства нефти и газа РК, в настоящее время идет процесс модернизации трех крупных казахстанских НПЗ, который завершится в 2016 году. В результате, в период 2017-2022 годов республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом, авиакеросином по стандартам Евро-4 и Евро-5.

Надо полагать, что до того момента, как наступит это счастливое время, мы будем сильно зависеть от ситуации в России. Думается, и после всех усовершенствований Казахстан не сможет долго оставаться в ценовом вакууме. Тем более в условиях свободной торговли на территории Евразийского экономического союза.

– Бензин в Казахстане сегодня дешевле, чем в странах, с которыми граничим, – России, Китае, Кыргызстане, Узбекистане.
То же самое – среди стран Европы. Наше топливо – одно из самых дешевых. В то же время, необходимо учитывать экономические реалии, поэтому не реагировать на происходящее вокруг мы не можем. Вопрос времени – по выработке собственного топлива, по импорту. Таким образом, Казахстан, который влился в глобальную экономику, не может искусственно сдерживать цены постоянно, – резюмировал Узакбай Карабалин.

Уже после брифинга господина Карабалина на сайте бывшего Министерства нефти и газа РК появилась довольно любопытная статистическая информация на эту тему. Специалисты ведомства опубликовали сравнительные данные рейтингового агентства «РИА Рейтинг». В таблице указана информация о ценах на бензин в странах Европы в первом квартале 2014 года. Рейтинг составлен по 36 странам. В нем указано, что по стоимости бензина марки АИ-95 Казахстан стоит на 33 месте. Если в РК топливо этой марки стоит 0,78 долларов за литр, то в России цена составляет уже 0,94 доллара, в Беларуси – 0,95, в Норвегии (которая стоит на первом месте) – 2,46 доллара за литр.

Еще одна цифра, которая «играет» в нашу пользу, – процент роста с начала года. В РК он составил всего полпроцента, в РФ – 2,3 процента, а на Украине – вообще 31 процент. Есть чем гордиться, скажете. Ну, это еще как посмотреть.
Любопытно вся эта арифметика выглядит, когда начинаешь сравнивать уровень жизни казахстанцев с теми же норвежцами. Эти показатели тоже, между прочим, можно сравнить в «бензиновом» эквиваленте.

Вот вам пример. На среднюю зарплату казахстанца по нашим «супернизким» ценам можно купить 683 литра бензина АИ-95. А в той же Норвегии на месячную зарплату гражданин сможет позволить себе покупку 2,2 тысячи (!) литров бензина.
Чувствуете разницу? В этой связи кажется, что хвастаться своими низкими ценами нам как-то негоже. Особенно, если очередной виток подорожания не вызывает за собой обязательного повышения заработной платы.

Ирина Осипова

Еще новости

Back to top button